Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть вторая 4 страница




В общем РЭПТ это старый афоризм « Измените, свое отношение к вещам, и они перестанут вас беспокоить». РЭПП выработала технологии изменения «отношения к вещам». РЭПТ рассматривает проблемы клиента, как «хочу, но не могу, потому что убежден в правильности своего хотения, или в правильности своего бессилия». Именно это и вызывает, с точки зрения РЭПТ, проблемы которые привели клиента в кабинет психотерапевта.

 Цитирую я из двух книг, «Эллис Альберт. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход», и «Эллис А., Драйден У. «Практика рационально – эмоциональной поведенческой психотерапии».

 

Некоторые из основных иррациональных идей, в которые клиент имеет тенденцию сознательно или неосознанно верить, и с которыми приходиться работать терапевту, перечислены ниже.

1. Для взрослого человека крайне необходимо быть любимым или одобряемым фактически любым значимым человеком в своей жизни.

2. Каждый должен быть совершенно компетентен, адекватен и иметь достижения во всех возможных отношениях, чтобы считать себя ценным.

3. Некоторые люди — плохие, злые и подлые, и что они должны быть жестоко наказаны за свою подлость.

4. Ситуация ужасна и катастрофична, когда события происходят не так, как хотелось бы, чтобы они происходили.

5. Человеческие несчастья вызываются внешними причинами, и что люди не способны или способны в малой степени контролировать свои страхи и расстройства.

6. Легче избежать жизненных трудностей или собственных обязанностей, чем справиться с ними.

7. История прошлого опыта человека является самой важной детерминантой настоящего поведения, и из-за того, что однажды что-то сильно повлияло на жизнь человека, оно должно бесконечно влиять на нее.

 

Вот как Альберт Эллис обучает введению в РЭПП одного из своих клиентов и объясняет причины его проблем.

 

ЭЛЛИС: Представьте себе, что вам нравится иметь в любой момент в кармане минимум 11 долларов, но вы обнаруживаете только 10. Что вы будете чувствовать?

КЛИЕНТ: Я расстроюсь.

ЭЛЛИС: Так. Может быть, вы почувствуете озабоченность или грусть, но вы не покончите с собой. Верно?

КЛИЕНТ: Верно.

ЭЛЛИС: Хорошо. Теперь представьте, что вы просто обязаны всегда иметь в кармане минимум 11 долларов. Вы должны их иметь, это необходимо. Вы должны, должны, вы должны иметь ми­нимум 11 долларов, вы снова смотрите и снова находите толь­ко 10. Как вы будете себя чувствовать?

КЛИЕНТ: Мне станет страшно.

ЭЛЛИС: Да, или вы впадете в депрессию. Правильно. Теперь вспом­ните, что это все те же 11 долларов, разные только Взгляды. Хорошо, теперь у вас будут все те же взгляды. Вы должны все­гда иметь 11 долларов, вы должны. Это крайне важно Но те­перь вы лезете в карман и видите, что у вас 15. Как вы будете себя чувствовать?

КЛИЕНТ: Облегченно, удовлетворенно.

ЭЛЛИС Правильно. С теми же взглядами, что вы должны иметь мини­мум 11 долларов, вам кажется, что вскоре может произойти то, что пугает вас до смерти. Что это может быть, как вы думаете?

КЛИЕНТ: Я потеряю 5 долларов?

ЭЛЛИС: Верно. Вы можете потерять 5 долларов, потратить 5 долла­ров или вас могут ограбить. Все верно. Теперь мораль всего примера, которая приложима ко всем людям: богатым и бед­ным, белым и черным, мужчинам и женщинам, старым и молодым, в прошлом или будущем, при допущении, что люди - всегда люди, она в том, что люди сами делают себя несча­стными, если не получают то, что они должны, на их взгляд, иметь; но они также паникуют, если у них это есть, и все из-за своих «должен» и «обязан». Потому что даже когда у них есть то, что они должны, по их мнению, иметь, они в любой момент могут этого лишиться.

КЛИЕНТ: Получается, что я никогда не смогу быть счастливым, если у меня не будет того, что, как мне кажется, я иметь должен, и вряд ли смогу не беспокоиться, даже если у меня это будет?

ЭЛЛИС. Правильно! Ваши «долги» вас ни к чему не приведут, кроме как к депрессии и панике!

