Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансы предприятий транспорта




Финансы предприятий сельского хозяйства

1. низкая скорость оборачиваемости оборотных средств из-за биологических и природно-климатических факторов; 2. на землю не начисляется амортизация и стоимость земли не участвует в формировании себестоимости готовой продукции; 3. земля имеет различную плодородность; 4. сезонность производства оказывает влияние на финансовые результаты и приводит к тому, что наибольший удельный вес в источниках финансирования оборотных средств занимают заемные средства. 5. вся производимая продукция делится на 2 части: товарную продукцию (подлежит реализации) и нетоварную продукцию (остается для потребления внутри хозяйства). Финансы строительства

1. финансирование строительства производится в пределах сметной стоимости на основе договоров;

2. по каждому объекту определяется стоимость строительства;

3. неравномерная потребность в оборотных средствах;

4. наибольший удельный вес в структуре оборотных средств занимает незавершенное производство;

5. выручка от сдачи выполненных работ заказчику поступает неравномерно.

Финансы в промышленной отрасли

1. все затраты, связанные с производством реализацией продукции, промышленные предприятия производят значительно раньше их возмещения;

2. наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции;

3. оборотные средства выполняют производственную функцию – денежное обеспечение непрерывности процесса производства;

4. валовой доход промышленного предприятия представляет собой превышение выручки от реализации над материальными затратами в составе себестоимости реализованной продукции;

5. прибыль является одним из основных финансовых ресурсовпредприятия для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и социальному развития.

Финансы предприятий торговли

1. торговые предприятия подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли;

2. торговля не создает дополнительной потребительной стоимости;

3. выручка от реализации товаров предприятий торговли поступает в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует усиленияфинансового контроля;

4. финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров. Основными показателями торговой деятельности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность;

Финансы предприятий ЖКХ

1. новое строительство осуществляется за счет бюджетов соответствующих территориальных единиц;

2. коммунальные хозяйства осуществляют свою деятельность на основе самоокупаемости;

3. все денежные средства, закрепляемые за коммунальными хозяйствами, имеют строго целевое назначение;

4. за каждым хозяйством закреплена определенная территория, жилищно-коммунальный фонд и все доходы от них остаются в распоряжении коммунального хозяйства.

Финансы предприятий транспорта

1. продукция транспорта не имеет вещественной формы;

2. цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

3. в качестве ед. измерения используют: пассажиро-километры, количество пассажиров, тонны грузооборота;

4. транспорт не добавляет и не создает ничего вещественного к перевозимому товару, поэтому из формы кругооборота капитала выпадает товар (Т) в виде вещи;

5. в составе средств производства на транспорте нет сырья;

6. характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (сезонность).

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ВИДЫ.

Расходы - это уменьшениеэкономическихвыгод в результате выбытия активов (запасов, денежных средств, иного имущества) или возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. Согласно НК РФ гл.25, расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщикам, а также некоторые виды убытков.

1. расходы по обычным видам деятельности - это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров.

Формируются из расходов:

- на приобретение сырья, материалов, товаров и иных МПЗ;

- по переработке материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;

- по продаже продукции (работ, услуг) и товаров.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды;

- амортизация; - прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

2. прочие расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные).

2.1. Чрезвычайные расходы возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварий и др.).

2.2. Операционные – связанные с:

- с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, а также прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- с участием в уставных капиталах других организаций;

- связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемые кредитной организацией;

- отчисления в оценочные резервы, а также в резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

- прочие операционные расходы.

2.3. Внереализационными расходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организации убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы (отрицательные);

- суммы уценки активов;

- перечисления средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и других подобных мероприятий;

- прочие внереализационные расходы.

Себестоимость продукции - это затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Типы себестоимости (в вопрос не входит):

- Полная себестоимость (средняя) — соотношение полных издержек к объему производства;

- Предельная себестоимость — это себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции.

Виды себестоимости:

1. Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по статьям учета): 1.1. материалы, прочее (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т. д.)

