Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кисть, ступня и конечности. Анатомическое строение. Конструкция. Основные движения. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании

Кисти рук и стопы ног являются одними из самых сложных форм человеческого тела. Кисти и стопы человека имеют много сходства: в далеком прошлом и те и другие служили опорами. Различие вызвано происшедшим также очень давно разделением функций: ступни остались для опоры и передвижения, кисть рук приспособилась к выполнению различных трудовых процессов.
Рассматривая соответствующие элементы стопы ног и кисти рук, можно увидеть, как функция опоры и равновесия вызвала у стопы увеличение предплюсны (около 1/2 стопы) и уменьшение размера и подвижности пальцев (1/4 стопы).
Сложные функции кисти привели к увеличению подвижности и к уменьшению размера запястья (1/6 длины кисти), к многообразным и точным движениям пальцев и к увеличению их длины (примерно 1/2 длины кисти).
Стопы ног в результате эволюции приобрели вид пружинистого рессорного свода. Большие пальцы стоп располагаются почти в ряд с остальными. У кисти же рук благодаря функции различных захватов большой палец отделился от остальных и повернут своей ладонной частью к ладонным частям остальных пальцев.
Наиболее доступны изучению и изображению кисть руки и отдельные пальцы — это лучшие объекты для развития мастерства рисунка. Образно говоря, это бесплатные натурщики, всегда готовые позировать человеку, желающему преуспеть в рисунке. Рисовальщику, умеющему с успехом изображать многообразные движения кисти руки с различных точек зрения, легче научиться рисовать и всю фигуру человека во всех ее сложных движениях.
Перед тем как делать основательный рисунок руки, рассмотрим ее и сделаем предварительные принципиальные линейные рисунки ее внешнего вида и внутреннего конструктивного строения, чтобы лучше понять форму руки и возможности ее движения.
Рука состоит из кисти, предплечья и плеча (рис. 159—162). С помощью запястья кисть прикрепляется к лучевой кости, вместе с которой может вращаться вокруг локтевой кости. Это вращение осуществляют мышцы, называемые супинаторами и пронаторами. Поворот ладони вперед или в противоположную сторону локтя называется супинацией, а назад, в сторону локтя — пронацией. Подвижность костей запястья обеспечивает движения кисти вперед, назад, в сторону большого пальца и мизинца и вращение. Эти движения кисти лучше всего изучить на самом себе — постоянном справочнике по пластической анатомии.
Ладонь с пястами и мышцами напоминает форму своеобразного совка (ковша). Пяста большого пальца — подвижна, у остальных пальцев — малоподвижна. Большой палец имеет две фаланги, остальные — по три. Соединение фаланг суставами обусловливает сгибание и разгибание пальцев. К пястам пальцы присоединяются по овальной кривой; при сгибании, собирании пальцев в кулак ногтевые фаланги обращаются внутрь ладони. Пястные суставы обеспечивают многообразные движения пальцев.
Многообразные и точные движения кисти и пальцев осуществляются с помощью мышц кисти и предплечья. На ладонях располагаются мощные сгибатели; с тыльной стороны кисти — более слабые разгибатели, а с наружной стороны большого пальца и мизинца — совсем слабые отводящие мышцы.
Верхнее шаровидное окончание плечевой кости вместе с суставной впадиной лопатки образуют плечевой сустав, а нижнее утолщение плечевой кости — локтевой сустав.


Основные виды и скелет кисти. Кости 1 - локтевая; 2 - лучевая; 3 - запястья; 4 - пясти; 5 — основные фаланги пальцев; 6 — средние фалан пальцев; 7 - ногтевые фаланги пальцев

Предплечье состоит из локтевой и лучевой костей. Локтевая кость уширяется кверху, лучевая — книзу. Основой локтевого сочленения служит верхнее окончание локтевой кости, а запястного сочленения — нижнее окончание лучевой кости. Вращение лучевой кости вокруг локтевой позволяет поворачивать кисть руки на 180°.
Локтевой сустав обеспечивает сгибание, и разгибание рук. Сгибание рук осуществляется двуглавой и плечевой мышцами, расположенными на передней стороне плеча. Двуглавая мышца, начинаясь двумя головками от лопатки, идет к лучевой кости предплечья; расположенная под двуглавой плечевая мышца начинается от кости плеча и крепится к локтевой кости. Разгибание руки в локтевом суставе производит трехглавая мышца плеча, расположенная на задней стороне плеча. Одна из верхних головок трехглавой мышцы крепится к лопатке, две другие — к плечевой кости; соединившись вместе внизу, они подходят и крепятся к локтевому отростку локтевой кости.
Плечевой сустав благодаря шаровидной головке плечевой кости предопределяет целый ряд движений руки, отведение (при помощи дельтовидной мышцы), приведение (при помощи широких грудной и спинной мышц), движение вперед, назад и вращательное движение (осуществляются совокупностью всех мышц).
Построение руки и кисти характеризуется рядом узловых пунктов в суставах плеча, локтя, запястья, пястья и фаланг пальцев. Эти узловые пункты надо находить в натуре и помечать на рисунке точками, соединять точки прямыми линиями и таким образом определять направление движения и пропорции форм руки и ее кисти, пальцев.