Мы уже говорили, что терапевтическая мишень- это тормоз в развитии. И РЭПТ в лице Эллиса справедливо полагает, что одним только вскрытием иррациональности убеждений не обойдешься. И включает целый комплекс техник направленных на «снятие с тормозов»

Вот пример, которому Эллис посвятил целую главу в книге, и которою я цитирую с большими сокращениями.

Джейн, 27-летняя жен­щина, страдающая сильной социальной и профессиональной тре­вожностью. Эта клиентка посещала меня раз в неделю в течение трех месяцев, а затем проходила еженедельную групповую терапию Если бы она сама не пожелала присоединиться к одной из моих групп, я бы так или иначе убедил ее это сделать: я часто настаиваю на том, чтобы мои застенчивые и социально тре­вожные клиенты поучаствовали в группах, потому что это помогает им научиться быть более успешными в социальных ситуациях и брать на себя больше риска.

Она сначала не решалась высказываться о проблемах других членов группы, хотя о своих собственных говорила свободно. Но когда я помог ей взглянуть на эту нерешительность и увидеть, что она определяет не­эффективное поведение в группе как «ужасное» и «самообесцени­вающее», когда я настоял на том, чтобы она заставила себя выска­заться о проблемах других людей, она вскоре преодолела свою застенчивость и превратилась в одного из самых активных участни­ков группы.

Когда я впервые увидел Джейн, она показалась мне (как позже согласились со мной все члены группы и как они постоянно напо­минали ей об этом) очень привлекательной. Она была настолько стеснительной, что с тру­дом могла общаться с продавцами, и поэтому часто просила сходить в магазин свою мать. Когда мужчинам удавалось настоять на встре­чах — а это случалось часто, — она вначале избегала их из-за своей застенчивости. Потом она отчаянно цеплялась за самого настой­чивого из них, не терпящего отказа. Когда он оказывался (а это случалось всегда) неподходящей парой, она оставалась с ним доль­ше, чем ей того хотелось, смертельно боясь вернуться к брачным «крысиным бегам».

Джейн, несмотря на неумение вести разговор, обладала прекрас­ным чувством юмора, называя себя «ненормальной» в своей про­фессиональной и социальной жизни. По специальности она была школьным учителем, но не могла выстоять перед классом детей и поэтому пошла работать на государственную службу на должность помощника администратора — место, которое она легко получила, отлично сдав экзамен. Ей бы хотелось пойти на какую-нибудь другую работу по специальности, но она до смерти боялась собеседова­ний и поэтому никогда не пыталась что-либо изменить. Она нена­видела себя за то, что застряла на таком низком уровне, но эта нена­висть к себе только больше убеждала ее в своей неспособности к адекватным межличностным отношениям.

Как это типично для моей практики РЭПТ, я использовал с Джейн множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов, самые важные из которых я собираюсь сейчас описать Благодаря предыдущей терапии Джейн придерживалась общего психоаналитического убеждения, что проблемы у людей обусловле­ны травматическими событиями их детства. Первые сеансы я по­святил тому, что модифицировал эту точку зрения и показал ей, что все мы имеем выраженную тенденцию соотносить себя — и осо­бенно свою внутреннюю и уникальную склонность желать или требовать — со своими родителями и первыми учителями: они переда­ют нам свои предпочтения и стандарты, которые мы обычно при­нимаем. я показал Джейн, что независимо от того, как она первоначально приобрела свои дисфункциональные «должна», «обязана», «надо», они все еще властны над ней сегодня, и для нее было бы лучше осознать их способность расстраивать ее и поработать над их пониманием и изменением.

Хотя Джейн сначала не хотела принимать ответственность за свои иррациональные взгляды на себя, потому что для нее более прием­лемым казалось обвинять свою «доминантную» мать за то, что та «сделала» ее застенчивой, она смогла переключиться после того, как я показал ей, что ее младшая сестра, которая еще больше подавля­лась матерью (потому что была самой маленькой в семье) всегда со­противлялась этой доминантности и выросла необычно общитель­ной и уверенной, как и их мать Когда после третьего се­анса Джейн пришла к выводу, что она действительно сама придума­ла большинство своих иррациональных взглядов (например, «Я никогда не должна разоча­ровывать людей, которые много значат для меня») и что эти верования (а не ее доминантная мать) являются причиной ее пато­логической застенчивости, до нее «дошла» большая часть теории РЭПТ и она начала активно исследовать свою саморазрушающую философию.