1.2. Топливо, энергия идущая на производство

1.3. Амортизация основных производственных фондов

1.4. Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф)

1.5. Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством;

1.6. Отчисления на социальные мероприятия (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы)

1.7. Общепроизводственные расходы;

1.8. Командировочные расходы — стоимость билетов, суточные, оплата жилья

1.9. Работы сторонних организаций (контрагентов)

1.10. Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления

2. Себестоимость по элементам затрат:

1. Материальные затраты;

2.2. Оплата труда - заработная плата;

2.3. Отчисления на социальные мероприятия.

2.4. Амортизация основных средств.

2.5. Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.)

 

4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Основной капитал – это часть производительного капитала, который полностью и многократно принимает участие в производстве товара, переносит свою стоимость на новый продукт по частям, в течение ряда периодов; это денежные средства, вложенные в основные фонды. К основному капиталу относится та часть авансированного капитала, которая затрачена на постройку зданий, сооружений, на покупку машин, оборудования, инструмента.

Классификация основного капитала:

1. нематериальные активы - инвестиции в неосязаемые активы, которые способны приносить прибыль в течение ряда лет (лицензии, патенты, торговые знаки).

2. материальные активы - инвестиции, земли, технические сооружения, машины, транспорт, оборудование. Эти активы должны систематически амортизироваться в соответствии с расчетным периодом амортизации.

3. финансовые активы - долгосрочные вложения в ценные бумаги (акции и т.д.). Одной из составляющих материальных активов в составе основного капитала являются основные средства предприятия.

Показателями оценки эффективности использования основного капитала являются: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность труда, рентабельность основных производственных фондов.

Фондоотдача - показатель, характеризующий уровень эффективности использования производственных основных фондов объединения (предприятия), отрасли. Показывает, сколько продукции производит предприятие на каждую вложенную единицу стоимости основных фондов. Определяется делением годового объема продукции на среднегодовую полную балансовую стоимость производственных основных фондов.

Фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции. По предприятиям и объединениям определяется отношением среднегодовой балансовой (без вычета износа) стоимости производственных основных фондов к объему выпущенной за данный период (год) чистой продукции, товарной продукции

Фондовооруженность труда определяется как отношение стоимости основных фондов к числу рабочих на предприятии, работавших в смену с наибольшим количеством рабочих часов.

Рентабельность основных производственных фондов характеризует величину прибыли, приходящейся на один рубль основного капитала, и определяется как отношение прибыли к стоимости фондов.

 

5. ИСТОЧНИКИ СОЗДАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. АМОРТИЗАЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ НАЧИСЛЕНИЯ.

Основные средства - этосредства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится насебестоимостьс помощьюамортизации. (здания, сооружения, оборудование, транспорт, земельные участки и т.д.). Воспроизводство имеет 2 формы:

1. простое воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных средств соответствуют по величине начисленной амортизации;

2. расширенное воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных средств превышают сумму начисленной амортизации.

Источники финансирования воспроизводства основных средств подразделяются на собственные и заемные.

К источникам собственных средств для финансирования воспроизводства основных средств относятся:

- амортизация – в плане счетов не предусмотрено создание специального амортизационного фонда. Средства амортизационных отчислений поступают в составе выручки от реализации на расчетный счет предприятия и непосредственно с расчетного счета производится оплата всех расходов по различным направлениям капитальных вложений;

- износ нематериальных активов - за основу расчета норм принимаются первоначальная стоимость и планируемый срок использования нематериальных активов (максимум 10 лет). Нематериальные активы поступают на предприятие по следующим каналам: при приобретении за плату, в качестве вклада в УК, при получении безвозмездно;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - направления использования чистой прибыли предприятия определяют в своих финансовых планах самостоятельно.

К заемным источникам финансирования воспроизводства основных средств относятся:

- кредиты банков;

- заемные средства других предприятий и организаций;

-долевое участие в строительстве;

- финансирование из бюджета;

- финансирование из внебюджетных фондов.

Амортизация — перенесение по частям, по мере физического и морального износа, стоимостиосновных средствна стоимость производимого продукта. Амортизационные отчисления — отчисления части стоимостиосновных фондовдля возмещения их износа. Амортизационные отчисления включаются в издержки производства или обращения. 4 основных способа начисления амортизации:

линейный способ - каждый год амортизируется равная часть стоимости данного вида основных средств.

