Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, способствующие выделению психодиагностики как самостоятельной области психологии




Становление психодиагностики как самостоятельной области психологии произошло в конце 19-начале 20 века, благодаря совместному действию следующих факторов: появлению дифференциальной психологии, развитию экспериментальной психологии и требованиям прикладной психологии.

Дифференциальная психология неразрывно связана с именами Френсиса Гальтона (1822-1911) и Вильяма Луиса Штерна (1871 -1938). Первый выступает как зачинатель глобальных исследований в области индивидуальных различий. Именно он, пытаясь обосновать наследственную детерминацию человеческих способностей, организует статистический анализ биографий выдающихся людей Англии и интерпретирует результаты в работе «Наследственный гений». Идея улучшения человеческой породы приводит Гальтона к психометрии или измерению ума, созданию первой антропометрической лаборатории (1884 г.), проведению массового обследования людей, он впервые употребил термин «тест», создал первые психодиагностические инструменты (линейку для измерения остроты зрения и свисток для измерения остроты слуха).В течение 1884-1885 гг. Гальтон провёл серию испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за небольшую плату проверить свои физические качества (силу, быстроту реакции и др.), а также ряд физиологических возможностей организма и психических свойств – всего по 17 показателям. В число последних вошли показатели роста, веса, жизненной ёмкости лёгких, силы кисти и удара кулаком и другие. По полной программе исследования было обследовано 9,5 тыс. человек. Это был первый существенный отход от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанной на интуиции.

Вначале 1890-х гг. Эмиль Крепелин выдвигает идею применения методов экспериментальной психологии к задачам психологической и психиатрической диагностики.

Конец 19 начало 20 века характеризуются быстрым развитием методов психологической диагностики различных интеллектуальных характеристик личности, и всё это направление в целом получает в кругах специалистов общее название ментиметрии или измерения интеллекта.

В 1885г. Герман Эбингауз публикует сообщение о разработанной им методике испытания способности к запоминанию пропущенных слов в тексте. Фактически это был первый групповой тест мыслительных способностей.

Во Франции Альфред Бине, помимо экспериментальных исследований мышления, изучал людей с выдающимися способностями, а также воображение, память и интеллект у детей. Он был психологом, доктором медицины и права (Парижский университет). Основатель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии (Сорбонна, Париж). В 1896г. он разработал серию тестов для испытания личности. Настоящую известность ему принесла метрическая школа интеллектуального развития. Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, составленные Бине и Томас Симон (шкала умственного развития Бине-Симона).

Следует отметить возникновение другой крупной группы тестов – проективных, с помощью которых предпринимается попытка выявить основные функции личности. Принцип проекции появляется в словесно-ассоциативном методе Карла Юнга (основателя аналитической школы) в 1904-1906 года.

В конце XIX века происходит становление научной и практической психологической диагностики: зарождается экспериментально-психологический метод, а также количественные (математические) методы обработки анализа результатов.

Основателем дифференциальной психологии стал Вильям Луис Штерн. В 1900 г. он опубликовал книгу «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии», в которой обосновывал идеи устойчивого характера индивидуальных различий и индивидуальности человека.

Возникновение экспериментальной психологии связно с именем Густава Фехнера, который впервые обосновал применение психофизических методов исследования. Отталкиваясь от простейших опытов Г. Фехнера, Им были введены в психологию количественные меры, то есть измерение. Вундт проводил исследования личности экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т.п. Вундт вместе со своими учениками изучал не только общие закономерности психических процессов, но и индивидуальные их проявления. Вильгельм Вундт заложил основы экспериментальной психологии. В 1878 г. появилась первая лаборатория экспериментальной психологии, в которой в основном изучались ощущения и вызванные ими двигательные акты. Позже ученики Вундта основали подобные лаборатории во Франции, Голландии, Англии, США, России. Особый стиль мышления, сложившийся у учеников Вундта (Дж. Кэттел, Э. Крепелин, Г. Мюнстенберг, В. Мёде, В. Анри и пр.), которые стали заниматься этими проблемами, определил развитие психодиагностических методов исследования. Благодаря исследованиям в этой области, были разработаны объективные методы исследования психологических особенностей человека.

Развитие прикладной психологии выявило потребность разработки новых методов для решения проблем практики. Решение задач профессионального отбора (психотехника), выявление отклонений в развитии психики у детей (психиатрия), оценка уровня развития детей (педагогика) способствовало развитию психодиагностики.

В конце 19 в. с одной стороны появилась теория индивидуальных различий, с другой – объективные методы исследования и потребность практики. Все вместе это способствовало развитию психодиагностики как самостоятельной области психологии.

Психологическая диагностика заимствовала у экспериментально психологии количественный принцип, превратившийся в методологический. Он составляет основу всех процедур и оценок диагностических возможностей тестов. Разработкой многочисленных процедур и приёмов экспериментальная психодиагностика фактически стимулировала развитие психодиагностики.

Другой, исторически не менее важный источник психологической диагностики заключён в дифференциальной психологии. Именно Гальтона, применяя экспериментально-психологические методики, впервые обратил внимание на индивидуальные различия.

Основателем дифференциальной психологии (индивидуальных различий) принято считать Вильяма Штерна, который ещё в 1900 году призывал психологов заниматься исследованием общих психологических закономерностей, но также и индивидуальностью. Штерн был немецким психологом, занимался изучением интеллекта, ввёл понятие коэффициента интеллекта, вычисляемого путём деления умственного возраста на хронологический возраст.

Существенную роль в становлении дифференциальной психологии сыграли Бине и Анди. В 1896 году докладом на тему «Индивидуальная психология» они открыли новую предметную область психологических исследований – индивидуальные различия. Переход от изучения изолированных психических свойств к целостной индивидуальности стимулировало возникновение особого предметного аспекта – психодиагностики.

Следует различать психологическую диагностику и дифференциальную. Психологическая диагностика интересуется проявлениями общих закономерностей в единичном, конкретном случае. Дифференциальная психология изучает общие закономерности проявления индивидуальных различий.

Прикладную психологию принято считать третьим источником психологической диагностики. Очертить чётко предметную область прикладной психологии очень сложно. Прикладные аспекты исследований можно обнаружить почти во всех сферах производственной и общественной деятельности человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...