Сначала я показал Джейн, как мож­но обнаружить свои ИВ (иррациональные взгляды) и особенно абсолютистские «должен», «обязан», «необходимо». Вскоре она обнаружила несколько основных-, дисфункциональных Взглядов: (1) «Я должна хорошо разговаривать с людьми, которых нахожу привлекательными», (2) «Я должна быть, интересной и умной», (3) «Я должна говорить легко и спонтанно без каких-либо усилий», (4) «Если я не могу хорошо разговаривать с людьми и производить на них впечатление, как должна, я- глупый неполноценный человек! »

Эти ИВ, как смогла понять Джейн, были главной и прямой «при­чиной» ее глубинного чувства тревоги. Но — как и во многих слу­чаях, которые исследуются РЭПТ, — у нее также были ИВ насчет самой тревоги. Каждый раз, когда она чувствовала тревогу (или ду­мала, что чувствует ее), она почти сразу же думала: «Я не должна беспокоиться! Как это ужасно! », и потом: «Особенно я не должна показывать другим, что волнуюсь, иначе они точно отвернутся от меня — а это будет ужасно! » Эти ИВ на свою нервозность привели к образованию у Джейн сильнейших вторичных симптомов (тре­воги по поводу тревоги), и каждый раз, когда это происходило, Джейн так расстраивалась из-за этого, что ее изначальное беспо­койство намного возрастало. Затем у нее возникало третичное чув­ство паники и безнадежности, продуцируемое ее третичными ИВ: «Сейчас я в панике и не могу справиться с этим, значит, я никогда не смогу побороть свою тревогу. Я не выдержу этой паники — я не могу этого изменить! »

 

Коллеги, в предыдущей главе о Джемсе Бьюджентале есть похожий случай. Тревога по поводу паники у Лоренса. Только там одна эта проблема терапевтом решалась несколько лет, а здесь как вы увидите значительно больше проблем за девять месяцев.

Хотя как посчитаешь, больше проблем или меньше. У меня проблем всегда больше чем у соседа.

 

Я показал Джейн, что у нее были не только ИВ («должен» и «обя­зан»), но и множество РВ –рациональные взгляды (предпочтения), и что последние дозволи­тельны и полезны. Например, на вторичном и третичном уровне у нее были такие РВ: «Мне не нравится нервничать и показывать это другим, но я могу принять эти чувства и работать над тем, чтобы избавиться от них» и «Если люди действительно отвернутся от меня, увидев, как я нервничаю, это будет очень неприятно, но я смогу это пережить». С помощью РЭПТ Джейн смогла увидеть, что эти рациональные взгляды (предпочтения) достаточно сильно отличаются иррациональных (нереалистичные требования) и что у нее есть возможность выбирать между теми и другими.

Я задал Джейн (и научил ее саму делать это) несколько логических и эмпирических вопросов, чтобы опровергнуть и оспорить («Д») ее вторичные и третичные ИВ. Например: (1) «Даже если моя паника (и паника из-за паники) настолько сильна и травматична, где дока­зательства того, что я не смогу этого выдержать и преодолеть? » (2) «Если люди будут отворачиваться от меня из-за моей тревожности, все ли будут бойкотировать меня из-за того, что я ее проявляю? А если кто-то действительно будет презирать меня за проявление па­ники, так ли уж нужно мне его одобрение? »

