Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Фирма в рыночной экономике




Вопросы:

1. Каковы цели рационального производителя, а так же законы, которые лежат в основе его поведения?

2. Сравните, как фирма осуществляет выбор технологии производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3. Определите, к ограничениям какого рода – технологическим или рыночным – относятся следующие параметры: цена фактора производства, число фирм на рынке данного продукта, количество работников, занятых в производстве, количество выпускаемой продукции, цена товара, способность производить при заданных объемах использования факторов.

4. Какой метод конкурентной борьбы, с Вашей точки зрения, эффективнее: ценовая или неценовая конкуренция? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Объясните особенности поведения монополистического конкурента в долгосрочном периоде.

6. Какая рыночная структура наиболее «живуча» (обладает эффективным адаптационным механизмом) в условиях экономического кризиса? Обоснуйте свой ответ.

7. Какая, на Ваш взгляд, должна проводиться государственная политика в отношении таких монополий, как МАЗ, МТЗ, «Атлант», Солигорский калийный комбинат: антимонопольная или государственной поддержки?

8. Какова роль инноваций в повышении экономической эффективности функционирования белорусских предприятий?

Задания:

1. Используя графики изоквант и изокост, проиллюстрируйте, как фирма выбирает технологию производства в долгосрочном периоде.

2. Взаимосвязь между экономическими издержками в краткосрочном периоде представлена в табличной форме. Заполните таблицу.

 

Q TVC TFC TC AVC AFC ATC MC
               
               
               
               
               

 

3. В 2009 году отрасль функционировала в условиях совершенной конкуренции и находилась в долгосрочном равновесии. В 2010 году фирмы, работающие в отрасли, образовали картель. В результате слияний участники отраслевого картеля получили в 2010 году прибыль на 10 млн. руб. больше, чем в 2009. Какова экономическая прибыль картеля?

 

4. Предположим, фирма производит кворки (гипотетический товар). Следующая информация отражает ее положение на рынке:

Предельный доход = 1000-20Q

Общий доход = 1000Q-10Q2

Предельные издержки = 100+10Q, где Q – объем выпуска кворков. Сколько кворков будет продано и по какой цене, если:

А) Фирма функционирует как простая монополия?

Б) Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции?

 

5. Фермер планирует выращивать помидоры. Средние издержки производства помидоров составляют 4+8000/Q, где Q – количество продукции, произведенной за год. Планируемая цена 1 кг помидоров – 8 руб.

Каков годовой объем выпуска, соответствующий точке безубыточности?

 

6.Проведите сравнительный анализ результатов функционирования фирмы (прибыль или убытки) в условиях совершенной и несовершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Типы рыночных структур SR   LR  
Совершенная конкуренция    
Монополистическая конкуренция    
Олигополия    
Чистая монополия    

Выполните тестовые задания:

1. Взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом выпускаемой продукции выражается при помощи:

А) кривой производственных возможностей общества.

Б) эластичности предложения.

В) кривой общего объема выпуска продукта.

Г) кривой общих затрат.

Д) производственной функции.

2. Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки):

А) включает в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль.

Б) включает в себя явные издержки, но не включает неявные.

В) включает в себя неявные издержки, но не включает явные.

Г) не включает в себя ни явные, ни неявные издержки.

3. Ценовая дискриминация – это:

А) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям.

Б) различия в оплате труда по национальности или по полу.

В) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары.

Г) повышение цены на товар более высокого качества.

Д) все предыдущие ответы неверны.

4. Предположим, что в производстве продукта используются труд (L) и капитал (К), MPL = 4; MPK = 10; PL= 2 $; PK = 60 $. Чтобы получить максимальную прибыль, фирма должна использовать:

А) больше как труда, так и капитала.

Б) Больше капитала, но меньше труда.

В) меньше как труда, так и капитала.

Г) Неизменное количество труда и капитала.

Д) больше труда, но меньше капитала.

5. В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 доллара, средние постоянные издержки – 0,5 доллара. Общие издержки всей продукции составляют:

А) 2,5 долл. Б) 750 долл. В) 1250 долл. Г) 1110 долл.

6. Если цена продукта недостаточна, чтобы покрыть средние затраты на его производство, то фирма должна:

А) остановить производство.

Б) продолжать производство товаров на уровне, где Р =МС, если Р > AVC.

В) выбрать новую технологию.

