Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 Международное разделение труда – основа развития мировой экономики

 

2.1 Сущность международного разделения труда. Общественное и международное разделение труда

2.2 Основные теории международного разделения труда

2.3 Новые тенденции в мировой экономике как результат фундаментальных изменений в международном разделении труда

2.1 Сущность международного разделения труда. Общественное и международное разделение труда

Становление современной мировой экономики объективно было предопределено закономерностями развития производства и международного разделения труда (МРТ), втягиванием в совокупный процесс производства все новых стран, превращением мировой торговли в один из важнейших факторов экономического роста, удовлетворения потребностей национальных хозяйств и населения в разнообразных товарах и услугах.

Сущность международного разделения труда. В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой. МРТ – объективная основа международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от уровня их экономического развития и характера общественного строя. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты.

МРТ – основа мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих экономических законов. Сущность МРТ проявляется в динамическом единстве двух процессов производства – его расчленении и объединении.

Единый производственный процесс не может не расчленяться на относительно самостоятельные, обособленные друг от друга фазы. Вместе с тем такое расчленение – это одновременно и объединение обособившихся производств и территориально-производственных комплексов, установление взаимодействия между странами, участвующими в системе МРТ. Обособление различных видов трудовой деятельности, их взаимодополнение и взаимодействие суть основного содержания разделения труда. Иначе говоря, разделение труда есть одновременно способ соединения труда.

Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод. Реализация получаемого участниками МРТ эффекта в этом случае происходит в результате действия закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью товара. Закон стоимости – движущая сила МРТ в условиях товарного производства.

Поскольку в любых социально-экономических условиях стоимость образуется из затрат средств производства, оплаты труда, прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, т.е. мировых цен. Товары обмениваются в пропорциях, соответствующих законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости.

Реализация преимуществ МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта.

Общественное и международное разделение труда.

Общественное разделение труда ‒ обособление отдельных видов трудовой деятельности. Общепризнанно, что общественное разделение труда является необходимым условием и важнейшим фактором возникновения товарного производства. Оборотной стороной общественного разделения труда является его кооперация. Диалектическое единство разделения и объединения труда есть основа возникновения первых форм обмена товарами. Будучи, таким образом, фундаментом исторической эволюции и экономического прогресса общества, общественное разделение труда прошло следующие основные этапы:

1) отделение земледелия от скотоводства;

2) отделение ремесла (производства) от земледелия;

3) отделение торговли (обращения) от производства.

Дальнейшее развитие производительных сил в мире привело к детализации общественного разделения труда на следующие функциональные виды:

общее ‒ разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства, такими, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и др.;

частное ‒ разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, таким, как тяжелая и легкая промышленность, скотоводство и земледелие, а также внутри них, например, нефтедобыча и металлургия в рамках тяжелой промышленности;

единичное ‒ разделение труда внутри отдельного предприятия, при этом предприятие трактуется широко, как цикл создания законченного товара.

Очевидно, что производственный процесс, распадаясь на относительно самостоятельные фазы, не может не концентрироваться по отдельным стадиям производства на определенной территории. Поэтому в теории международного разделения труда выделяют два вида территориального разделения:

межрегиональное ‒ разделение труда между регионами одной и той же страны;

международное ‒ разделение труда между различными странами.

Естественно, что разделение труда формировалось и развивалось первоначально в границах национальных экономик, выйдя затем за узкие национальные рамки и став международным, что предопределило новое качество товарообмена, создало устойчивую и все расширяющуюся основу взаимодействия национальных экономик.

Международное разделение труда (МРТ) является, таким образом, частным случаем общественного разделения труда, его пространственной формой, характеризующейся разрывом между местами (странами) производства и потребления. Международное разделение труда в современном понимании представляет собой сложный процесс специализации и соответствующей кооперации тех или иных видов деятельности между странами, компаниями разных стран и внутри транснациональных компаний между входящими в них дочерними структурами. Это единство обособления и взаимодействия на его основе всех субъектов мирового хозяйства, а также способ его организации, при котором указанные субъекты специализируются на изготовлении определенных продуктов и услуг, а затем обмениваются ими, добиваясь при этом значительных экономических результатов.

