Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменчивость настроения клиента




 

Неожиданные, непонятные и, казалось бы, беспричинные смены настроения доставляют многим людям беспокойство и немалые неприятности в жизни. Тревога человека по этому поводу вызывается, во-первых, тем, что ему свойственно искать объяснение всему. Если это удается сделать, то человек обычно успокаивается, а если не удается, то испытывает повышенную эмоциональную напряженность.

Связь между удовлетворенностью человека и его возможностью объяснить происходящее с ним опирается на популярную среди психологов теорию когнитивного диссонанса. В соответствии с этой теорией люди переживают отрицательные эмоции при возникновении противоречий между имеющимися у них знаниями и испытывают чувство удовлетворения тогда, когда им удается снять это противоречие, например, понять и объяснить свое состояние или поведение, а также поступки других людей, согласовать между собой

имеющиеся представления и знания. Человек, осознающий, что его настроение часто и непредсказуемо изменяется, но не понимающий до конца, почему это происходит, постоянно будет испытывать чувство беспокойства.

Непредсказуемая смена настроения человека неблагоприятно влияет на его взаимоотношения с людьми, делая эти взаимоотношения также не вполне понятными и непоследовательными.

В сфере межличностных отношений людей, так же как и в области собственной психологии, человеку свойственно стремиться во всем разобраться. Если этого не происходит, то у него возникает чувство неудовлетворенности, порождаемое когнитивным диссонансом. Более того, поскольку каждый человек имеет склонность оценивать и настроение других людей, общающихся с ним, то их плохое настроение обычно воспринимается им как признак недоброго личного отношения этих людей к нему. Неясность причин порождает, кроме того, чувство дискомфорта.

На самом же деле причина плохого настроения другого человека может заключаться совсем в ином, не имеющем прямого отношения к партнерам по общению. Так или иначе, но непредсказуемая смена настроения составляет серьезную проблему и для самого человека, и для окружающих его людей, и с этим психологу-консультанту приходится на практике иметь дело.

Консультировать клиента по этому поводу необходимо не только в том случае, когда он сам прямо жалуется на существование у него такой проблемы, но и тогда, когда клиент об этом ничего не говорит, но со стороны хорошо заметно, что он является человеком с непредсказуемой сменой настроения, при явном доминировании подавленности и мрачности настроя.

В этом случае перед консультантом встает дополнительная задача: постараться убедить клиента в том, что такая проблема действительно имеется у него и ее необходимо решать. Последний из обсуждаемых случаев представляет собой ситуацию, наиболее часто встречающуюся в практике проведения психологического консультирования, поэтому начнем с нее.

Уточним вначале, по каким признакам психолог-консультант может судить о том, что у клиента есть соответствующая проблема. Таких признаков может быть несколько, и все они могут встречаться как порознь, так и в любом их сочетании. Чем больше разнообразных признаков из ниже перечисленных обнаруживает психолог в поведении клиента, тем более уверенным он может быть в том, что проблема непонятной и непредсказуемой смены настроения у клиента действительно существует и является для него актуальной.

Среди признаков, о которых идет речь, могут оказаться следующие:

• Нервозное, беспричинно беспокойное поведение клиента во время проведения консультации.

• Появление у клиента выражения лица, мимики, которая свидетельствует о неожиданной и быстрой перемене настроения.

• Обостренность эмоциональных реакций клиента на слова и действия психолога-консультанта. Очевидно, что клиент явно неадекватно реагирует на поведение консультанта, вкладывая в его слова и действия совсем иной смысл, не тот, который имел в виду сам психолог-консультант.

• Пребывание клиента в мрачном, подавленном настроении во время консультации.

• Явно выраженные и плохо скрываемые клиентом сомнения в правильности того, что ему говорит психолог-консультант, проявление недоверия к консультанту.

• Недовольство клиента своим собственным поведением во время консультации. Это проявляется в том, что, сказав или сделав что-либо, клиент тут же меняет свое настроение с хорошего на плохое и многократно пытается поправлять самого себя, извиняется перед консультантом за неудачно подобранные действия и слова.

• Клиент явно стесняется своего поведения, ведет себя скованно в общении с консультантом.

Обнаружив подобные признаки в поведении клиента, психолог-консультант должен постараться убедить его в том, что проблема необъяснимой и непредсказуемой смены настроения у него действительно существует.