Г) сократить накладные расходы.

Д) продолжать производство до тех пор, пока цена покрывает все постоянные издержки.

7. Вы исходите из предположения, что если наша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:

А) является монополистом.

Б) имеет «ломаную» кривую спроса.

В) является ценовым лидером на олигополистическом рынке.

Г) наиболее эффективная фирма в отрасли.

Д) одна из конкурентных фирм в отрасли.

8. Допустим, что монополист может продать 10 единиц товара по цене $ 100 за единицу, но продажа 11 единиц вызывает снижение цены до $ 99,5. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 единиц равен:

А) $100; Б) $99,5; В) $94,5; Г) $94,0; Д) $1099,5

9. Монополист-производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объем продукции, при котором: MR = 320$; MC = 320$; ATC = 600$. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:

А) повысить цену и увеличить объем выпуска

Б) повысить цену и уменьшить объем выпуска.

В) сохранить прежний объем выпуска и цену.

Г) снизить цену и увеличить объем выпуска.

Д) снизить цену и уменьшить объем выпуска.

10. На долгосрочном временном интервале:

А) фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль.

Б) фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, имеют тенденцию к получению нулевой экономической прибыли.

В) высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функционирующими фирмами положительной экономической прибыли.

Г) олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль.

Д) все предыдущие утверждения верны.

 

Литература

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей высших учебных заведений.- Мн.: Книжный дом,2005,гл.8,9.

2. Доллан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок. Микроэкономическая модель=Microeconomics/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б Лисовика.- Спб.,1992.

3. Макконнел К., Брю С. Экономикс., М. 1992.

4. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер. с англ. М., 2000.

5. Самуэльсон П. Экономика.т.1,т.2.-М.: Алгон: Машиностроение,1997.

6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика =Economics/Пер. с англ.- М.: Дело,1999.

7. 50 лекций по микроэкономике: т.1,2/Учебник для вузов.- Спб.: Экон. школа, 2000.

8. Экономическая теория (Общие основы): Учебное пособие/ М.И. Плотницкий, М.К. Родько, Г.А. Шмарловская и др.; под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: ООО «Современная школа», 2006.- 392с.

9. Концепция Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года/ Национальная комиссия по устойчивому развитию РБ. Мн., 2003.

10. Государственная комплексная программа модернизации ОПФ белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных энергетических ресурсов в 2006-2010 гг.

11. Матюшков В. Пятилетка инноваций // Экономика Беларуси. - 2007.-№1.- С.68-74.

12. Егоров С.А. Инструменты комплексной поддержки венчурной деятельности // Проблемы управления. - 2007.- №2.- С.129-135.

13. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия // Вопросы экономики. - 2008.-№5.- С.141-143.

14. Башура А.Н. РУП «ПО Беларуськалий»: модернизация производства и внедрение инновационных технологий // Проблемы управления. - 2008.- №2.- С.70-75.

15. Герасименко В.В., Соснин В.К. Институциональные условия реструктуризации естественных монополий в России // Вестник Московского ун-та. Серия 6.Экономика. - 2008.- №2.- С.41-58.

16. Поболь А.И. Исследовательское спин-офф предпринимательство и его государственное регулирование // Экономический бюллетень. - 2008.-№1.- С.49-63.

17. Государственная программа инновационного развития РБ на 2007-2010 гг.

18. Свиридова С.В., Бегун С.В. Современные подходы и критерии оценки эффективности инвестиционных проектов // Экономический бюллетень. - 2009.- № 6 - C.21

19. Иванов В.Ф., Макаревич А.И. Роль показателей развития науки и инноваций в анализе современной экономики // Экономический бюллетень – 2009г.- № 6- С.4.

20. Саевец А.Н. О некоторых аспектах развития инновационной активности субъектов хозяйствования // Экономический бюллетень. -2010. - № 4 – С. 67-74.

21. Слонимский А.А., Слонимская М.А. Малое предпринимательство: кризисные последствия и антикризисные меры // Экономический бюллетень – 2010 - №3 – С.49-59.

22. Соколов М. Роль амортизации в накоплении // Экономист. – 2010. - №7.- С. 36.

23. Поболь А.И. Закономерности функционирования и развития научно-технического спин-офф предпринимательства. // Белорусский экономический журнал. – 2010. - № 2. – С.109-121.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...