Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития законодательства РФ и зарубежных стран о юридических лицах




Содержание

Введение

. История развития законодательства РФ и зарубежных стран о юридических лицах

. Понятие и признаки юридического лица в актах отечественного законодательства и законодательства иностранных государств

. Классификация юридических лиц по законодательству РФ и зарубежных стран

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность темы исследования. В Конституции Российской Федерации 1993 года права и свободы человека и гражданина провозглашены высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита отнесены к компетенции государства [3]. Одной из востребованных форм реализации указанных правомочий является учреждение юридических лиц. Одновременно, государство в лице своих органов и муниципальные образования, действующие в качестве юридических лиц публичного права, также наделены правами по созданию юридических лиц различных организационно-правовых форм.

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране и глобализации международного товарооборота первоочередной задачей руководства страны является упорядочение процедуры создания юридического лица, устранение пробелов и конкурирующих норм в системе национального законодательства, в том числе опираясь на ратифицированные Россией положения международных соглашений.

Повышенный интерес к процедуре создания юридического лица за рубежом объясняется желанием российских хозяйствующих субъектов расширить сферу сбыта собственной продукции, работ, услуг, а также привлечь в экономику страны иностранные инвестиции.

Однако в данном случае существует риск утраты иностранными инвесторами капитала ввиду нестабильности российского законодательства о юридических лицах. Именно эту проблему предполагается решить при реализации Концепции гражданского законодательства о юридических лицах как структурного компонента Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации 2009 года [93].

Негативно характеризует современное состояние законодательства РФ, определяющего правовой статус коллективных субъектов гражданских правоотношений, и отсутствие систематизированного законодательства в указанной сфере. Сегодня очевидна необходимость комплексного пересмотра содержания института создания юридических лиц публичного и частного права, в том числе в целях придания этой группе правоотношений нового статуса, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий.

На основании изложенного, тема настоящего исследования представляется актуальной, имеющей теоретическое и практическое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Научное сообщество активно откликается на изменения парадигмы системы правового регулирования участия юридических лиц в гражданском обороте. Вследствие этого в научной литературе появляются новые исследования отдельных элементов процедуры регистрации коллективных участников гражданских правоотношений в уполномоченных органах государственной власти. Одновременно, можно констатировать отсутствие комплексных монографических исследований, в которых образование юридических лиц рассматривалось бы через призму создания в России информационного общества.

Некоторые аспекты создания юридических лиц являлись предметом исследования С.В. Рыбаковой, О.А.Серовой, Е.В. Трофимовой, О.А. Ястребова, Т.С.Яценко и т.д. Особенности функционирования коллективных субъектов публичного права и объем их полномочий в сфере гражданского оборота рассмотрены в докторской диссертации О.А. Ястребова «Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование» [67]. Исследование Е.В.Аксеновой посвящено проблематике осуществления реорганизации юридических лиц по законодательству Российской Федерации и ее правовым последствиям [36].

Вместе с тем, исследования ученых ориентированы на современное состояние законодательства РФ о юридических лицах, которое нуждается в существенной переработке и трансформации. Необходимо обратить внимание современного законодателя на обилие научных исследований, в том числе проблемного характера, в которых определены конкурирующие нормы и пробелы в сфере правового регулирования участия коллективных субъектов права в гражданском обороте. Представляется, что в процессе правотворческой деятельности указанные исследования должны оказать существенную помощь для создания оптимального механизма возникновения юридического лица. В противном случае, инновационные научные изыскания в рассматриваемой области продолжат носить декларативный характер и не повлияют на формирование современной системы государственного управления.

Таким образом, настоящее исследование можно обозначить одним из немногих комплексных исследований института создания юридического лица в условиях развития информационного общества.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации участниками гражданского оборота полномочий в сфере создания юридических лиц.

Предмет исследования - генезис института возникновения юридических лиц, определение его содержания и значения в современных условиях развития Российского государства; современные тенденции развития информационного взаимодействия между субъектами гражданского оборота и уполномоченными органами государственной власти и управления; научные концепции и положения, содержащиеся в научной литературе по избранной проблематике.

Целью настоящего исследования является теоретическая разработка вопросов содержания института создания юридических лиц на территории России и в странах развитого правопорядка и особенностей нормативного закрепления его сущностных элементов.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

изучение научной литературы по избранной проблематике;

рассмотрение исторически сложившихся предпосылок зарождения института создания юридических лиц публичного и частного права в актах отечественного законодательства и актах законодательства развитых в экономическом отношении стран;

определение понятия и признаков юридических лиц различных организационно-правовых форм в отечественном и зарубежном законодательстве, а также классификации коллективных участников гражданских правоотношений;

изучение нормативных правовых актов, содержащих положения об отдельных элементах рассматриваемого правового явления в условиях создания информационного общества;

определение особенностей создания юридических лиц на территории России посредством учреждения и реорганизации;

исследование особенностей создания юридических лиц в странах континентальной системы права и странах, в которых функционирует англосаксонская система права.