Сделать это можно следующим способом: указать клиенту на то в его поведении, что действительно является неадекватным. Далее следует помочь клиенту осознать соответствующие формы поведения.

Это можно сделать тремя путями:

во-первых, предложить клиенту понаблюдать за собой во время проведения консультации;

во-вторых, беседуя с клиентом, время от времени указывать ему на неадекватные формы его поведения, свидетельствующие о непредсказуемой смене настроения;

в-третьих, провести аудио- или видеозапись поведения клиента во время консультации, предоставив ему возможность самому прослушать или просмотреть соответствующие записи с комментариями консультанта.

И только после того как клиент осознает и признает необходимость решения своей проблемы, можно будет переходить от диагностической к коррекционной части психологического консультирования.

В чем же должна состоять коррекционная работа психолога-консультанта, проводимая с клиентом? Прежде всего в том, чтобы постараться сформировать у клиента установку на постоянное самонаблюдение, чтобы научить его осознавать и контролировать свое настроение. Без этого бессмысленно пытаться корректировать его поведение.

Следующий шаг в консультационной работе с клиентом может быть таким. Клиенту необходимо предложить несколько возможных способов воздействия на его настроение и поэкспериментировать с этими способами, последовательно применяя каждый из них и одновременно внимательно наблюдая за результатами.

Такая рекомендация обусловлена тем, что клиент, как личность, обладает индивидуальностью, и то, что подходит для других людей может лично для него оказаться не вполне удачным. Даже весьма опытному психологу-консультанту достаточно трудно сразу определить, что подходит и не подходит для данного клиента, это может сделать только он сам.

После того как клиент некоторое время поэкспериментировал над собой, применяя те или иные способы коррекционной работы, ее результаты необходимо будет обсудить вместе с клиентом для того, чтобы выбрать наиболее удачные и закрепить их в виде полезных жизненных привычек в индивидуальном опыте клиента.

Не следует, однако, сразу рассчитывать на то, что, учтя предложенные психологом-консультантом советы, клиент сразу и полностью сможет решить свою проблему, раз и навсегда избавится от непредсказуемой и необъяснимой смены настроения.

Это связано, во-первых, с тем, что многие причины изменения эмоционального настроя человека им не осознаются вообще, так как могут быть связанными с действием подсознательных влечений и потребностей. Во-вторых, настроение человека может циклически меняться из-за своеобразной организации его темперамента, мало поддающейся волевому воздействию и психологической коррекции. Это касается и того случая, когда особенности темперамента достаточно хорошо осознаются человеком. Имеются в виду периодические смены настроения, вызываемые так называемыми биологическими ритмами.

То, к чему в действительности необходимо стремиться при проведении консультирования на эту тему – это добиться того, чтобы клиент хорошо осознал суть своей проблемы и сделал все, от него зависящее, для того, чтобы эту проблему решить.

Еще один хороший совет, который психолог-консультант мог бы в этом случае предложить клиенту, заключается в следующем: выработать у себя привычку заранее предупреждать людей о возможности непредсказуемой смены своего настроения, чтобы эти люди не принимали данный факт на свой счет. Поступить так – значит исключить многие недоразумения, которые могут возникнуть во взаимоотношениях с людьми.

Депрессивные состояния

 

Депрессивными называются аномальные состояния психики человека, сопровождающиеся подавленностью, чувством тоски, безысходностью, отчаянием. Находясь в таком состоянии, человек обычно тяжело его переживает, часто винит себя за него.

Во время депрессии, как ее типичное следствие, у человека появляется безразличие к тому, что происходит с ним и вокруг него, значительно и на длительное время снижается работоспособность. Человек оказывается не в состоянии контролировать свои эмоции, разумно управлять своим поведением.

Осознание этого и неблагоприятных последствий депрессии еще более осложняет, делает тяжелым психологическое состояние человека. Не имея возможности самостоятельно справиться с депрессией и в то же самое время не считая себя больным человеком, не желая идти к врачу-психиатру, данный человек предпочтет обратиться за помощью к психологу.

Консультант-психолог, столкнувшись с депрессивным состоянием клиента, прежде всего должен определить, чем это состояние вызвано. Если депрессивное состояние порождено серьезной болезнью клиента, то одного психологического воздействия на него будет недостаточно, чтобы решить его проблему, понадобится, скорее всего, медицинское вмешательство. Однако если клиент физически здоров и психологически не болен, то вполне может рассчитывать на эффективную помощь со стороны психолога-консультанта.