Благодаря МРТ происходит постоянное движение ресурсов между странами, что открывает каждой стране доступ к добываемым мировым природным ресурсам, созданным производительным силам, накопленным научным и техническим знаниям, управленческому опыту, использованию трудовых ресурсов и т.п.

В отличие от общественного разделения труда внутри страны, опирающегося на локальные ресурсы, МРТ изменяет структуру национальных производств, исходя из возможности конкретных стран производить товары с большей эффективностью, чем в других странах. Таким образом, общая эффективность как мировой, так и национальной экономики возрастает. Подобная интеграция существенно влияет на все стороны жизни стран, участвующих в МРТ.

Степень участия отдельных стран в МРТ определяется одновременным действием множества факторов, имеющих в различные периоды времени различное значение.

Факторы, определяющие участие стран в МРТ:

1Национальные факторы МРТ

а) Природно-географические различия отдельных стран

- Природно-климатические условия
- Природные ресурсы
- Величина территории
- Численность населения
- Экономико-географическое положение страны и т.д.

б) Социально-экономические особенности отдельных стран

- Положение страны в мировой экономике

- Особенности исторического развития, производственных традиций и традиции внешнеэкономических связей

- Достигнутый уровень экономики и научно-технического развития

- Тип хозяйствования (рыночное или плановое)

- Законодательная база внешних связей и т.д.

Международные факторы МРТ

а) Уровень НТП в мире: чем он выше, тем более наукоемкими становятся отрасли (продукты) специализации стран

б) Спрос на мировом рынке

в) Система международных расчетов

г) Экологические проблемы, которые по-новому ставят вопрос о стоимости природных ресурсов в качестве товаров.

Международное разделение труда проявляется, как уже отмечалось, в единстве двух процессов ‒ специализации (разделения) и кооперации (объединения). Международная специализация производства ‒ это форма международного разделения труда, при которой рост концентрации однородного (по определенному критерию) производства происходит на основе дифференциации производства и выделения самостоятельных технологических процессов.

Международная специализация производства осуществляется по двум направлениям:

производственная специализация;

территориальная специализация.

Производственная специализация, в свою очередь, подразделяется на:

подетальную (производство компонентов);

технологическую, или стадийную (специализация на отдельных технологических операциях).

Международное кооперирование представляет собой такую форму международного разделения труда, при его участники на основе долгосрочных контрактов согласовывают условия совместной деятельности.

Кооперирование имеет производственный и территориальный аспекты.

Вступая в кооперацию, субъекты мировой экономики преследуют определенные общие цели, а также свои частные интересы, достижение которых в одиночку не под силу не только отдельной компании, но и порой отдельному государству (табл. 2.1.1).

Таблица 2.1.1

Международное кооперирование производства

Принципы классификации Характер кооперации
По видам Экономическая, промышленная, производственная и научно-техническая, кооперирование в области проектирования и строительства объектов, в сфере сбыта и других областях хозяйственной деятельности
По стадиям Предпроизводственная, производственная, коммерческая
По методам Выполнение совместных программ, договорная специализация, создание совместных предприятий
По структуре связей Внутри- и межфирменная, внутри- и межотраслевая, горизонтальная, вертикальная, смешанная
По числу сторон Дву- и многостороняя
По числу объектов Одно- и многопредметная
По территориальному охвату Между двумя и более странами, в рамках региона, межрегиональная, всемирная

 

Показатели участия страны в международном разделении труда. В качестве основных индикаторов масштабов и степени разделения труда международная статистика предлагает использовать следующие показатели.

1) Коэффициент МРТ, рассчитываемый как отношение доли страны в мировом экспорте к доле той же страны в суммарном ВВП мирового хозяйства. Применительно к определенной отрасли рассматриваемый коэффициент рассчитывается аналогично, т.е. как частное от деления доли отрасли в мировом объеме экспорта к ее доле в мировом объеме ВВП.

