Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы аудитора к проблеме формирования страхового портфеля




 

 

Основные положения Аудиторская деятельность
Цель Проверка достоверности отражения операций формирования страхового портфеля в системе бухгалтерского учета
Задачи 1. Проверка правового обеспечения и правовой деятельно­сти страховщика при формировании страхового портфеля 2. Проверка достоверности отражения операций формирования страхового портфеля в бухгалтерском учете и] отчетности 3. Проверка оптимальности страхового портфеля: характеристика страхового портфеля; анализ финансовой устойчивости страховщика; оценка влияния страхового портфеля на финансовую устойчивость страховщика
Источники ин­формации Учредительные документы; бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского учета, первичные документы; статистическая отчетность
Методы и ин­струменты по­лучения инфор­мации Методы экономического анализа, комплексный подход, ретроспекция
Документ по результатам ра­боты Аудиторское заключение о достоверности данных бухгал­терского учета и отчетности в части формирования стра­хового портфеля

 

Процесс аудита характеризуется как четко определенная организация аудиторской проверки на основе принятой методологии, при которой можно быть уверенным, что все задачи аудита определены и выполнены, собранная информация достоверна, компетентна и достаточна.

Различают следующие основные этапы процесса аудита:

1) планирование аудита; изучение бизнеса аудируемой страховой организации; написание программы аудита;

2) проверка и оценка структуры внутреннего контроля; уточнение программы аудита;

3) проведение независимой проверки операций;

4) проведение аналитических процедур;

5) проверка статей бухгалтерского (финансового) учета;

6) завершение аудита.

Руководствуясь требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита», аудиторы должны оформлять программу аудита, которая представляет набор инст­рукции, проверяемые предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. При разработке программы аудитор должен проанализировать необходимость привлечения других аудитов или экспертов к проведению аудиторской проверки и учесть это при составлении программы.

В программу должны быть включены вопросы по аудиту:

• законности деятельности;

• договоров страхования, перестрахования и их соответствие действующему законодательству;

• применения учетной политики;

• страховых взносов и страховых выплат;

• отказа в страховых выплатах страхователям;

• правильности формирования страховых резервов;

• финансовых вложений при построении инвестиционной по­литики;

• соблюдения правил размещения страховых резервов и собст­венных средств страховщика;

• расходов;

• денежных средств;

• расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

• правильности формирования финансовых результатов;

• правильности составления годовой бухгалтерской отчетности;

• соблюдения нормативного соотношения активов и обязательств;

• соблюдения требований о максимальной ответственности по
отдельному риску.

Каждый из перечисленных вопросов (или несколько взаимосвязанных вопросов) должны раскрываться в отдельной программе.

Программа аудита должна включать перечень аудиторских процедур, которые аудитор должен выполнить в процессе работы, и время их проведения.

По каждой конкретной аудиторской процедуре аудитор принимает решение о количестве проверяемых данных — так называемый объем выборки («выборочная проверка»). Проводятся и сплошные проверки, но лишь в особо важных и необходимых случаях (так как сплошные проверки дорого стоят и требуют большого количества времени и трудозатрат).

Источниками информации могут быть: первичные документы, учетная система, система отчетности, материальные активы, администрация и персонал организации, независимые третьи лица.

Различают следующие способы сбора информации:

• изучение в натуре;

• проверка первичных документов;

• наблюдение;

• опрос;

• перепроверка арифметических расчетов, проводимых клиентом и проведение аудитором самостоятельных вычислений;

• проведение аналитических процедур (использование сравни­тельного анализа по статьям отчета, например, за аудируемый и предыдущий периоды, исследование любых необычных отклонений, анализ соотношения различных данных, сопоставление и оценка результатов анализа).

По результатам проведенной проверки составляется отчет, т.е. аудиторское заключение. Согласно Временным правилам аудитор­ской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, заключение должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.

Вводная часть включает: наименование страховой организации и описание работы экспертов, сведений о нем, дата поступления материала на исследование, обстоятельства аудита и исходящие данные, имеющие значения для дачи заключения.

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть должна включать название и кому она адресована.

Аналитическая часть должна быть озаглавлена «Отчет аудиторской фирмы» и адресована исполнительному органу, осуществляющему функции управления экономическим субъектом.

Здесь приводятся проверенная финансовая информация, период, за который проводилась проверка, и в общем виде описывается ее ход. Излагаются результаты аудита, дается описание недостатков в ведении бухгалтерского учета, совершении финансовых и хозяйственных операций при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и отличаются нарушения законодательства РФ, а также предлагаются рекомендации по устранению выявленных недостатков, по совершенствованию учета и системы внутреннего контроля аудируемой фирме.

Итоговая часть аудиторского заключения должна содержать мнение независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, о соответствии ее общепринятым принципам бухгалтерского учета и отчетности, действующим в Российской Федерации, а также о соответствии совершенных клиентом операций требованиям действующего законодательства.

При составлении аудиторского заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Подготовке аудиторского заключения предшествует составление отчета по результатам проверки в соответствии со стандартом «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита». В отчете аудитора указываются ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. Отчет аудитора представляется вместе с аудиторским заключением.

Подготовка аудиторского заключения осуществляется в соответствии с федеральным стандартом «Аудиторское заключение по финансовой отчетности».

Положительное аудиторское заключение (подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности и соблюдение аудируемой страховой организацией при осуществлении финансово-хозяйственных операций действующего законодательства РФ.

Условное положительное аудиторское заключение подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности с ограничениями.

Конкретная форма ограничений зависит от степени важности (существенности) вопроса.

1. Неуверенность «в связи с» аудитор отказывается от мнения какому-то конкретному вопросу, который он не считает существенным. Неуверенность обычно выражается в связи с недостатками, которые не могли быть, обнаружены по причине ограниче­ния аудита.

2. Несогласие «за исключением»: аудитор выражает мнение, противоположное заявлению администрации страховой организации по определенному вопросу, не являющемуся существенным.

3. Несоблюдение какого-либо требования, установленного ведомством страхового надзора, несмотря на то, что данные бухгалтерской отчетности достоверны (например, не соблюдено страховщиками требование о максимальной ответственности по отдельному риску, здесь же целесообразно указать, насколько это требование не соблюдено).

Отрицательное аудиторские заключение (содержит запись о невозможности подтверждения достоверности и объективности бухгалтерской отчетности): аудитор выражает заявлениям администрации страховщика «обратное мнение» по существенным вопросам.

«Отказ от мнения» - это особая форма аудиторского заключения. Если группа аудиторов, проводивших проверку, не способна обосновать свое заключение по причине ограничения объема Проверки, утраты независимости в ходе ее проведения или недостаточности собранной информации, то в этом случае возможен отказ от I выражения мнения о состоянии бухгалтерской отчетности и положении дел в аудируемой страховой организации. В таком случае в заключении необходимо четко указать причины, по которым вывод по результатам аудита невозможно сделать.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...