А = Сперв. * На / 100, Сперв – первоначальная стоимость объекта, На – норма амортизации;

Целесообразно применять для тех основных средств, где время, а не устаревание (моральный износ) является основным фактором, ограничивающим срок службы.

1. способ уменьшаемого остатка -годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной на основании срока полезного использования этого объекта.

А = Сост * К * На / 100, Сост – остаточная стоимость, К – коэффициент ускорения.

Следует отметить, что при таком способе первоначальная стоимость никогда не будет списана.

2. способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования:

А = Сперв * (Тост / Т (Т+1) / 2), Тост – количество лет, оставшихся до окончания срока полезного использования; Т – срок полезного использования.

Этот способ эквивалентен способу уменьшаемого остатка, но дает возможность списать всю стоимость объекта без остатка.

3. способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ) -начисление амортизационных отчислений производится на основе натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств. А = С / В, С – первоначальная стоимость объекта основных средств; В – предполагаемый объем производства продукции.

 

6. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ ЦИКЛ.

Оборотные средства — это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Оборотные средства представляют собой наиболее подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную. Сущность оборотных производственных фондов можно охарактеризовать так:

- вещественно воплощены в предметах труда; - полностью переносят свою стоимость на продукцию;

- потребляются в каждом производственном цикле; - возмещаются после каждого производственного цикла.

Структура оборотных средств:

1. Производственные оборотные фонды:

1. Производственные запасы – сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, запчасти, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

1.2. Средства в затратах на производство - незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов - это расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

2. Фонды обращения:

2.1. Готовая продукция (это законченная и изготовленная продукция, прошедшая испытания и приемку, полностью укомплектованная согласно договорам с заказчиками и соответствующая техническим условиям и требованиям) - готовая продукция на складе предприятия, отгруженная (но неоплаченная) продукция

2.2. Денежные средства и расчеты - расчеты с дебиторами, доходные активы, вложения предприятия в ценные бумаги (рыночные высоколиквидные ценные бумаги), а также предоставленные другим хозяйствующим субъектам займы), денежные средства (на расчетных счетах, в кассе).

Производственные оборотные фонды - это предметы труда, которые потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию.

Фонды обращения - это средства предприятия, которые связаны с обслуживанием процесса обращения товаров

Производственный цикл - календарный период времени с момен­та запуска сырья и материалов в производство до момента выхода го­товой продукции, приемки ее службой технического контроля и сда­чи на склад готовой продукции, который измеряется в днях, часах. Производственный цикл имеет 2 стадии:

1. время протекания процесса производства

2. время перерывов в процессе производства Тц = Тврп + Твпр, где Тврп- время рабочего процесса;Твпр- время перерывов.

Финансовый цикл – это разрыв между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей (дебиторов).

Финансовый цикл = Производственный цикл + Период оборота дебиторской задолженности - Период оборота кредиторской задолженности

 

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛЕ. МЕТОДЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ.

Определение потребности в оборотном капитале является со­ставной частью финансового планирования, так как недостаток обо­ротных средств приводит к нарушению процесса производства, а их избыток приводит к излишнему их отвлечению в запасы, к замораживанию ресурсов, поскольку возникают дополнительные затра­ты на хранение и складирование, на уплату налога на имущество.

Существуют несколько методов расчета нормативов оборотных средств:

1. Метод прямого счета, является наиболее точным, обоснованным, трудоемким, т.к. основан на определении научно-обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборот­ных средств.

2. Аналитический метод (опытно-статистический) предполагает укрупненный расчет оборотных средств в размере их среднефактических остат­ков. Он предполагает учет различных факторов, влияющих на организа­цию и формирование оборотных средств.

3. Коэффициентный метод - основан на определении нового норматива на базе имеющегося с учетом поправок на изменение объема продукции. При этом все запасы и затраты подразделяются на:

-зависящие от объема производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство и готовую продукцию на окладе);

-не зависящие от объема производства (запасные части, МБП, расходы будущих периодов).