2) Коэффициент относительной международной (экспортной) специализации рассматривается как отношение доли в экспорте страны к доле в мировом экспорте. Рассчитанный для отдельных секторов национальной экономики, отраслей и даже отдельных товаров, он дает углубленное представление о специализации стран в МРТ.

3) Экспортная/импортная квота ‒ отношение стоимости экспорта/импорта в ВВП страны ‒ свидетельствует о том, в какой степени национальная экономика или ее отрасли и производства ориентируются на мировой рынок.

4) Коэффициент специализации по нишам 1 рассчитывается как отношение объема продукции, произведенной страной, отраслью к объему внутреннего) национального) спроса.

5) Коэффициент внутриотраслевой международной специализации (КВМС) ‒ отражает взаимосвязь экспорта и импорта и рассчитывается по формуле

 

КВМС = Х-М/Х+М *100%

______________

1 Разработан экспертами ОЭСР

 

где Х ‒ объем экспорта, а М ‒объем импорта страны.

Данный показатель, который может принимать значения от ‒100% (страна полностью импортирующая) до +100% (страна полностью экспортирующая), очень хорошо иллюстрирует степень вовлеченности страны в МРТ.

 

2.2 Основные теории международного разделения труда

 

Становление и развитие разных форм международного разделения труда нашло свое научное обоснование в различных теориях международного разделения труда, результаты которого находят свое воплощение в торговле между странами мирохозяйственной системы.

К основным теориям международного разделения труда, формирование и последовательная смена которых отражают различные этапы эволюции мировой экономик, относятся:

• теория абсолютного преимущества;

•теория сравнительного преимущества;

• теория соотношения факторов производства;

• теория жизненного цикла продукции;

• теория конкурентных преимуществ страны.

Теория абсолютного преимущества. Впервые научно обоснованная идея о том, что основой богатства нации и народов служит разделение труда, была сформулирована классиком английской политической экономии А. Смитом. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит сформулировал также и следующий вывод: все страны, активно и свободно участвующие в международном разделении труда, получают выгоду. Международное разделение труда, по Смиту, должно осуществляться с учетом абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна.

Абсолютное преимущество ‒ это либо более низкие затраты ресурсов на производство единицы продукции, либо большее количество продукции, изготовленное с использованием единицы ресурсов.

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.

Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

Относительные цены товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

v Пример 1. Аргентина и Бразилия производят 2 товара – зерно и сахар. На единицу затрат Аргентина может производить 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов. Бразилия на единицу затрат – 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию.

В этом случае максимальные объемы потребления зерна и сахара в странах будут заданы кривыми производственных возможностей (рис.2.1). Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну, а Бразилия – по сахару.

Рис.2.2.1. Теория абсолютного преимущества

Найдем относительные цены на зерно, сопоставив издержки производства:

1 т зерна в Аргентине = 0,5 т сахара (25/ 50);

1 т зерна в Бразилии = 2,5 т сахара (100/ 40).

Относительные цены на зерно различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

В Бразилии 1 т зерна стоит дороже, чем в Аргентине в 5 раз (2,5/ 0,5).

Этот пример показывает, что после установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии – наоборот.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Допустим, что на мировом рынке цена 1 т зерна = 1 т сахара.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен 2 причинами:

- изменением структуры потребления;

- специализацией производства.

В первом случае сложившаяся в странах структура производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной (точки А и В). Но, продавая часть продукции, по которой страна обладает абсолютным преимуществом, она в обмен получает больше других товаров. Изменяя структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей.

