Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ положения дел в отрасли




Масштаб отраслевого рынка: локальный.

Хлебопекарная промышленность относится к одной из важнейших отраслей пищевой промышленности, уровень развития которой самым непосредственным образом затрагивает жизнь всего населения составило 283,4 тонны по Забайкальскому краю. Вместе с тем, малые предприятия хлебопекарной отрасли заняли на рынке свою определенную нишу в обеспечении населения отдаленных районов и микрорайонов в городе свежей продукцией разнообразного ассортимента.

Оценим рынок хлеба в г. Чита. По статистическим данным в г. Чита на начало 2010 года проживало 713,8 тысяч человек. Потребление на душу составляло 300 грамм в сутки. Суточное потребление хлеба составляло около 214,1 тонн.

На рынке г. Читы работают 3 крупных фирмы, занимающихся производством хлеба. Это такие фирмы как: ООО «Кенон», ООО «Черновский хлебозавод» и ОАО Хлебозавод №1.

В настоящее время зафиксировано снижение потребления, которое происходит не только из-за медленной переориентации покупателей с традиционных хлебобулочных изделий на более дорогие виды хлеба, но и за счет повышения благосостояния населения. На фоне снижения потребления хлеба в последние годы производители отмечают усиление влияния сетевой розницы, проводящей политику низких цен и активно развивающей собственное производство хлебобулочных изделий частных хлебопекарнях. Эти предприятия создают серьезную конкуренцию хлебозаводам, предлагая широкий ассортимент свежевыпеченной продукции, однако полного вытеснения изделиями мини-пекарен при розничных сетях традиционных хлебобулочных изделий, по мнению экспертов, не произойдет.

Как и любой рынок, рынок хлебобулочных изделий имеет свои специфические особенности. К их числу можно отнести:

1. реализация продукции на данном рынке происходит круглый год;

2. влияние природных условий на количество, качество и цену на сырье (зерно) и соответственно на себестоимость продукции;

3. данный рынок будет существовать всегда, так как потребность населения в хлебе никогда не исчезнет;

4. большое количество конкурентов на рынке.

Наибольший объем выпуска хлеба и хлебобулочных изделий ОАО «Хлебозавод № 1» в 2002г. составил 40,3 тыс. т. Этот хлебозавод являлся первым крупным предприятием в довоенные годы в городе. Лидером на рынке производства хлебобулочных изделий на данный момент является ООО «Черновский хлебозавод», так как его продукция отличается высоким качеством и низкими ценами, по сравнению с конкурентами.

Государственная политика в области регулирования рынка хлеба и хлебобулочных изделий сводится к стабилизации уровня цен на хлеб и хлебобулочные изделия и контроля за ценообразованием. Государственная поддержка производства хлеба осуществляется в соответствии с долгосрочными целевыми программами и ведомственными краевыми программами развития и поддержки производства хлеба. Государственное регулирование цен, торговых надбавок на хлеб, в том числе "социальной", осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внешнее микроокружение (внутренняя макросреда) чаще всего исследуется с помощью модели “Пять сил” (или “Пять угроз”). Эта модель позволяет оценить ключевые пять сил, которые могут повлиять на работу фирмы: их нужно учитывать, на них стоит влиять и их состояние следует постоянно отслеживать.

 
 

 


Рисунок 1 – Модель Портера.

Итак, с помощью модели пяти сил конкуренции Майкла Портера была проведена оценка конкуренции в хлебопекарной отрасли.

По мере возможности, по значимости факторы конкуренции для частной хлебопекарни можно проранжировать следующим образом:

1) Соперничество между имеющимися конкурентами. Это приоритетная сила, поскольку данная отрасль является конкурентной. На рынке, где осуществляет свою деятельность данный хлебозавод можно выделить 3 основных конкурента: ООО «Кенон», ОАО Хлебозавод №1, ООО «Черновский хлебозавод». Между перечисленными предприятиями и наблюдается основная конкурентная борьба.

2) Угроза появления на рынке новых конкурентов.

Это вторая по приоритетности сила. Постоянное появление новых мелких пекарен связано со спецификой данной отрасли (значения основных экономических показателей отрасли способствует их увеличению). Для новичков вход в отрасль на данном рынке будет несколько осложнен: необходим первоначальные капитал, технологии, не уступающие конкурентам, а также налаживание процесса товарораспределения, - и при этом необходимо учитывать то, что на рынке уже присутствуют сильные компании, которые действуют на разных сегментах.

3) Поставщики.