По мере того как Джейн оспаривала эти вторичные и третичные ИВ, ведшие ее к тревоге по поводу тревоги, она смогла — под моим руководством — возвратиться к первичным ИВ и активно и настой­чиво размышлять в следующем ключе: (1) «Почему я должна хорошо говорить с людьми, которые кажутся мне привлекательными? » (2) «Где это написано, что я должна быть умной и интересной? » (3) «Дей­ствительно ли я должна говорить свободно и непринужденно, без ка­ких-либо усилий? » (4) «Как может то, что я неудачно разговариваю с людьми и не произвожу на них впечатление, означать, что я глупа и неполноценна? » (5) «К каким результатам может привести моя убеж­денность в том, что я просто обязана производить на людей впечатле­ние, иначе я буду полной неудачницей? » Она ответила на эти дискус­сионные вопросы так (1) «Нет причин, по которым я должна хорошо разговаривать с привлекательными для меня людьми, но это было бы желательно, поэтому я должна приложить усилия к этому, а не уби­вать себя». (2) «То, что я должна быть интересной и умной, написано только в моей голове, но было бы неплохо, если бы я действительно была такой! » (3) «Я могу говорить и принужденно, и скованно и все же нормально общаться с большинством людей, с которыми я разго­вариваю». (4) «Когда я неудачно высказываюсь и не произвожу ника­кого впечатления, это говорит только о том, что я человек, с которым сейчас неинтересно разговаривать, а не о том, что я абсолютно глу­пый и неполноценный человек». (5) «Если я буду продолжать верить в то, что я просто обязана производить впечатление на людей, я буду очень нервной и застенчивой».

По мере того как Джейн оспаривала и подвергала вопросам свои иррациональные идеи, она начала лучше себя чувствовать и ей все чаще удавалось поговорить с понравившимися ей людьми.

Опровержение ИВ- очень важный момент в работе с терапевтической мишенью. Но этого мало. Ведь очень легко перевести человека в другие ИВ типа «Как я мог всю свою предыдущую жизнь прожить таким дураком». Нужны новые навыки, и их надо натренировать.

 

Я использовал с Джейн еще один излюбленный метод РЭПТ: приду­мать, записать и повторять себе по несколько раз на день полезные утверждения совладания (рациональные идеи), которые она долж­на была в конце концов интернализировать. Наи­более полезными ей показались следующие: «Я могу говорить с другими, даже если из-за этого чувствую себя некомфортно», «Мне бы хотелось быть хорошим собеседником, но я не должна быть им», «Никто еще не умер от социальной тревожности», «Когда люди, которые мне нравятся, отвергают меня, это больше говорит о них самих и об их вкусах, а не обо мне», «Даже если я веду себя глупо и не произвожу никакого впечатления на людей, я все же могу многому научиться и хорошо провести с ними время».

Я помог ей записать и регулярно пересматривать преимущества той ситуации, когда она позволяет себе чувствовать себя неудобно, преодолевает} свою низкую толерантность к фрустрации, заставляя себя вести не­комфортным для нее образом. Обычно она отмечала для себя толь­ко негативные стороны (например, ее чувство неловкости) в том случае, когда говорила с привлекательными для нее людьми. Теперь она смогла перечислить несколько преимуществ, особо выделяя сле­дующие: (1) она может потренироваться вести разговор и, как след­ствие, стать более раскованной, (2) она может узнать, что лучше го­ворить — а что нет — другим людям, (3) она может пообщаться с большим количеством людей, из которых можно выбрать друзей и любовников, (4) она может увидеть, что многие люди так же застен­чивы и не умеют поддерживать разговор, как и она, (5) она может позволить себе не справиться с разговором и при этом не занимать­ся самобичеванием, (6) ее жизнь стала бы казаться интереснее, (7) ее тревога была бы более сильной, но менее продолжительной. Она также перечислила несколько негативных сторон ситуации поддержания разговора с людьми вопреки своему дискомфорту от этого. Продолжая выполнять это упражнение, Джейн заметила, что ей стало проще выполнять домашнее задание общаться с другими, и она делала это легко, как никогда раньше.

Низкая толерантность к фрустрации - еще одна мишень РЭПТ. А для нас - индивидуальные причины этой самой низкой толерантности. Мифы, которые лежат в ее основе.

В следующем абзаце Эллис рассказывает о еще одном способе тренировки новых навыков. А за одно и об обретении необходимого чувства самоуважения.

 

Практикуя психоанализ, я предупреждал клиентов, чтобы они не ана­лизировали своих друзей и родных, потому что они всегда делали это настолько плохо, что приносили только вред и себе, и другим. Однако сейчас я делаю прямо противоположное и побуждаю многих клиен­тов обучать РЭПТ своих товарищей и пытаться вызвать их на разго­вор о своих дисфункциональных взглядах, так как было экспериментально показано, что, обучая РЭПТ других, клиенты сами учатся эффективному использованию методов. Джейн, в частно­сти, использовала РЭПТ со своей матерью, младшей сестрой и бли­жайшими подругами и сообщила о том, что, активно помогая им об­наружить некоторые из их иррациональных идей и избавиться от них, она смогла найти и эффективно оспорить несколько собственных.

