Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология взаимоотношений людей: агрессия и альтруизм.




Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»

Кафедра социологии и социальной работы

М. Д. Лапина

Методические указания для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Социальная психология».

Вопросы для подготовки к семинарским занятиям.

Мариуполь, 2012

 

Методические указания для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Социальная психология».Вопросы для подготовки к семинарским занятиям (для студентов специальности «Социальная работа»). / ГВУЗ «ПГТУ».Каф. Социологии и социальной работы; сост. М.Д. Лапина. – Мариуполь, 2012.- 14 с.

 

Методическое пособие содержит основные вопросы для подготовки студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Социальная психология». К каждому занятию предлагается список рекомендованной литературы по данной теме. Пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа» инженерно-педагогического факультета. Пособие может быть полезным для тех, кто интересуется проблемами социальной психологии.

 

Сост. М. Д. Лапина, ст.преп.

 

Отв. за вып.: зав.кафедроюХарабет В.В., доц., к. п. н.

 

 

Утверждено на заседании кафедры

социологии и социальной работы

протокол № от г.

Рекомендовано методическойкомиссией

Инженерно-педагогическогофакультета

Протокол № ___ от "___"____________200_ г.

 


 

Содержание:

I. Цели и задачи изучения дисциплины

II. Вопросы для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине

III. Требования к знаниям и умениям студентов

IV. Литература

 

I Цели и задачи изучения дисциплины

 

Современный специалист, просто образованный человек, немыслим без социально-психологической подготовки, без знаний о движущих силах и законах, особенностях и эффектах протекания взаимодействия, общения между людьми. Рассматриваемые в дисциплине «Социальная психология» вопросы и феномены делают эту дисциплину особенно актуальной для всех специалистов, работающих в сфере «человек – человек».

Дисциплина строится с опорой на предшествующие курсы: философия, история, введение в общую психологию и т.д. и, в свою очередь, служит основой для многих дисциплин, рассматривающих отдельные предметные области социальной работы, прикладные и практические.

Дисциплина «Социальная психология» предназначена для студентов специальности «Cоциальная работа» дневной и заочной форм обучения.

Целью дисциплины является:

- ознакомить студентов с явлениями, процессами и составными частями социальной психологии, с достижениями отечественной и зарубежной психологии в этой области, с основными принципами, законами и закономерностями в сфере человеческих взаимоотношений и личности, с факторами и детерминантами поведения человека;

- научить их основам и практике социально-психологического анализа;

- сформировать понимание основ группового и индивидуального поведения;

- развить способность ориентироваться в социально-психологических ситуациях, умение рассматривать их с правильных методологических позиций и находить пути разрешения проблем с точки зрения социальной психологии.

Задачами дисциплины являются:

- изучение методологических основ социальной психологии;

- изучение социальных групп, групповых явлений и процессов с точки зрения социальной психологии, законов и принципов социального влияния, социальных типов личности, установочной системы и других вопросов;

- формирование умений и навыков анализа социально-психологических процессов;

- изучение основ социально-психологического исследования и применения методов социальной психологии.

Изучение вопросов дисциплины создает основу для дальнейшего более глубокого изучения законов человеческого поведения, приобретения знаний, умений и навыков работы с людьми.

II Вопросы для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Социальная психология»

Модуль 1. Психология общения и взаимоотношений.

 

Методы исследования в социальной психологии.

1. Методы сбора социально-психологической информации (наблюдение, опрос, тесты, изучение документов и т.д.)

2. Специфика эксперимента и методы обработки информации в социальной психологии.

3. Специализированные социально-психологические методы (социометрия, метод ГОЛ семантический дифференциал).

4. Проблемы применения методов социально-психологического исследования (качества, надежности информации, этические проблемы).

Рекомендуемаялитература:

ü Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

ü Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2001.

ü Методы социальной психологии. / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л.: ЛГУ,1977. – 129с.

ü Почебут Л. Г. Мейжис И. А. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.

ü Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: Истории, теории, исследования. В 2-х частях. Часть 1. – Владивосток: Дальневосточный университет, 2001. – 145 с.

ü Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: ООО ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.

ü Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005. – 800 с.

 

Социально-психологические особенности социализации личности

1. Содержание процесса социализации. Соотношение понятий социализация, воспитание, адаптация.

2. Агенты, институты и механизмы социализации (механизмы типизации и индивидуализации).

3. Социально-психологические теории социализации.

4. Понятия социальнойдезадаптации, десоциализации, асоциализации, ресоциализации.

Рекомендуемаялитература:

ü Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: Форум; Инфра-М, 2006. — 416 с.

ü Социальная психология: Учебное пособие для вузов. / Под ред.А.Н. Сухова,А.А. Деркача. – М.: Academia, 2001. – 600с.

ü Социальная психология: Учебное пособие для вузов. / Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.

ü Новиков В.В. Социальная психология. Феномен и наука: Учебное пособие. – М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2003. – 344 с.

ü Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: ООО ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.

ü Социальная психология: Учебное пособие для вузов./ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Изд. центр Академия, 2001. – 600 с.

ü Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. – М.: Владос, 1995. – 544 с.

ü Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005. – 800 с.

 

Психология взаимоотношений людей: агрессия и альтруизм.

1. Явление агрессии. Факторы и теории агрессивного поведения индивида.

2. Способы осуществления контроля над агрессией.

3. Понятие и типы альтруизма (просоциального поведения личности).

4. Ситуативные и личностные детерминанты просоциального поведения индивида.

 

Рекомендуемаялитература:

ü Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / изд. 7.; пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.

ü Майерс Д. Социальная психология. / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. - 688 с.

ü Майерс Д.Социальная психология. Интенсивный курс. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.

ü Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

ü Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! – СПб.: ПраймЕврознак, 2002. – 256 с.

ü Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 336 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...