Угроза со стороны поставщиков, которые способны диктовать свои условия, существует, поскольку те производители, которые закупают сырье по более низким ценам, находятся в более выгодном положении.

Поставщики действуют на конкурентную борьбу главным образом с помощью цены и качества поставляемого сырья и материалов. И так как они играют важную роль в производстве качественной продукции, то это укрепляет зависимость предприятий от поставщиков.

Поставщики могут определять политику поставок, выбирать наиболее выгодные предложения по поставкам отказывать нежелательным клиентам. Основными поставщиками сырья и материалов предприятия являются Кадалинский мельничный комплекс, Дрожжевой завод, Макавеевская птицефабрика, АЗС «Нефтемаркет», чьи поставки и играют большую роль в функционировании предприятия. С ними налажено долгосрочное сотрудничество, но все равно деятельность предприятия во многом зависит от своих существующих поставщиков, т.к. они предлагают сырье, материалы и топливо по более низким ценам, чем у других поставщиков.

4) Влияние потребителей (способность покупателей диктовать свои условия).

Влияние покупателей невелико потому, что предприятие выпускает наиболее употребляемый в пищу продукт. Но потребители могут сталкивать интересы конкурирующих организаций с помощью специальных средств воздействия на рынок, что вынуждает предприятия снижать цены, повышать качество продукции, увеличивать ассортимент, то есть искать новые конкурентные преимущества. Спрос на хлеб, хлебобулочные изделия был, и будет оставаться высоким и стабильным.

Основными потребителями продукции, производимой данным хлебозаводом будут дошкольные учреждения, школы, предприятия розничной торговли, военные части районов школы № 17, Северный, Каштак, Угдан, Биофабрика, Пожарка, микрорайонов Солнечный и Октябрьский.

5) Угроза появления товаров - субститутов.

Эта сила оказывает на организацию самое маленькое воздействие, потому что трудно предположить, что в ближайшее время появится какой - то новый продукт, заменяющий хлеб, хлебобулочные изделия.

SWOT-анализ — является промежуточным звеном между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач.

Основным направлением развития моего предприятия является получение устойчивого положения на рынке данных услуг.

На основании данного направления оценим свои силы и рыночную ситуацию.

Результаты анализа сводятся в таблицу 1, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятий с учетом выявления возможностей и угроз.

Таблица 1 - SWOT - анализ хлебопекарни.

 

  Возможности 1.Глубокое проникновение на рынок 2.Использование современной технологий 3.Использование качественного сырья. 4.Привлечение потребителей за счет качественного и полезного продукта. Угрозы 1.Захват рынка вновь созданными предприятиями по хлебобулочному изделию. 2.Неэффективное использование месторасположения пекарни-магазина в целях маркетинга. 3. Рост налогов 4.Существенная зависимость от вкуса потребителей.
Сильные стороны 1.Реальные цены и стратегии 2.Большой срок хранения 3.Квалифицированный персонал. 4.Высокая полезность и вкусовые качества. Данный проект является высокорентабельным и предполагается окупить затраты в течение 7 месяцев и 26 дней Разработать новые виды хлебобулочных изделий и попытаться внедриться с ними на рынок
Слабые стороны 1.Узкий ассортимент выпуска продукции 2.Высокая калорийность Завоевание новых покупателей продукции. Снизить цену на какую-либо услугу

На основании данной таблицы можно сделать вывод, что основным направлением развития бизнеса является повышение качества производимой продукции, для того, чтобы добиться хорошей репутации у клиентов, заработать имидж и за счет этого расширить рынок сбыта.

STEP-анализ позволяет рассмотреть все стороны воздействия факторов внешней среды.

Из множества факторов в каждой сфере макроокружения выбираются факторы, действие которых вызывает адекватную реакцию фирмы, т.е. формируется базовый перечень факторов.

1) Социальная сфера

– Изменение в базовых ценностях;

– Изменение в уровне жизни;

– Изменение в стиле жизни;

– Изменение вкусов и предпочтений потребителей;

– Изменение структуры доходов.

2) Технологическая сфера

– Государственная политика в отношении технологий;

– Новые открытия и возможность их применения в отрасли;

– Значимые для отрасли тенденции в научно-техническом прогрессе;

– Скорость изменений и адаптации новых технологий в отрасли;

– Скорость и уровень передачи технологий в отрасли;

– Изменения в коммуникационных технологиях;

– Появление новых материалов;

– Технологические изменения, имеющие значение для развития отрасли;

3) Экономическая сфера.