 

И заодно статус свой семейный Джейн поменяла. Сепарировалась и обрела голос в решении семейных проблем. Даже если этот голос никто не слушает, Джейн теперь знает, что это их проблемы.

РЭПТ советует клиентам записывать на аудиокассету собственные терапев­тические сеансы и прослушивать их по несколько раз, чтобы лучше запомнить и более эффективно осознать замечания, сделанные во вре­мя сеанса как терапевтом, так и ими самими, Джейн считала запись своих сеансов очень ценным обучающим инструментом и регулярно прослушивала каждую по несколько раз между сеансами.

Ну, прямо как постгипнотичекое внушение. «Мой голос останется с вами…»

 

РЭПТ разделяет проблемы людей на два класса: (1) практические — в случае Джейн это отсутствие интересной работы и неподходящие партнеры, и (2) эмоциональные, или проблемы из-за практических проблем. С Джейн, как это обычно делается в РЭПТ, мы начали с ее эмоциональных проблем, и я показал, как их можно минимизиро­вать и устранить. Затем я работал с Джейн над ее практическими проблемами. Например, мы разобрали проблему с поиском работы: я показал ей, как написать хорошее резюме, рассказал про трудности интервью и о том, как с ними справиться, как отказаться от не­подходящей работы и подождать лучшей — именно той, которую она ищет. Мы также обсудили практические вопросы относительно того, как она могла бы найти подходящую пару, как исключить пло­хих кандидатов и иметь успех у хороших.

Вот это очень ценная помощь. Точная, направленная на развитие и успешную социализацию. То чего не хватает многим видам терапии и многим терапевтам. Научить человека решать практические проблемы. Конкретно. Тут РЭПТ и/или Альберт Эллис, безусловно, прав. Единственный вопрос «практические вопросы относительно того, как она могла бы найти подходящую пару, как исключить пло­хих кандидатов и иметь успех у хороших». Критерии отбора не описаны. Они тоже рациональны? Не по нашему. По американски прагматично. На самом деле очень большой вопрос. По любви или по расчету?

По любви это по биологической природе. Расчет там бессознательный. А по расчету- это чаще всего по экономическому расчету. А если банкротство? Или молодая дорогу перейдет. И будет твоему мужчине говорить, что любит безумно? Конечно, в Америке законы про развод другие. Мне иногда кажется, что там первый брак- это экономическая подготовка ко второму, который уже по любви. Во всяком случае, по голливудским фильмам так. Может и России это необходимо? Богатые пусть помогают бедным. У них, у богатых, только свистни- еще пять претенденток прибежит. А у бедных и любовь и возможности.

И дети будут хорошие от любви, и жизнь перестанет быть выживанием и станет жизнью. Подождем.

И вернемся к Эллису и его Джейн.

 

Согласно теории РЭПТ, иррациональные идеи, которые люди усва­ивают и при помощи которых создают себе эмоциональные про­блемы, обычно возникают, когда они придают должное значение и уделяют внимание своим желаниям и предпочтениям (что является рациональным), а затем идут дальше и существенно преувеличива­ют их значимость. Они воспринимают все слишком серьезно. В ка­честве одной из основных техник для борьбы с подобного рода пре­увеличениями и «ужастификацией», РЭПТ использует хорошую долю юмора. Она сводит некоторые идеи клиентов к абсурду, пока­зывает, насколько эти идеи противоречивы и нелепы, и советует им петь (и желательно интернализировать) некоторые рациональные юмористические песенки, которые могут помочь им преодолеть эти гиперсерьезные когниции У Джейн было прекрасное чувство юмора, мы много с ней шути­ли и некоторые остроты оказались весьма эффективными. Особен­но полезными ей показались некоторые мои юмористические пе­сенки, которые она пела, когда у нее случались приступы тревоги или депрессии

Депрессия

Я в депрессии, в депрессии!

Чуть только что-то не так у меня —

Впадаю в депрессию я!

Ничтожная ссора, малейший пустяк —

В великой депрессии я!                                                                                                                                                                                                                                                                                         Что жизнь моя свыше не освящена —

Смириться мне с этим нельзя.

