Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Древнего Египта




I. Введение в курс «мировая художественная культура и искусство». Школы, направления и теории в культурологии.

«История мировой культуры» как учебная дисциплина. Место данной дисциплины в подготовке будущих историков, культурологов, политологов. Сущность понятий «культура», «мировая культура». Структура культуры. Основные школы, направления и теории в культурологии. Просветительские концепции культуры Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Г.Ф. Гердера, И. Канта. Игровая концепция культуры Ф. Шиллера. Марксистская концепция культуры. Культурологический фанатизм Лесли Уайта. Психоаналитическая концепция: 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм. Этнологические концепции культуры Э. Тейлора, А. Крёбера, Л. Леви-Брюля, Ф. Боаса, Р. Мертона, К. Леви-Стросса. Теория культурно-исторических типов и круговорота локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Культур-антропология Э. Ротхаккера, М. Ландмана. Концепция «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Ницшеанская концепция культуры. Культурологическая концепция франкфуртской школы: Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркамбер. Игровая концепция культуры И. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассета.

Искусство. Виды искусства

Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства.

Искусство как целенаправленное, образно-художественное познание действительности и как сфера специфического воздействия на эмоционально-интеллектуальный мир личности. Функции искусства. Принципы классификации видов искусства. Искусства временные и пространственные, изобразительные, выразительные, зрелищные, простые и синтетические. Внутривидовое деление искусства на роды и жанры. Современная система искусств. Синтез видов искусств как проблема культуры. Своеобразие декоративно-прикладного искусства. Архитектура, скульптура, живопись как виды искусства. Литература как искусство слова. Особенности музыкального искусства. Игровая природа зрелищных искусств. Театр как синтетическое искусство. Возникновение киноискусства и его общественное значение. Эстрада, цирк, хореография как зрелищные искусства. Художественный стиль. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства.


История мировой культуры 3.1. Первобытная культура

Общая характеристика первобытности. Собственно первобытная и традиционная первобытная культуры. Отличительные черты первобытной культуры. Памятники материальной культуры первобытности. Развитие практических знаний. Мифология. Антропогонические, зооантропоморф-ные, солярные, лунарные, астральные, космогонические, теогонические мифы. Проблема гтроисхождения искусства. Первобытное искусство. Пещерная живопись. Общая характеристика первобытной скульптуры. Декоративно-прикладное искусство. Пефоглифы. Мегалиты. Музыкальное искусство первобытности. Религиозные представления древних людей: анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, культы возделываемых растений и покровителей скота, культ предков, нагуализм. Шаманизм как особая религиозно-мировоззренческая система.

Культура Древнего Египта

Периодизация древнеегипетской культуры. Влияние природных условий на специфику культуры. Ирригационная система земледелия. Государственность Древнего Египта. Древневосточная деспотия. Древнеегипетская письменность и история ее дешифровки. Древнеегипетская литература: поучения и пророчества, «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов», особенности художественной литературы. Эзотеричность знания, жречество и его роль в культурном развитии. Религия древних египтян. Заупокойный культ и представления египтян о загробной жизни, их роль в культуре Древнего Египта. Архитектура древних египтян: пирамиды Джосера, Хуфу, Хафра и Менкаура, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Скульптурный канон и отход от него в период Нового царства. Специфика древнеегипетской живописи. Амарнский период в развитии древнеегипетского искусства. Важнейшие черты древнеегипетской культуры. Место культурного наследия Древнего Египта в мировой культуре.

3.3. Культура Древней Месопотамии

История развития культуры Двуречья, ее специфика. Правовая культура Древней Месопотамии. Первые правовые кодексы: законы Шулыи, законы Хаммурапи. Образование в Древней Месопотамии, освоение письменности как его основа. Самобытность мифологии и литературы. «Эпос о Гилыамеше». Представления о «золотом веке», миф о


потопе. Религиозные представления жителей Древнего Двуречья: политеизм и антропоморфизм богов, анимизм, представления о загробном мире. Архитектура дворца и дома, месопотамский зиккурат. Развитие изобразительного искусства: мелкая пластика, рельефы, «Стела охоты», «Стела коршунов», стела законов Хаммурапи. Достижения культуры Двуречья и их влияние на последующую мировую культуру.