Теоретическую основу настоящего исследования составили труды специалистов в области теории государства и права (С.С. Алексеева, С.Н.Братуся, Я.Р. Веберса, В.П. Грибанова, Ю.С. Гамбарова, А.В. Малько, Н.М. Матузова, М.Н.Марченко, Г.Ф.Шершеневича и др.), а равно представителей науки конституционного и муниципального права (М.В. Баглая, Е.И. Козловой, О.Е.Кутафина, А.А.Плотникова, А.А. Слезина, Д.О. Чуракова и т.д.), гражданского права (Е.В. Аксеновой, С.С. Алексеева, В.А. Бабакова, К.Н. Васильевой, Е.А.Суханова, Н.Г. Удальцовой, О.А. Чаусской, Т.С. Яценко, О.А. Ястребова и т.д.).

Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, исторический, анализа, синтеза, дедукции, индукции, комплексный, системный. А также сравнительно-правовой, нормативно-логический и другие. Использование указанных методов позволило осуществить анализ научных подходов к определению содержания дефиниции «юридическое лицо» и ее признаков, исследовать особенности современных научных подходов к рассмотрению проблематики легитимации юридического лица в результате его создания.

Эмпирическую базу исследования составило действующее российское законодательство, нормативные правовые акты зарубежных стран и результаты исследований некоторых ученых.

Теоретическая значимость настоящего исследования обусловлена актуальностью проблемы разработки высокоэффективного механизма создания юридического лица и придания совершенным им сделкам статуса легитимных; состоит в исследовании комплексного правового регулирования в рассматриваемой сфере деятельности.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в нормотворческой деятельности при дальнейшем совершенствовании законодательства о юридических лицах на основе использования опыта развитых в экономическом отношении стран. Разработанные предложения нацелены на совершенствование законодательства РФ в сфере регулирования участия юридических лиц в гражданском обороте как на территории России, так и за ее пределами с учетом современных тенденций развития внешнеторговой деятельности.

Теоретические выводы и предложения автора, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть использованы в целях подготовки учебно-методической литературы по вопросам регистрации юридических лиц публичного и частного права, определения содержания их правосубъектности.

Структура обусловлена целями и поставленными задачами. Исследование состоит из введения, трех глав, объединенных восемью параграфами, заключения и библиографического списка.


История развития законодательства РФ и зарубежных стран о юридических лицах

 

В научной литературе рассматриваются различные теории происхождения юридических лиц. Наиболее востребованными из них являются теория фикции (фиктивной личности) и теория реальной личности (коллективной личности) [86]. Согласно так называемой теории романистов юридическое лицо может приобрести соответствующий правовой статус (фикцию) исключительно вследствие получения разрешения со стороны государства. Вторая теория (германистов) исходит из того, что юридическое лицо приобретает статус «живого лица» вне зависимости от разрешения государства, которое может утвердить субъект права в этом качестве. На основании указанных научных подходов и построена лицензионно-разрешительная система регистрации юридических лиц, когда государство наделяется полномочиями по проверке соответствия юридического лица требованиям закона до момента его регистрации.

В древнеримском праве также различались юридические лица публичного и частного права, о чем свидетельствует включение в первую группу таких субъектов права, как: государство, политические организации (магистратуры, префектуры, сенат и т.п.). Они обладали правоспособностью в понимании и публичного, и частного права. В отличие от субъектов публичного права, организации частного типа наделялись некоторыми правами (союзы, фонды, клубы).

На современном этапе развития Российского государства одной из наиболее востребованных в трудах ученых научных проблем является институт юридического лица публичного права [67]. Он известен большинству стран романо-германской системы права, к каковым относится и Россия. Институт юридических лиц публичного права рассматривался и в качестве элемента советской системы гражданского права. К подобному выводу можно прийти, анализируя классификацию юридических лиц, принимавшуюся в период существования Советского Союза, а именно: публичные и частные юридические лица. Рассмотрим особенности развития законодательства РФ и зарубежных стран о юридических лицах публичного права более подробно на примере местных органов власти.

В период Средневековья на Руси в пределах волостей и городов существовали земские избы [93, с. 161]. В их ведении находились хозяйственные и судебные дела, а также сбор налогов.