И чуть только что-то со мною не так —

В великой депрессии я!

 

Тут я только за. Надеюсь, читатель это уже отметил. И со мной много еще уважаемых людей. Таких как Алексейчик и Фаррелли. Юмор – мощный терапевтический инструмент.

 

РЭПТ практически всегда — мультимодальная школа психотерапии, редко работающая с клиентом без использования нескольких эмо­циональных и поведенческих, а также когнитивных методов. Используя рационально-эмоциональное воображение я показал Джейн, как можно представить себе наи­худшее из того, что могло с ней произойти, например то, что она встречается с очень привлекательным мужчиной, он говорит с ней, а она тупеет и становится не в состоянии сказать ему что-нибудь умное. Воображая это, она чувствовала себя совершенно подавлен­ной и ненавидела себя. Затем она работала над тем, чтобы почув­ствовать здоровое разочарование и сожаление вместо нездоровой депрессии и самоунижения. Она практиковала такое рационально эмоциональное воображение по несколько раз каждый день в тече­ние месяца или более до тех пор, пока образ подобного рода соци­альной неудачи (или реальная неудача) быстро и автоматически не вызывал здоровые чувства разочарования и сожаления, а не патоло­гические тревогу и ощущение неадекватности.

Можно только радоваться, что Эллис практичен и здравомысленнен. Мультимодален.

Практического терапевта сразу видно. К какой бы школе он не принадлежал. Его интересует результат. Единственное что бросается в глаза, это «рационально-эмоциональное воображение». Это как? Это как в гипнозе и НЛП «проекция в будущее»? Рациональное воображение – это что- то мультимодально-психологичекое.

 

Джейн извлекла много пользы из упражнений на преодоление сты­да, которые я создал в 1960-х и которые с тех пор используются в РЭПТ и некоторых других формах терапии. Сначала она выбрала несколько глупостей, типа выкрикивания названий ос­тановок в нью-йоркском метро и пения на улице во весь голос — и заставила себя сделать это, в то же время работая над преодолением стыда. После того как ей это удавалось, она разговаривала с незнако­мыми (и привлекательными) мужчинами в автобусах, на эскалато­рах, в супермаркетах и других общественных местах, пытаясь под­держать с ними беседу, и спрашивала, не позвонят ли они ей, чтобы договориться о свидании или о ланче. Сначала ей было страшно это делать, но после двадцатого раза она практически полностью пре­одолела свою тревогу и стыд, смогла таким образом встретиться с несколькими подходящими мужчинами и завязать с одним из них серьезные отношения.

На мой взгляд, несколько рискованно. Но, наверное, в Америке можно.

 

Я проиграл с Джейн несколько интервью при приеме на работу и несколько ситуаций социального взаимодействия. Мы обсудили, что такое она говорит сама себе, что заставляет ее тревожиться и стес­няться в подобных ситуациях, и что бы она могла говорить себе вмес­то этого; при этом я выявил несколько негативных чувств, которые она не совсем осознавала, и помог ей их изменить. Я также подверг критике ее умения и навыки в этих ситуациях и попросил ее пере­смотреть их и улучшить. Более того, когда участники одной из моих терапевтических групп, в которую Джейн ходила в течение полугода, выполняли вместе с ней ролевые упражнения, они помогли ей осоз­нать еще больше тревожных чувств, показать ей, что она себе гово­рит, когда появляются эти чувства, и дали ей несколько советов, как справиться с этими чувствами и развить свои социальные умения.

Хочу в такую группу. Молодец Альберт.

Джейн показали, как составлять рациональные самовнушения и как повторять их про себя (и вслух, для других) энергично и многократно до тех пор, пока она не начнет их твердо чувствовать и не убедится в их справедливос­ти. Так, она часто с силой повторяла себе: «Больно, когда тебя отверга­ют в обществе или при приеме на работу, но это еще не конец света! », «Мне очень хочется найти подходящую пару, но я не обязана! », «Если люди заметят, что я волнуюсь, вряд ли они разбегутся от меня с кри­ком. А если они так сделают — наплевать! », «Я могу говорить с привле­кательным мужчиной независимо от того, насколько мне неловко! »

Еще один пример рациональности в терапевтической практике. Знакомые нам аффирмации. Какое нам дело до теории самовнушения. Лишь бы работало.