3.4. Культура Древней Индии

Истоки индийской культуры. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Единство многообразных культурных форм как основная черта индийской культуры. Структура древнеиндийского общества и особенности государственного управления. Кастовая система, теории происхождения кастового деления общества, каста и варна. «Законы Many» о системе четырех варн. «Артхашастра» как источник по управлению древнеиндийским обществом. Богатство религиозных верований Древней Индии: ведийская религия, индуизм, буддизм, джайнизм. Священные книги «Вед»: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Философские школы и их связь с ведийскими текстами. Письменность и литература: ведийская литература, «Махабхарата» и «Рамаяна», литература буддийского канона. Архитектура Древней Индии. Ступа - буддийское культовое сооружение. Пещерные храмы. Изобразительное искусство. Традиция изображения Будды. Росписи в Аджанте. Влияние наследия Древней Индии на современную индийскую ц мировую культуру.

3.5. Культура Древнего Китая

Территория, население и природные условия Древнего Китая. Космологические взгляды древних китайцев. Идея неразрывного единства человека и природного мира, личности и общества как основополагающая идея китайской цивилизации. Традиционность китайской культуры. Составляющие китайской цивилизованности: письменность и ритуал. Специфика письменности Древнего Китая. Древнейшие литературные памятники: конфуцианская «Книга песен», «Чуские строфы», прозопоэтических произведений фу, народные песни юэфу, «Исторические записки» Сыма Цяня. Религия и философия: верования царства Шань-Инь и Чжоу, конфуцианство, легизм, даосизм. Роль религии в культурном развитии. Государство и общество Древнего Китая, Научные и технические достижения. Китайская медицина, Особенности китайской архитектуры. Традиционный китайский дом, дворец и храм. Особенности скульптуры и


живописи. Своеобразие китайского искусства: единство живописи, поэзии, каллиграфии.

3.6. Японская культура

Периодизация культуры Японии и ее своеобразие. Среда обитания и ее влияние на хозяйственную жизнь и менталитет японцев. «Островное» сознание, «дух Ямато», тенденция к миниатюризации. Роль религии в сохранении самобытности японской культуры. Синтоизм. «Кодзики» и «Нихонги» как источники сведений но истории японской религии. История становления буддизма в Японии. Дзэн-буддизм. Конфуцианство. Японская письменность и литература. Основные литературные жанры: моногатари, никки, вака (танка), хайку, гэсаку. Японское сценическое искусство, основные театральные жанры: бугаку, но, кё'гэн, бунраку, кабуки. Самобытность японской архитектуры: неразрывность внутреннего пространства и окружающей природы, храмовая и дворцовая архитектура, стили синдэн-дзукури и сёин. Традиционная японская живопись ямато-э. Живописная школа Каноо. стиль укиё-э. Повседневная культура японцев.

3.7. Античная культура. Культура Древней Греции

Понятие «античность». Периодизация культуры Древней Греции. Влияние природных условий на специфику древнегреческой цивилизации. Полисный характер древнегреческой культуры. Автономия и автаркия как основные черты греческого полиса. Афины и Спарта. Место гражданского идеала в культуре. Антропоцентризм. Атональный характер древнегречес­кой культуры. Древнегреческая мифология и религия: теогония, политеизм, антропоморфизм богов. Древнегреческая литература: творчество Гомера, Гесиода, Эзопа. Роль театра в культуре Древней Греции. Древнегреческая драматургия: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Древнегреческая архи­тектура. Ионический и дорический ордер. Основные типы храмов: простиль, амфипростиль и перипетр. Выдающиеся памятники архитектуры: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины-Победительницы. Древне­греческая скульптура: курос и кора, творчество Фидия, Мирона, Поликлега, Праксителя. Вазопись. Культура Древней Греции как исток и парадигма европейской культуры.