Впервые правовое положение местных органов власти было определено Екатериной II в Грамоте на права и выгоды городам Российской империи 21 апреля 1785 года («Жалованная грамота городам»). В ней, в качестве особого субъекта правоотношений было названо «общество градское», представлявшее собой объединение городских жителей без учета их сословной принадлежности. Градское общество наделялось правом обладать движимым и недвижимым имуществом, собственной казной, наполнявшейся путем самообложения граждан, получения доходов с недвижимого имущества, отчислений процентов от питейных заведений и т.д. [93, с. 162].

Издав 1 января 1864 года «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и 16 июля 1870 года «Городовое положение», Александр II фактически закрепил право земских учреждений на самостоятельное решение местных вопросов лишь отчасти контролируемое государством.

В результате проведенных Александром III контрреформ земства вошли в структуру государственных органов, что повлекло зарождение государственной теории местного самоуправления.

Несмотря на то, что на начальном этапе существования Советского Союза в доктрине гражданского права использовались дефиниции «юридическое лицо публичного права», «административное юридическое лицо» и т.д., впоследствии законодатель отказался от этой концепции как нарушающей основополагающие установки советской идеологической теории в части отказа от всего частного [67].

В соответствии с Положениями о местных Советах, утвержденных Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (далее - ВЦИК) в 1922-1925 годах, высшими органами власти на территории муниципальных образований являлись съезды местных Советов, в ведении которых находились все местные вопросы и общегосударственные задания.

С принятием Конституции СССР 1977 года полномочия местных Советов в сфере обеспечения комплексного экономического и социального развития соответствующих территорий значительно расширились. Среди функций местных Советов были выделены следующие: координация деятельности расположенных на их территории предприятий, учреждений вышестоящего подчинения; обеспечение соблюдения законов; содействие укреплению обороноспособности страны и другие. Расширение перечня полномочий местных органов власти в конце 70-х годов XX века способствовало активному теоретическому исследованию их деятельности [60, с. 44,47-48].

Раскрывая свое видение правового положения местных Советов в период существования Советского союза, О.Е. Кутафин и К.Ф. Шеремет первыми предложили определение термина «компетенция местных Советов» как сложной правовой категории, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей [44]. Разработанная правоведами концепция функционирования местных органов власти явилась теоретической основой современного законодательства о местном самоуправлении.

В Советском Союзе местные органы управления входили в систему органов государственной власти. Советы народных депутатов городов и других административно-территориальных единиц были наделены правами по самостоятельной разработке, утверждению и исполнению бюджетов соответствующих территорий в интересах населения. Местные Советы народных депутатов самостоятельно определяли направления использования средств местных бюджетов и расходовали бюджетные средства, увеличивали в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, определяли дополнительные льготы и пособия для нуждающихся в социальной защите граждан, образовывали резервные и целевые фонды [66, с. 108-109].

Некоторые особенности правового положения муниципальных образований нашли отражение в Европейской хартии местного самоуправления (1985 год), где местное самоуправление определено в виде права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. В теоретических трудах М.В. Баглая местное самоуправление рассматривается как «самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через избираемые органы вопросов местного значения в пределах, установленных конституцией и законами страны» [38, с. 259].

Принятие Конституции Российской Федерации ознаменовало собой новую веху в развитии местного самоуправления, - период, когда впервые на федеральном уровне были названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка и др.

В ходе реализации положений Конституции РФ о местном самоуправлении был выявлен ряд проблем, нашедших отражение в Указе Президента РФ от 15 октября 1999 года №1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления» [20]: несогласованность и отсутствие систематизации законодательства РФ о местном самоуправлении; неполное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления; несоблюдение законодательства РФ о местном самоуправлении и др.

Вопросы обеспечения эффективной реализации принципа самостоятельности местного самоуправления, как отметил Президент РФ, могут быть разрешены при достижении баланса интересов государственных (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и интересов отдельно взятого муниципального образования.

После распада Советского Союза многие аспекты существовавшей ранее доктрины гражданского законодательства о юридических лицах были пересмотрены. Однако, общее направление отказа от признания статуса юридических лиц публичного права сохранилось до настоящего времени, о чем свидетельствует содержание представленной Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Концепции развития законодательства о юридических лицах от 16 марта 2009 года [93]. Она является составной частью общей Концепции развития гражданского законодательства РФ 2009 года.