Еще больший выигрыш получает страна от специализации на производстве того товара, по которому обладает абсолютным преимуществом (на графике жирная линия торговых возможностей). В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А' для Аргентины и точка В' для Бразилии). Это можно показать на простом цифровом примере (таблица 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Выигрыш стран от специализации производства при наличии абсолютного преимущества

 

До специализации
Страна Производство Экспорт (-)/ Импорт (+) Потребление Прирост потребления
Аргентина зерно сахар        
Бразилия зерно сахар        
После специализации
Аргентина зерно сахар     -20 +20     +10 +5
Бразилия зерно сахар     +20 -20     +8 +10
           

 

Если продолжить идею А. Смита, то можно прийти к парадоксальному выводу: если какая-либо страна может найти за границей за меньшую цену и без ограничений по объему все блага, в которых она нуждается, то в ее интересах приобретать за границей все то, что она должна потреблять. Будет ли она сама иметь что-нибудь для продажи? Каким образом она будет рассчитываться за свои покупки за границей?

Теория сравнительного преимущества. Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

До тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

Совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки. Направления мировой торговли определяются относительными издержками.

v Пример 2. Изменим данные примера 1. Теперь Бразилия на единицу затрат может производить 67 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию. Бразилия обладает абсолютным преимуществом и по зерну, и по сахару. Если следовать Смиту, получается, что Бразилия будет продавать на мировом рынке и сахар, и зерно. Аргентина будет ввозить эти товары (рис.2.2).

Рассчитаем относительные цены зерна:

1 т зерна в Аргентине = 0,5 т сахара (25/ 50);

1 т зерна в Бразилии = 1,5 т сахара (100/ 67).

Аргентине производство зерна обходится дешевле, чем Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может его экспортировать в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар, и импортировать зерно.

Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы потребления. Более того, увеличится и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки.

Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ можно проиллюстрировать на цифровом примере (таблица 2.2.2).

 

Рис.2.2.2 Теория сравнительного преимущества

Таблица 2.2.2

Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ

 

До специализации
Страна Производство Экспорт (-)/ Импорт (+) Потребление Прирост потребления
Аргентина зерно сахар        
Бразилия зерно сахар        
После специализации
Аргентина зерно сахар     -20 +20     +10 +5
Бразилия зерно сахар     +20 -20     +4 +4
               

 

Сравнение ситуаций абсолютного и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того факта, что соотношения издержек в отсутствие торговли (наклоны линий производственных возможностей) в разных странах различны, т.е. направления торговли определяются относительными издержками, независимо от того, имеет ли страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта или нет.

Последующее развитие теория сравнительных преимуществ получила в работе Д. Милля «Принципы политической экономии», опубликованной в 1848г. Им было установлено, что относительная цена товара будет стремиться к промежуточному значению между ценами, которые были у товаров до начала торговли. Цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта. Этот закон международной стоимости (или теория международной стоимости) – важная заслуга Милля. Его теория показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами, она зависит от спроса и предложения.

Теория соотношения факторов производства (Теория Хекшера–Олина). В 30-х гг. XX века шведские экономисты Эли Хекшер и Бертель Олин создали свою модель международной торговли – теорию соотношения факторов производства. К этому времени произошли большие изменения в системе международного разделения труда и международной торговли. Заметно снизилась роль естественно-природных различий как фактора международной специализации, а в экспорте развитых стран стали преобладать промышленные товары. Модель Хекшера‒Олина призвана объяснить причины международной торговли товарами обрабатывающей промышленности.

По мнению авторов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются тем, что:

1) в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях;

2) неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.

Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена.

Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие факторы. Мобильность товаров заменяет более затрудненную мобильность факторов производства. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.

Наибольший вклад в развитие и уточнение модели Хекшера–Олина внес Пол Самуэльсон. В 1948г. он представил синтез этого течения экономической мысли в виде следующей теоремы: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Это – теорема НОS (теорема Хекшера–Олина–Самуэльсона).

В процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Первоначально цена фактора, имеющегося в избытке, будет относительно низкой. Избыток капитала приводит к специализации на производстве капиталоемких товаров, переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал, следовательно, растет цена капитала. Если же в стране в избытке труд, то экспортируются трудоемкие товары. Цена труда (зарплата) также возрастает.