Еще одна эмоциональная РЭПТ-техника, которую использовала Джейн, заключалась в том, что ей следовало провести энергичный диалог с самой собой и записать его на кассету. Ей полагалось начать с иррациональной идеи, например о том, что она должна говорить легко, спонтанно и непринужденно, и затем рационально и с силой оспаривать эту идею до тех пор, пока рацио­нальный голос не победит дисфункциональный и пока ее чувства не изменятся соответствующим образом. Затем она прослушивала эти записи сама или вместе с друзьями или участниками терапевтичес­ких групп, чтобы определить, насколько хороши рациональные ар­гументы и насколько сильно она себя ими убедила.

Обучение самостоятельному выходу из тупиковой дискуссии и застывшей эмоции. Практическое обучение самотерапии. Браво.

Я всегда безусловно принимал Джейн — так как это является неотъемлемой частью РЭПТ — независимо от ее поведения в ходе терапии и за ее рамками. Даже когда она опаздывала на сеансы или несвоевременно оплачивала счета Институту, я уверенно показывал ей, что плохим было ее поведение и что я никогда не считал ее саму плохим человеком. Позднее я научил ее, как можно полностью при­нимать себя в любых условиях и оценивать только свои отдельные черты или поступки и никогда — свою тотальность, свою сущность, свое Я. Из всего того, чему Джейн научилась в РЭПТ, наиболее полезным ей показалось безусловное самопринятие.

 

А вот и Карлу Роджерсу местечко нашлось. Куда же без рациональной основы феноменологии и гуманизма. И экзистенциализма.

С самого начала терапии Джейн дала согласие на выполнение ак­тивных домашних заданий: поговорить с привлекательным мужчиной, пойти на собеседование, поговорить на публике, сказать своему любовнику, что она больше не желает его видеть, если уверена, что он действительно ей не подходит. Она проделала множество таких упражнений несмотря на дискомфорт, который испытывала при этом — и таким образом выучила максиму РЭПТ: «Тяжело в учении — легко в бою». Когда бы она их ни выполняла, вскоре она преодолевала свой дискомфорт и даже начинала получать удовольствие от некоторых из них, напри­мер, от разговора и флирта с подходящими мужчинами. Проделы­вая эти упражнения, Джейн также могла четко пронаблюдать, на­сколько тревожной и стыдливой она была сначала и как ей удалось свести к нулю дисфункциональные идеи, стоящие за ее волнением.

Максиму РЭПТ «Тяжело в учении — легко в бою» я, где-то уже слышал. Хотя не исключаю работу переводчика, который так перевел совершенно другую, близкую по смыслу пословицу. Но как -то ассоциативно режет слух слово «бой». И на ум сразу приходит «с волками жить по- волчьи выть». «Боливар не выдержит двоих» и. т. д. Может для Американца это норма? В условиях угрозы со стороны мирового терроризма. Может и нам уже пора переставать «подставлять другую щеку»?

Джейн показали, как поощрять себя — обычно чтением или посе­щением концерта — после того, как она сделала домашнее задание, или отказываться от этих развлечений, если задание не сделано. По­ощрение ей показалось особенно полезным: оно помогало ей вы­полнять домашнее задание РЭПТ, потому что она иногда могла де­лать его по несколько дней подряд, а затем расслабиться и забыть про него, если у нее не было никакого подкрепления.

РЭПТ наряду с поощрением использует систему штрафов для тех клиентов, которые не выполняют домашние задания. Джейн сжигала двадцатидолларовую купюру, когда не справлялась с домашним заданием, что быстро научило ее относиться к нему серьезно.

Фантастика. Для меня. И тем не менее нужны объяснения. Теоретически понятно. Для того чтобы надрессировать необходимые навыки, нужна система подкрепления. Положительного и отрицательного. Но чтобы человек сам, и тогда когда, его никто не контролирует, деньги сжигал? Такое может быть только от отчаянья. Или если уже к тому времени заплатил кругленькую сумму за терапию, а теперь терапевт говорит что все напрасно, если только домашних заданий не выполнять. Пугает. Тогда понятно. Формирование мотивации на продолжение терапии. На результативность. В рамках рационального метода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...