– Высокие темпы инфляции. Эмиссия денежная;

– Спад производства;

– Изменение системы налогообложения;

– Платежеспособный спрос;

– Экономическая ситуация и тенденции.

4) Политическая сфера

– Изменения законодательства, влияющие на отрасль (трудовое, антимонопольное, об охране окружающей среды, таможенное и т.д.);

– Налоговая политика государства, региона;

– Отношения с региональными властями;

– Политика приватизации, регулирования бизнеса;

– Уровень политической стабильности в регионе.

Матрица БКГ.

Одним из методов планирования сбалансированного портфеля услуг является матрица роста доли рынка или матрица БКГ.

Рисунок 2 – матрица БКГ

Я думаю, что товары, произведенные хлебопекарней, будут относиться к категории «Звезды». Так как вообще данные товары занимают лидирующее положение в этой отрасли. Основная цель – поддержать отличительное преимущество фирмы в условиях растущей конкуренции. «Звезда» дает значительные прибыли, но требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Долю на рынке можно поддерживать или увеличивать за счет снижения цены, большого объема рекламы, изменения продукции и более обширного распределения.

Матрица Развития товара и рынка (матрица Ансоффа).

Эта матрица предусматривает использование четырех альтернативных стратегий маркетинга для сохранения или увеличения сбыта.

1. Проникновение на рынок;

2. Развитие рынка;

3. Разработка товара;

4. Диверсификация.

Рисунок 3 – Матрица Ансоффа

Как я считаю, данная хлебопекарня использует стратегию проникновения на рынок, так как это естественная стратегия для большинства компаний, стремящихся увеличить долю существующих товаров на соответствующем рынке.

Они уже присутствуют на рынке, их главная цель - увеличить продажи. Основным инструментом здесь выступает повышение конкурентоспособности продуктов, поэтому главное внимание в этой стратегии должно быть направлено на повышение эффективности бизнес-процессов, за счет можно увеличить как потребление продуктов существующими потребителями, так и привлечение новых клиентов.

Миссией хлебопекарни является удовлетворение потребности широкого слоя населения в высококачественной хлебной продукции путем изготовления большого ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий из качественного и безопасного сырья согласно стандартам, санитарным правилам и нормам.

Целями деятельности хлебопекарни являются:

- удовлетворение потребностей населения г. Читы в хлебе и хлебобулочных изделиях;

- производство и реализацию хлебобулочных изделий широкого ассортимента;

- оказание автотранспортных услуг по доставке хлеба и хлебобулочных изделий покупателям.

Данная хлебопекарня ставит перед собой главную цель - обеспечить горожан свежей, питательной и качественной хлебобулочной продукцией.

 

 

3 Характеристика услуг и продукции

Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.

Хлеб - существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки.

Наконец, хлеб - источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.

Хлебопекарня предлагает следующие виды продукции:

1) Хлеб пшеничный

Рисунок 4 – Хлеб пшеничный

Издавна сложилось, что пшеничный хлеб более дорогой, поэтому его выгоднее производить. Пшеница – злаковая культура, которая лучше всего усваивается организмом человека. Пшеничный хлеб обладает большей энергетической ценностью, чем ржаной. В 100 гр. пшеничного хлеба – 233 ккал, а в 100 гр. ржаного – 190 ккал.

2) Хлеб домашний

Рисунок 5 – Хлеб домашний

Домашний хлеб - улучшенный подовый пшеничный хлеб, производится из пшеничной муки первого сорта с добавлением молока и сахара.

3) Простой ржаной хлеб

Рисунок 6– Хлеб ржаной

Ржаной хлеб – это хлеб без сахара с большим содержанием ржаной муки. Отличается натуральным вкусом, ароматом злаковых и ячменного солода.

4) Батоны представляют собой штучные изделия массой 0,35 кг из пшеничной муки высшего сорта. Форма их продолговато-овальная с закругленными концами.

Батон Нарезной – это классический батон из пшеничной муки, с четко выраженными неглубокими косыми надрезами.

Рисунок 7 - Батон Нарезной

5) Сдоба обыкновенная - выпекается в виде булочек круглой формы без начинки.

Рисунок 8 - Сдоба обыкновенная

5) Булочки

Булочки представляют собой сдобные мелкоштучные изделия разнообразной формы (круглой, овальной, четырехугольной и др.) из пшеничной муки высшего или I сортов массой от 0,08 кг.

Рисунок 9 – Булочки «Розочка».