Мышцы кисти и возможности ее движения вверху — мышцы и сухожилия кисти спереди и сзади; внизу — возможности движения в запястьи в сторону мизинца и большого пальца; возможность движения в запястьи в сторону ладони и ее тыла; разведение пальцев в стороны; возможности сгиба фаланг пальцев

Для характеристики внешней пластической формы руки и кисти необходимо знать ряд характерных анатомических точек видимой части костей и мышц. Применение принципа узловых пунктов и основных анатомических точек.
1-я стадия. Нанесение крайних точек размещения рисунка на листе бумаги и точки центрального луча зрения всей композиции. Проведение линии пястопальцевых суставов и линии запястного сустава. Пометка основания большого пальца.
2-я стадия. Нанесение точек окончаний пальцев и окончаний локтевой и лучевой костей. Проведение направляющих линий и предплечья ладони и всех пальцев. Пометка точками суставов пальцев, а линиями — направлений каждой фаланги. Изображение легкими линиями общей формы кисти.
3-я стадия. Анализ сделанных во второй стадии пометок с целью уточнения пропорций, движения и перспективного построения кисти руки. Исправление допущенных ошибок и прорисовка формы кисти и ее частей правильными и более сильными линиями.
4-я стадия. Построение линий собственных теней с учетом разрезов форм кисти и ее частей, пометка направления луча света. Нанесение собственных и падающих теней.
5-я стадия. Тонально законченный рисунок кисти руки.
Функция опоры и передвижения на двух конечностях определила развитие конструкции и формы ног. Ноги человека состоят из ступни, голени и бедра.
Скелет ступни представляет собой пружинистый свод, состоящий из костей плюсны, предплюсны, таранной и пяточной костей. К костям плюсны примыкают косточки фаланг пальцев, которые образуют малый свод ступни.
Большие пальцы ступней, как и рук, состоят из двух фаланг, остальные — из трех. Упругость свода стопы обеспечивается группой подошвенных мышц, играющих роль своего рода затяжки свода.


Рисунок кисти руки с ладони и тыльной стороны

На таранную кость, выполняющую роль замка в своде ступни, опирается большая берцовая кость голени. С наружной стороны большой берцовой кости располагается более тонкая малая берцовая кость. Нижние окончания этих костей образуют внутреннюю и наружную лодыжки, охватывающие таранную кость и образующие голеностопный сустав. Следует отметить, что наружная лодыжка помещается ниже и несколько отступает назад по сравнению с внутренней.
Верхнее утолщение большой берцовой кости образует вместе с опирающейся на нее костью бедра коленный сустав, над суставной щелью которого располагается отдельная косточка коленной чашки. Малая берцовая кость не участвует в образовании коленного сустава; ее верхняя головка сочленяется с головкой большой берцовой кости несколько ниже суставной щели колена. Кость бедра имеет наклон в наружную сторону и оканчивается наверху большим вертелом и шейкой бедра.
Шаровидное окончание шейки образует вместе с впадиной тазовой кости тазобедренный сустав, через который вес верхней части тела передается опорам. Работа и движение ноги производятся сложным взаимодействием целого ряда мышц. Для общего представления о механике движения ноги рассмотрим лишь основные. Движение бедра вперед по отношению к тазу осуществляет верхняя головка четырехглавой мышцы бедра и глубоко расположенная пояснично-подвздошная мышца. Отведение бедра в сторону производится сокращением средней ягодичной мышцы, а приведение его к середине — группой приводящих мышц. Движение бедра назад или удержание таза в вертикальном положении достигается мощной ягодичной мышцей. Портняжная мышца может действовать как сгибатель на тазобедренный и коленный суставы. Движением коленного сустава в основном управляют мышцы, помещающиеся в области бедра.