Разработка указанных документов осуществлялась во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 года №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ» [22]. В нормативном правовом акте определены цели реформирования современного гражданского законодательства, а именно: пересмотр принципов отечественного гражданского законодательства в пользу отражения в них особенностей перехода России к рыночным отношениям новой формации; положения отечественного гражданского законодательства должны соответствовать общим тенденциям развития законодательства Европейского Союза; в основу реформирования должны быть положены результаты преобразований в системе гражданского законодательства развитых стран Европы; соответствие отечественного гражданского законодательства общим тенденциям законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать экспериментальный характер исторически сложившейся концепции юридических лиц в России. На протяжении нескольких столетий ученые-правоведы и государственные деятели пытались внедрить различные системы взаимодействия юридических лиц публичного и частного права, в том числе опираясь на опыт зарубежных стран. Рассмотрим его более подробно.

В большинстве европейских государств особое внимание уделено проблеме определения юридической личности государства и учреждений, так называемой «децентрализованной администрации». К таковым относятся Франция, Германия, Италия, Испания, Турция, Грузия, Украина. Интересно отметить, что указанная проблематика находится в поле зрения ученых, занимающихся исследованиями в области административного права, а не права гражданского.

Некоторые особенности функционирования юридических лиц публичного права предлагается рассмотреть на примере исследования компетенции органов местного самоуправления.

В различных правовых системах мира вопросы компетенции муниципальных органов решаются по-разному. В США и Великобритании функции муниципалитетов, пределы самостоятельности местных органов власти составляют предмет централизованного правового регулирования. На уровне государства достаточно подробно определяется сфера муниципальной деятельности. «Конструкция полномочий муниципальных органов, принятая в США, Великобритании и большинстве других капиталистических стран, отвечает принципу «позитивного» регулирования, согласно которому каждый муниципалитет может делать лишь то, что прямо и точно предусмотрено для него законодательными актами; отступление же от подробного перечня прав и обязанностей влечет признание муниципальных актов противозаконными в силу правила «ultra vires» (превышение полномочий)». В США этот принцип нашел отражение в правиле Диллона, в соответствии с которым сомнения в наличии полномочия трактуются судами против муниципальных корпораций. Однако тенденции к централизации противодействует то, что многие влиятельные слои населения (прежде всего предприниматели) заинтересованы в сохранении определенной «автономности» местного управления.

Для Бразилии характерна Иберийская система местного управления [112]. Это своеобразное переплетение элементов государственного управления и местного самоуправления, в рамках которого можно говорить об известном совмещении, а также преобладании роли первых.

При Иберийской системе местного самоуправления население административно-территориальной единицы избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы (префекта, мэра); иногда избирается коллегия должностных лиц. Должностное лицо одновременно является председателем совета, его исполнительным органом и утверждается правительством (президентом, министром внутренних дел) как его представитель в данной административной единице. Он обладает правом контроля за деятельностью совета.

Интересно отметить, что в Китайской народной республике местные народные представительства (МНП) являются органами управления общей компетенции и имеют двойное подчинение. Они несут ответственность перед образующими их Собраниями народных представителей (СНП) и им подотчетны. В то же время они подчиняются вышестоящим государственным административным органам, т.е. народным правительствам или Госсовету. В период между сессиями СНП народные представительства несут ответственность за свою работу перед Постоянными комитетами СНП соответствующих ступеней. Вся система местных народных правительств различных ступеней находится под централизованным руководством Госсовета КНР [112].

Япония является унитарным государством, в то же время в ней получили широкое развитие муниципальные институты. Государственно-политический механизм Японии, существовавший вплоть до капитуляции 1945 года, характеризовался бюрократически-централизованной системой местного управления. С вступлением в силу Конституции 1947 года и Закона о местном самоуправлении 1947 года обозначилась тенденция децентрализации местного управления. Конституция закрепила принцип «дзити» (местного самоуправления), составивший наряду с принципами народного суверенитета, верховенства парламента основу послевоенного государственного строя Японии [118]. В основе функционирования местных властей лежит принцип автономии. Принцип местной автономии означает автономию административно-территориальной единицы от государства. Местная община самостоятельно определяет свои цели и достигает их путем независимого функционирования своих органов.

В Японии сложилась двухзвенная система местного самоуправления (префектуры и муниципалитеты). Префектуры и муниципалитеты представляют собой обычные органы местного самоуправления, наряду с которыми могут создаваться особые органы местного самоуправления - особые столичные районы, корпорации регионального развития, ассоциации органов местного самоуправления и т.д. Особые органы местного самоуправления создаются специально для решения конкретных задач (например, для реализации совместными усилиями крупномасштабных строительных проектов).

Освещенные в первом параграфе настоящего исследования вопросы зарождения и развития отечественного законодательства и законодательства зарубежных стран позволяют провести анализ распространения элементов исторически сложившихся концепций участия юридических лиц в гражданском обороте. Вместе с тем, следует особое внимание уделить определению содержания дефиниции «юридическое лицо», выявить признаки коллективных субъектов гражданских правоотношений.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...