Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение КП и мед психологии




В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология также понимается достаточно широко, в число ее задач включаются диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль эффективности психокоррекции и психотерапии.В нашей стране К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической психологии психогигиену. Сущ. ряд областей мед. Y связанных с клин. Y: психиатрия, неврология и нейрохирургия, соматическая медиц. Патопсихология является одним из разделов мед. психологии.


БИЛЕТ8

1. Основные характеристики ф-цион. системы

Физиологическим системам присущ ряд свойств: имеет сложный состав (афферентные и эфферентные компоненты); нацелена на выполнение определенной задачи, которая может быть решена и другими путями/средствами. Поскольку понятие (ФС) было введено Анохиным в рамках физиологии, то это понятие требует ряд уточнений при рассмотрении в точки зрения ВПФ. Лурия рассматривал ВПФ как сложные саморегулирующиеся процессы. Выделяют также следующие характеристики ВПФ:прижизненное формирование; социокультурная обусловленность; доступность для рефлексии; произвольность; возможность их самоконтроля; состоят из определенного числа звеньев, имеют оформленную структуру. А) Особенности ВПФ как ФС идентичных физиологическим: пластичность и возможность перестройки ФС для достижения инвариантной цели с помощью вариативных средств; системное строение (состоят из звеньев, связанных между собой по типу равенства и соподчинения и являются организованными системными образованьями); слаженную и целостную работа обеспечивается разными органами или участками мозга (в случае ВПФ как ФС).Б) Особенности ВПФ как ФС, отличных от физиологических: имеют социальное строение, опосредованы по строению, являются произвольными и сознательными по способу функционирования.

2. Предмет и практические задачи патопсихологии (ППС)

Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).Задачи ППС те же, что и у клиники, но предмет - другой. ППС изучает причины возникновения б-ни, формирование и развитие симптомов, опис. клин. симптом; решает вопрос о прогнозе, течении б-ни, лечение и профил.. псих. б-ней => описывает картину. ППС изучает псих. механизмы и закономерности формирования симптомов. ППС опирается на общепсихолог. знание, которое она исп. для анализа искажений при отражении действительности. Основные методы - наблюдение и беседа. Следует разделять понятия ППС и психопатологии: вторая, будучи клинической дисциплиной, оперирует мед. категориями и общими психопат. критериями (исход, прогноз б-ни), основываясь при этом на клин. анализе; в то время как ППС - закономерности нарушений псих. деятельности, исп. психолог. методами.


БИЛЕТ9

1. Симптом, синдром, фактор в КП

Синдром - закономерное сочетание симптомов симптомокомплекс. Под ним также понимают сочетание нарушений или несформированность психических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор (определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических синдромов). Изменение псих. функций при б-ни рассматривают в 2-х планах: дефицитарная симптоматика и продуктивная симптоматика (новообразования не имеющие адаптивного значения - галлюцинации и тп ) НП синдром - закономерное сочетание НП симптомов, связанный с выпадением 1 или нескольких факторов. Синдромный анализ - анализ НП симптомов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных НП симптомов. НП фактор - понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры /уч-ка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Симптом - внешние проявления б-ни . НП симптом - нарушение псих. ф-ции в следствии локал. пораж. гол. мозга (при этом выдел. первичн. нп симп. как наруш. непоср. связ. с наруш. определенного фактора и вторич- возн. как системное следствие первичн. нп по з-нам системной взаимосвязи с перв.; нп синдром- закономерное сочет. нп симптомов, связ. с выпад. 1 или неск. факторов. Фактор -это а) принцип физиолог. деят. опред. м. структуры наруш. кот. привод. к появл. нп синдрома или б) продукт деятельности дифференцированных зон мозга, кот. одновременно является составляющей частью различных псих. процессов. Типы факторов: 1. произвольной регуляции деятельности (мотивация, построение образа результата деятельности, контроль, коррекция); 2. кинетический (движения души и тела); 3. кинестетический (обратная афферентация - предметные движения, кот. ориентированны на св-ва предметов; 4. пространственного анализа и синтеза; 5. зрительный анализ и зрит. память; 6. слухового анализа и синтеза; 7. энергетического обеспечения активности (функциональные состояния - отдельные стволовые структуры); 8. нейродинамика (смена и баланс возб. - торможение); 9. межполушарного взаимодействия

Соц. факторы. определившие развитие КП

1. Изменения социальной анатомии здоровья (успехи медиц.®излечение многих тяжелых б-ней®проблема инвалидности; увеличение продолжительности жизни®возрастание стариков со специфич. проблемами; лечение сосудистых заболев®проблема послеопреацион. периода; рождение и последующее выхаживание детей с аномалиями). 2. Различные социальные проблемы (отказные дети; проблема материнства; дети, оставшиеся без родителей, в следствии травматизма; безработица; диссонанс вследствие пересмотра ценностей, стереотипов). 3. Техногенные, религиозные и др. катастрофы.


БИЛЕТ10

1. Основные принципы построения клинико-психологич. эксперимента (КПЭ)

Токарский: Э - искусственно созданное изменение условий набл. с целью опред. отнош.. между явлением и условиями его воз. Принципы КПЭ: включенность как наблюдателя, так и испытуемого; в нем моделируется деятельность; он рассматривается как функциональная проба; в его процессе осущ. взаимод. психолог - пациент; никогда не м.б. стандартизован (это творческий процесс); он предполагает наличие методик, обращенных к различным уровням реализации психической деятельности. Дилемма: качественная vs. количественная оценка успешности деятельности испытуемого. Качественный анализ касается ошибок, а не продуктивности и позволяет понять почему или как? Количественный - для оценки эффективности лечения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...