С развитием хлебопекарни ассортимент производимой продукции будет увеличиваться.

Хлеб является продуктом кратковременного хранения. При хранении в хлебе протекают процессы, влияющие на его массу и качество. При этом параллельно и независимо друг от друга идут два процесса: усыхание — потеря влаги и очерствение. Более приемлемый способ замедления процессов черствения — упаковка хлеба в специальные виды бумаги, полимерной пленки, в том числе перфорированной и термоусадочной. Использование упаковочных материалов, с одной стороны, способствует сохранению хлеба более длительный период (срок хранения хлеба в упаковке по ГОСТу — 72 ч, а в случае использования при этом консервирующих веществ — 14—30 дней), а с другой — улучшает санитарно-гигиенические условия транспортирования и реализации в торговой сети. В нашем случае, упаковка хлеба будет применяться только для его перевозки на дальние расстояния (в деревни, по области). В остальных случаях применяются специальные деревянные подносы, на которых будет храниться хлеб, а при продаже потребителю будут помещены в целлофановый пакет. Таким образом, хлеб не потеряет своей хрустящей корочки, и будет востребован потребителями.

Жизненный цикл товара - период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам.

 

Рисунок 10 – Жизненный цикл товара

Данный продукт находится на стадии роста. Данная стадия характеризуется увеличением объема продажи, прибыльностью, снижением расходов на маркетинг, стимулирование объема сбыта и рекламу. На этой стадии товар получает признание у потребителей, спрос на него растет, все усилия фирмы направлены па быстрое освоение рынка. Конкурирующие фирмы активизируют свою деятельность путем выпуска на рынок аналогичных по значению, но чаще всего лучших по качеству товаров, организуют усиленную рекламу, стимулируют деятельность торговых работников. Повышенный интерес потребителей к товарам конкурентов может привести к ускорению насыщения рынка данным товаром за счет развития рынка и сосредоточения на нем нескольких продуцентов, выпускающих соответствующий тип товаров. В целях сохранения устойчивого положения на рынке фирма должна проводить следующие мероприятия: улучшение качества товара; создание новых моделей; вывод товара на новые сегменты рынка; привлечение потенциальных потребителей с помощью усиленной рекламы; снижение цены товара; улучшение сервисного обслуживания покупателей до и после покупки; повышение конкурентоспособности товара; закрепление имиджа фирмы.

Проведем трехуровневый анализ продукции хлебопекарни.

Товар с подкреплением

 

Фактический товар

 
 

 

 


Товар по замыслу

 

Рисунок 11 – Трехуровневый анализ товара

При трехуровневом анализе товара различают:

- Товар по замыслу;

- Товар в реальном исполнении (фактический товар);

- Товар с подкреплением.

Основополагающий уровень товара по замыслу, который отражает сущность конкретного товара. На этом уровне анализируется, что в действительности будет приобретать покупатель. Ведь, по существу, любая организация продает не товары или услуги, а решение проблем, удовлетворение потребностей и желаний. Таким образом, хлеб и хлебобулочные изделия как товар по замыслу представляет собой удовлетворение потребности в аминокислотах, жирах, углеводах, и витаминах.

Продаваемый хлеб, как товар в реальном исполнении – это твердое вещество, обладающее следующими характеристиками:

1) Внешний вид - Форма буханки должна быть правильной, не мятой, без боковых “наплывов”.

2) Содержимое - Мякиш хлеба и булочных изделий должен быть хорошо пропеченным, без комков и пустот, не липким и не сухим, а эластичным, с равномерной пористостью. После легкого нажатия пальцем, мякиш должен принять изначальную форму.

Как дополнительный товар, хлебопекарня осуществляет доставку своей продукции до потребителей.

В таблице приведены виды продукции, их рецептура приготовления, а также произведен расчет переменных затрат на 3 кг готовых продукции.