Теория Хекшера–Олина является одной из основополагающих теорий международной торговли, поэтому ее основные положения становятся объектами многих эмпирических исследований. Василий Леонтьев после окончания Ленинградского университета учился в Берлине. В 1931г. эмигрировал в США и начал преподавать в Гарвардском университете. С 1948г. назначен директором службы экономических исследований. Разработал метод экономического анализа «затраты-выпуск» (используется для прогнозирования). В 1973г. удостоен Нобелевской премии.

В 1947г. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Исследуя структуру экспорта и импорта США, он обнаружил, что в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие.

Учитывая, что в послевоенные годы в США капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень зарплаты был значительно выше, чем в других странах, этот результат противоречил теории Хекшера-Олина и потому получил название «парадокс Леонтьева».

Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда. Он предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Леонтьев провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие более квалифицированного труда, чем импортные.

Это исследование послужило основой для создания американским экономистом Д. Кисингом в 1956г. модели, учитывающей квалификацию рабочей силы. В производстве участвуют 3 фактора: капитал, квалифицированный и неквалифицированный труд. Относительно изобилие высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, требующих большого количества квалифицированного труда.

В более поздних моделях западных экономистов использовалось 5 факторов: финансовый капитал, квалифицированный и неквалифицированный труд, пригодные для сельскохозяйственного производства земельные угодья и другие естественные ресурсы.

Теория жизненного цикла продукта. В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Сторонники неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.

Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.

Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда. Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квазимонополией (непрочной), т.е. получает дополнительную прибыль.

В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.

Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

Теория конкурентных преимуществ. На основе исследований, проведенных в конце 80-х годов ХХ века в десяти крупнейших промышленных странах (в том числе США, Германии и Японии), американский экономист Майкл Портер разработал теорию международной конкурентоспособности наций.В статье «Конкурентные преимущества стран» (1990г.) М. Портер предложил новый подход к анализу теории международной торговли. Сначала он идентифицировал отрасли, в которых национальные компании добились успеха на международном уровне. Затем проводил исследования, связанные с зарождением отрасли в каждом из государств и последующим ее развитием. Это позволило получить следующие результаты:

1. Конкурентоспособность обусловлена эффективностью компаний по использованию мощностей при производстве товаров и услуг.

2. Производительность заложена в национальном и региональном окружении страны.

3. Конкурентоспособность конкретной страны тесно увязана со способностью национальной промышленности к инновациям и модернизации.

4. В современных условиях роль правительства, главным образом, состоит в создании необходимых условий для активизации деятельности компаний, и она постоянно возрастает.

В качестве основного элемента, который обуславливает конкурентоспособность на национальном уровне, М. Портер называет производительность. Национальные компании повышают производительность путем улучшения качества продукции, применения новых технологий, новых методов работы.

По мнению Портера, главными параметрами (детерминантами), определяющими конкурентоспособность страны, а значит и развитие современной внешней торговли, являются:

1. Факторные условия. Портер считает, что эти факторы страной не наследуются, а создаются в процессе расширения производства.

2. Условия спроса. Этот параметр представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, живущие в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало их экспорт японскими компаниями.

3. Близкие и обслуживающие отрасли. Характеризует наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов.

4. Стратегия фирмы и конкуренция. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех. Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая система централизованного управления.

Поддержание конкурентных преимуществ страны возлагается на государство. Именно оно создает необходимые условия, координирует и стимулирует деятельность фирм, влияет на все параметры «национального ромба» (См. Рис.2.2.3 «Национальный ромб» М. Портера).

 

 

 


Рис.2.2.3 ‒ «Национальный ромб» М. Портера

Согласно теории конкурентных преимуществ большое значение имеет конкуренция на внутреннем рынке, а также географическая концентрация. Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков. Географическая концентрация усиливает внутреннюю конкуренцию, приводит конкурентную борьбу на уровень ее максимальной интенсивности.

Практика свидетельствует о том, что страна редко имеет одну конкурентоспособную отрасль. Конкурентоспособные отрасли связаны между собой вертикальными (покупатель-продавец) и горизонтал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...