3.8. Культура Древнего Рима

Влияние Греции на римскую культуру. Основные особенности культуры Древнего Рима. От полиса - к империи: эволюция государствен-


ного устройства и политических принципов Древнего Рима. Римское право. Древнеримская религия, влияние мифологии Древней Греции на религиозные представления римлян, восточные культы, возникновение христианства и отношение к нему. Древнеримская литература. Творчество Лукреция Кара, Вергилия, Горация, Овидия. Древнеримская архитектура: основные принципы строительства. Архитектурные памятники: амфитеатр Флавиев (Колизей), колонна Траяна, Пантеон, термы Каракагош. Древнеримская скульптура и живопись. Скульптурный портрет. Место наследия Рима в современной культуре.

3.9. Средневековая культура

Смысл термина «средние века». Особенности средневековой культуры. Феодальное поместье и средневековый город. Христианская религия и церковь. Место христианства в культуре. Крестовые походы и их влияние на культуру. Борьба церкви с инакомыслием, ереси, деятельность инквизиции. Образование и наука в период средневековья. Средневековая книга. Латинская и национальная литературная традиция. Романская архитектура, скульптура, живопись. Типичные памятники романской архитектуры: замок в Куси, Нотрдам Ла Гранд в Пуатьс, аббатство Сен Жермен де Пре, аббатство Клюни, замки Луары. Описание замков Луары в поэзии Пьера де Ронсара, в романах Дюма, Бальзака, Стендаля, Альфреда де Виньи. Отличительные черты готической архитектуры. Собор в Шартре, Собор Парижской йошматери, Реймский собор. Своеобразие готической скульптуры. Значение средневековья для мировой культуры.

ЗЛО. Культура Византии

Средневековье Западной Европы нельзя понять и воспринять в отрыве от искусства и культуры Византии. Основание в 330 г. г. Константинополя императором Константине*! на месте древнего города Византии, который дал имя восточной части Римской империи после ее разделения в 395 г. Христианство Византии как государственная религия. Формирование греко-восточного типа культуры. Складывание византийского искусства на почве эллинистической культуры Греции, Палестины, птолемеевского Египта, Сасанидского Ирана. Ранний период 1V-V7I вв. и «золотой век» имп. Юстиниана (527-565); иконоборческий период (VTII-нерв.полЛХ вв.); приод «Македонского Возрождения» (втор. пол. IX-X вв.); период «Палеологовского Ренессанса» (1261-1453 гг.).

Крестово-купольные храмы Византии. Мозаика-смальта. Каменная резьба капителей, рукописная миниатюра, жемчужное и золотое шитье, обработка и оформление драгоценных камней в перстнях, серьгах,


браслетах. Искусство стркла. Распространение этих ремесел в Северной Италии (Венеции), в Сицилии, на Балканах, в Закавказье, на Руси. Связь восточно-христианского типа культуры с принятием новой веры в этих регионах.

Следование строгому канону, имперсонализм. Символизм византийского искусства. Обездвиженность византийского иконописного изображения, отсутствие прямой перспективы, светотеневой моделировки, ракурса и глубины. «Связанность» искусства строгими канонами и нормативами.

/

3.11. Европейское Возрождение История термина «Возрождение» и его различные трактовки. Проблема датировки начала Ренессанса. Периодизация Возрождения. Гуманизм как определяющая черта культуры эпохи Возрождения. Активность, универсализм, титанизм как черты нового человека. Преодоление средневековой системы образования, академия как гуманистический образовательный центр. Художественный характер культуры Ренессанса. Литература эпохи Возрождения: путь от Петрарки и Боккаччо до Шекспира и Сервантеса. Изобразительное искусство эпохи Ренессанса. Джотто ди Бондоне как основоположник европейской живописи. Творчество Мазаччо. Донателло как создатель станковой и монументальной круглой скульптуры и рельефа. «Весна» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Выдающиеся представители Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. Творчество Тициана. Архитектура. Строительство палаццо и соборов. Творчество Ф. Брунеллески, Д. Браманте. Значение культуры Возрождения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...