Таблица 2 - Характеристика производимой продукции и переменные затраты

Продукт Рецептура приготовления Цена за 1 кг Переменные затраты
Хлеб пшеничный (3 кг готовой продукции) Пшеница – злаковая культура, которая лучше всего усваивается организмом человека. На 1 кг муки расходуют 0,4-0,45 литра воды, 20—30 г дрожжей, 10—15 граммов соли, 20—40 граммов сахара и жира. Дрожжи 25 руб/кг Мука -8руб/кг Сахар – 33 руб./кг Соль – 5 руб./кг Маргарин – 120 руб./кг   Дрожжи – 0,16руб. Мука – 8 руб. Сахар – 0,66 руб. Маргарин – 4,8 руб. Соль – 0,05 руб. Итого: 13,67руб.
Хлеб домашний (3 кг готовой продукции) Домашний хлеб - улучшенный подовый пшеничный хлеб, производится из пшеничной муки первого сорта с добавлением молока, яиц. На 1 кг муки: 0,5 литра кипяченого остуженного молока, 30 грамм дрожжей, 50 мл подсолнечного масла, 100 грамм маргарина, 5 яиц, 40 грамм сахара, 5 гр. соли.   Дрожжи 25 руб/кг Мука -8руб/кг Сахар – 33 руб./кг Соль – 5 руб./кг Маргарин – 120 руб./кг Молоко – 30руб./л Яйцо – 33 руб./дес. Масло подсолнечное – 56 руб./л Молоко – 15 руб. Дрожжи – 0,75 руб. Маргарин –12 руб. Яйца- 16,5 руб. Мука – 8 руб. Соль – 0,025 руб. Сахар – 1,32 руб. Масло подсолнечное – 2,8 руб. Итого: 56,4 руб.
Хлеб ржаной (3 кг готовой продукции) Ржаной хлеб – это хлеб без сахара с большим содержанием ржаной муки. Отличается натуральным вкусом, ароматом злаковых и ячменного солода. На 1 кг ржаной муки: 10 гр. дрожжей, 0,4 литра воды, 20 гр. соли.   Мука ржаная – 16 руб./кг Дрожжи 25 руб/кг Соль – 5 руб./кг     Мука- 16 руб. Дрожжи – 0,25 руб. Соль – 0,1 руб. Итого: 16,35 руб.

Продолжение таблицы 2

Батон нарезной (3 кг готовой продукции) Батоны представляют собой штучные изделия массой 0,35 кг из пшеничной муки высшего сорта. Форма их продолговато-овальная с закругленными концами. Батон Нарезной – это классический батон из пшеничной муки, с четко выраженными неглубокими косыми надрезами. На 1 кг муки: 0,6 литра воды, 20 грамм дрожжей, 40 мл подсолнечного масла, 40 грамм сахара, 15 гр. соли.   Дрожжи 25 руб/кг Мука -8руб/кг Сахар – 33 руб./кг Соль – 5 руб./кг Масло подсолнечное – 56 руб./л Дрожжи – 0,5 руб. Сахар – 1,32 руб. Соль -0,075 руб. Мука – 8 руб. Подсолнечное масло – 2,24 руб. Итого: 12,14 руб.
Сдоба обыкновенная (3 кг готовой продукции) Сдоба обыкновенная - выпекается в виде булочек круглой формы без начинки. Рецептура по ГОСТу: 1 кг муки 1 сорта, 15г дрожжей, 100г сахара, 70г сливочного масла, вода, яйцо для смазки, масло сливочное для смазки(2 гр). Опарное тесто.   Дрожжи 25 руб/кг Мука -8руб/кг Сахар – 33 руб./кг Масло сливочное – 150 руб./кг Яйцо – 33 руб./дес Мука – 8 руб. Дрожжи – 0,375 руб. Сахар – 3,3 руб. Яйцо – 3,3 руб. Масло сливочное – 10,8 руб. Итого: 25,78 руб.
Булочка-розочка (3 кг готовой подукции) Булочки представляют собой сдобные мелкоштучные изделия разнообразной формы (круглой, овальной, четырехугольной и др.) из пшеничной муки высшего или I сортов массой от 0,05 до 0,2 кг. На 1 кг муки: 50 гр. дрожжей, 200 мл. молока, 2 яйца, 40 гр. сливочного масла, 100 гр.маргарина, 10 гр. соли, 200 гр.сахара. Дрожжи 25 руб/кг Мука -8руб/кг Сахар – 33 руб./кг Масло сливочное – 150 руб./кг Яйцо – 33 руб./дес Маргарин – 120 руб./кг Молоко – 30руб./л Соль – 5 руб./кг   Дрожжи – 1,25 руб. Мука – 8 руб. Сахар – 6,6 руб. Масло сливочное – 6 руб. Яйцо – 6,6 руб. Маргарин – 12 руб. Молоко – 6 руб. Соль – 0,05 руб. Итого: 46,5 руб.

 

Преимущества товара:

- высокое качество товара

- низкая цена по сравнению с конкурентами

Недостатки товара:

- небольшой ассортимент продукции и отсутствие упаковки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...