Основным методом является метод прямого счета, при нем процесс нормирования включает несколько этапов:

1 этап: разработка норм запаса по отдельным видам товарно-материальных ценностей всех элементов нормируемых средств.

2 этап. Определение частных нормативов по каждому элементу оборотных средств. Норматив показывает минимально необходимую сумму денежных средств, обеспечивающих хозяйственную потребность предприятия. В основном норматив по отдельному элементу рассчитывается как:

Н = норма запаса (Нз), в днях * однодневный расход по данному элементу средств;

3 этап. Завершается процесс нормирования установлением совокупного норматива оборотных средств (Нос):

Нос = Нпз + Ннп + Нр.бп + Нгп, где Нпз- норматив производственных запасов;Ннп - норматив незавершенного производства;Нр.бп - норматив расходов будущих периодов;Нгп - норматив на готовую продукцию.

 

8. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ.

Формирование оборотных средств происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставный фонд. Источником формирования в этом случае служат инвестиционные средства учредителей предприятия. В процессе работы источником пополнения оборотных средств является полученная прибыль, а также приравненные к собственным средствам так называемые устойчивые пассивы. Такие средства служат источником формирования оборотных средств в сумме их минимального остатка. К ним относятся:

1. минимальная переходящая из месяца в месяц задолженность по оплате труда работникам предприятия;

2. резервы на покрытие предстоящих расходов;

3. минимальная переходящая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами;

4. средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты за продукцию (товары, услуги);

5. средства покупателей по залогам за возвратную тару, переходящие остатки фонда потребления и др.

Заемные средства представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Основными направлениями привлечения кредитов для формирования оборотных средств являются:

-кредитование сезонных запасов сырья, материалов и затрат, связанных с сезонным процессом производства;

-временное восполнение недостатка собственных оборотных средств;

-осуществление расчетов и опосредование платежного оборота.

Заемные средства привлекаются и в виде кредиторской задолженности, а также прочих привлеченных средств — остатков фондов и резервов самого предприятия, временно не используемых по целевому назначению.

Важнейшими показателями эффективности использования оборотных средств является коэффициент оборачиваемости, длительность оборота оборотных средств и коэффициент загрузки оборотных средств.

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует количество оборотов оборотных средств в течение определенного периода. Основной показатель эффективности использования оборотных средств.

Коб = В / ОбС, где В - выручка от реализации (объем реализованной продукции);ОбС - среднегодовая стоимость оборотных средств.

Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем выше эффективность использования оборотных средств.

2. Коэффициент загрузки – показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует величину оборотных средств, приходящихся на один рубль реализованной продукции. Кзаг = ОбС/ В = 1/Коб

Чем меньше показатель, тем эффективнее используются оборотные средства.

3. Количество оборотов равно коэффициенту оборачиваемости (Коб).

4. Длительность 1 оборота показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. Определяется по формуле: Д = Со * Тпер / Vp,

где Со – среднегодовой остаток оборотных средств за период; Тпер – число дней в периоде; Vр – стоимость реализованной продукции.

5. Рентабельность оборотных средств рассчитывается как отношение прибыли (валовой или чистой) к среднегодовой стоимости оборотных средств: Кобс = Пч / Сср

где Пч – чистая (валовая) прибыль; Сср – среднегодовая стоимости оборотных средств, определяемая как: (Снг + Скг)/2 (сумма стоимости оборотных средств на начало и конец года деленная на два).

 

9. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, ВИДЫ ЦЕН. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ ЦЕНЫ.

Цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций:

1. учетная - цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, служит средством исчисления всех стоимостных показателей.

2. распределительная - состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

3. функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

4. Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики.

5. Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее.

Виды цен:

1. По характеру обслуживаемого оборота:

- Розничная - устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах.

- Оптовая - цена, которая устанавливается натовар, продаваемый крупными партиями (оптом).

- Закупочная - вид оптовой цены, применяемый при закупкахсельскохозяйственнойпродукциигосударствомна внутреннемрынке.