Приступать к оказанию такой помощи клиенту необходимо с выяснения причин его депрессии, так как без их точного знания практически невозможно успешно бороться с депрессивными состояниями. Таких причин может оказаться несколько, и в этом случае необходимо направить усилия на то, чтобы блокировать, устранить их влияние.

Вероятные причины депрессивных состояний клиента можно определить, задав ему, например, следующие вопросы:

• Вспомните: что непосредственно предшествовало возникновению у вас последнего по времени депрессивного состояния?

• Были ли подобные или какие-либо иные ситуации в прошлом, которые также приводили к возникновению депрессии?

• С чем конкретно, с какими событиями вашей жизни чаще всего связывается возникновение депрессивных состояний?

• Можете ли вы охарактеризовать свои депрессивные состояния по их силе и длительности, а также по другим возможным

проявлениям?

Выяснив, какие причины обычно вызывают депрессию у клиента, психолог-консультант в соответствии со значимостью и длительностью действия этих причин классифицирует их по степени возможного влияния на клиента. Первое место в этой классификации, очевидно, займут причины, которые порождают у клиента наиболее глубокое и длительное состояние депрессии, а последнее – те, при которых депрессия является едва заметной и быстро проходит. Такая предварительная классификация возможных причин депрессии, проводимая перед их устранением, необходима для того, чтобы направить психологическое консультирование в первую очередь на избавление клиента от причин, вызывающих у него наиболее

тяжелую депрессию.

Еще до того, как психолог-консультант приступит к следующему этапу работы с клиентом, связанному с поиском практических рекомендаций по устранению депрессии, необходимо внимательно изучить собственный опыт клиента по борьбе с депрессивными состояниями, причем как удачный, так и неудачный. Это необходимо для того чтобы рекомендовать клиенту то, с чем он лично уже знаком и что раньше как-то помогало ему, и вместе с тем не советовать того, что он уже пробовал делать, но безуспешно.

Получить обо всем этом необходимую информацию от клиента можно, поставив перед ним следующие вопросы:

• Что конкретно вы уже предпринимали для того, чтобы справиться со своей депрессией?

• Какие из предпринятых вами шагов оказались удачными, привели к устранению или хотя бы к облегчению депрессивного состояния?

• Как вы думаете, почему эти шаги оказались успешными?

• Какие из предпринятых вами попыток справиться с депрессией оказались неудачными и почему?

Консультанту следует посоветовать клиенту воспользоваться прежде всего тем, к чему он в своей жизни уже привык и что уже дало положительные результаты. Естественно, здесь консультант должен будет внести что-либо новое от себя, а не просто повторить то, что клиенту уже достаточно хорошо известно.

Затем необходимо посоветовать клиенту сделать то, что он сам еще не пробовал делать, сказав, что если его новый опыт окажется удачным, то его следует расширить, а если неудачным – отказаться от него.

В рекомендации клиенту о том, как лучше справиться со своими депрессивными состояниями, очень важно учитывать его индивидуальные особенности. То, что годится для одного человека, может оказаться не вполне подходящим для другого человека, и наоборот.

Вот некоторые, наиболее общие советы, которыми в этом случае нужно воспользоваться психологу-консультанту:

• Клиенту со слабой волей нельзя рекомендовать то, что требует больших и длительных волевых усилий, что не рассчитано на достижение быстрого положительного эффекта. Такому клиенту разумно советовать то, чем он может воспользоваться легко и что может дать положительный результат почти сразу, даже если этот результат слабо заметен поначалу.

• Настойчивому клиенту с сильной волей, напротив, желательно рекомендовать то, что может иметь максимальный, отчетливо выраженный эффект, но потребует от него долгих, напряженных усилий, направленных на достижение этого эффекта.

• Клиенту с неудачным прошлым опытом регулирования собственных депрессивных состояний следует для повышения уверенности в себе рекомендовать то, что может сразу же дать выраженный положительный эффект.

• Слишком оптимистично настроенному клиенту, который ожидает быстрых положительных и значительных результатов от применения полученных практических рекомендаций, следует посоветовать быть более сдержанным в своих ожиданиях.

• Того, кто, напротив, настроен с самого начала весьма скептически, не верит в положительный исход дела, следует подбодрить и обнадежить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...