- Сметная стоимость — цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);

- Цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли и розничной.

2. По степени регулирования: свободные цены, фиксированные цены или тарифы, регулируемые, гарантированные,рекомендуемые, залоговые цены.

3.По времени действия: твердые, текущие цены, скользящие цены (устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления), сезонные цены, ступенчатые цены (последовательно снижающиеся (повышающиеся) цены в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале).

4.По формам продаж: контрактные; биржевые котировки,аукционные, трансфертные ( при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию).

5. По степени обоснованности:

5.1. базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия;

5.2. справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках;

5.3. прейскурантные цены - вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-продавцов;

5.4. расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам;

5.5. фактическая цена сделки учитывает применение различных надбавок и скидок к базисной цене.

Базовая цена — это стандартная опубликованная цена на товар или услугу, не учитывающая каких либо скидок или наценок за дополнительную комплектацию, сервис и прочие дополнительные условия.

Методы:

1. Метод полных издержек. К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

2. Метод стоимости изготовления. Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара. 3. Метод маржинальных издержек. Предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли.

4. Метод рентабельности инвестиций. Основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. Единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара.

5. Методы маркетинговых оценок. Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара.

 

10. ВЫРУЧКА ОРГАНИЗАЦИИ, ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ РАЗМЕР. ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.

Согласно МСФО 18 под выручкой понимается валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности организации, приводящее к увеличению капитала, иному, чем за счет вкладов инвесторов. Под выручкой подразумевает доходы, полученные от продажи товаров, оказания услуг и от использования активов, приносящих проценты, дивиденды и лицензионные платежи.

Выручка бывает: выручка от основной деятельности, от инвестиционной деятельности (в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг), от финансовой деятельности.

На величину выручки от реализации продукции (работ, услуг) влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

- в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

- в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящие год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. Для определения прибыли возможно и необходимо квартальное планирование. Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.

Существуют 2 метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.

1. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Выручку от реализации (В) можно определить по следующей формуле: В = Р*Ц, где Р — объем сопоставимой реализованной продукции; Ц— цена единицы реализованной продукции.

2. Расчетный метод. Основой является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. В = 0н + Т— Ок, где Он — нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода; Т — товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде; Ок — остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.

При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода не имеется исчерпывающих данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции.

 

11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ, УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРИБЫЛИ. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ, ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Прибыль – это разница между выручкой от реализованной продукции и издержками производства. Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий.

Экономическая сущность прибыли заключается в следующем:

- характеризует финансовый результат деятельности предприятия, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а также насколько продукция удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеет ли она спрос;

- является основой экономического развития предприятия. Прибыль – часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.

Функции прибыли:

1. Воспроизводственная функция - один из источников финансирования расширенного воспроизводства.

2. Стимулирующая - заключается в том, что прибыль является основным источником собственных денежных средств предприятия. Это значит, что за счет полученной прибыли происходит обеспечение самофинансирования.

3. Контрольная - один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия.

4. Оценочная функция — заключается в том, что она наиболее полно отражает уровень производства и дает оценку эффективности хозяйственной деятельности всего предприятия.

5. Фискальная функция — характеризуется тем, что прибыль - это одни из основных источников отчислений в государственные и региональные бюджеты, а также во внебюджетные фонды.

Формирование прибыли представляет собой процесс образования прибыли, который организуется и осуществляется финансовыми органами в целях определения в стоимостном выражении итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Виды прибыли:

1. балансовая прибыль - прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.

2. валовая прибыль - разность между чистым доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Себестоимость реализованной продукции, кроме производственных затрат, также включает в себя величину сопутствующих платежей: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств; плата за землю; акцизный сбор и т.д. Соответственно валовая прибыль уменьшается на эти сборы и платежи.

3. Операционная прибыль -разность между валовой прибылью и операционными затратами. Это финансовый результат от всех видов деятельности до уплаты налога на прибыль и % по заемным средствам.

2. Чистая прибыль - часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Объём ЧП зависит от объёма валовой прибыли и величины налогов; исход

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...