Последовательность рисунка кисти, сжатой в кулак

На передней стороне бедра располагается мощная четырехглавая мышца бедра; прямая головка этой мышцы прикрепляется к выступу подвздошной кости таза, а три остальных — к кости бедра. В нижней своей части все головки соединяются вместе и переходят через коленную чашку в ее так называемое собственное сухожилие, прикрепляющееся к бугристости большой берцовой кости голени. При сокращении четырехглавая мышца разгибает ногу в коленном суставе, а ее прямая головка, кроме того, сгибает бедро в тазобедренном суставе. Четырехглавая мышца вместе с приводящими мышцами образует пластическую форму передней стороны бедра.


Скелет ноги а — спереди; 6 — с внутренней стороны; в — сзади; г — сбоку; 1 — лонное сочленение (лобок); 2 — передний выступ гребня подвздошной кости; 3 — гребень подвздошной кости; 4 — копчик; 5 — крестец; 6 — задний выступ гребня подвздошной кости; 7 — седалищная кость; 8 — головка бедренной кости; шейка бедренной кости; 9 — большой вертел бедра; 10 — малый вертел; 11 — наружный мыщелок бедра; 12 — внутренний мыщелок бедра; 13 — коленная чашечка; 14 — наружный мыщелок большой берцовой кости; 15 — внутренний мыщелок большой берцовой кости; 16 — бугор большеберцовой кости; 17 — больше берцовая кость; 18 — внутренняя лодыжка; 19 — головка малоберцовой кости; 20 — малоберцовая кость; 21 — наружная лодыжка; 22 — таранная кость; 23 — пяточная кость; 24 — кости предплюсные; 25 — плюсные кости; 26 —- фаланги пальцев

На задней стороне бедра помещаются полусухожильная, полуперепончатая и двухглавая мышцы бедра. Наверху все три мышцы, соединяясь в единую массу, крепятся к седалищному бугру таза. Внизу мышцы расходятся и двуглавая прикрепляется к головке малоберцовой кости, а полусухожильная и полуперепончатая мышцы крепятся к головке большой берцовой кости голени. Эти мышцы могут осуществлять движение двух суставов ноги: разгибать тазобедренный и сгибать коленный. Совместная работа передней и задних мышц бедра фиксирует в определенном положении тазобедренный и коленный суставы.
На наружной поверхности голени располагаются длинные разгибатели большого и четырех остальных пальцев ступни, сокращаясь, они распрямляют пальцы и поднимают переднюю часть ступни. С наружной стороны большая и малая берцовые кости голени покрыты большой и малой берцовыми мышцами. Большая берцовая мышца, переходя в нижней своей части на внутреннюю часть ступни, может поднимать ее переднюю и внутреннюю части. Малая берцовая мышца поднимает наружный край ступни и, проходя под лодыжку малой берцовой кости, опускает переднюю часть ступни. Форму голени сзади образует икроножная мышца; вместе с лежащей под ней камбалообразной мышцей она поднимает пятку ступни вверх и фиксирует положение голени. Наверху две головки икроножной мышцы прикрепляются к головке кости бедра и проходят между двуглавой и полусухожильной мышцами. Камбалообразная мышца начинается от головки большой берцовой кости голени. Внизу обе мышцы переходят в одно ахиллово сухожилие, прикрепляющееся к бугру пяточной кости ступни.


1. Мышцы ноги а — спереди; 6 — с внутренней стороны; в — сзади; г — с наружной боковой стороны; 1 — средняя ягодичная; 2 —- большая ягодичная; 3 — натягиватель широкой фасции; 4 — широкая фасция (сухожилие) бедра; 5 — приводящая бедра; 6 — трехглавая бедра; 7 — портняжная; 8 — большой вертел; 9 — двуглавая бедра; 10 — полуперепончатая полусухожильная; 11 — коленная чашечка; 12 — собственное сухожилие надколенной чашечки; 13 — группа икроножных мышц; 14 — пяточное сухожилие (ахиллесово); 15 — большая берцовая кость; 16 — головка малой берцовой кости
2. Стопа а — основные виды; б — скелет и мышцы: 1 — внутренняя лодыжка; 2 — наружная лодыжка; 3 — таранная кость; 4 — пяточная кость; 5 — кости предплюсны; 6 — кости плюсны; 7 — фаланги пальцев; в — мышцы стопы: 8 — связки голеностопного суства; 9 — группа разгибателей пальцев; 10 — группа подошвенных сгибателей и отводящих большого пальца и мизинца; II — пяточное сухожилие (ахиллесово)

На верхней стороне ступни помещаются короткие разгибатели большого и четырех других пальцев ступни, а на подошвенной ее стороне мышцы, сгибающие пальцы и фиксирующие одновременно положение свода ступни.
Основными узловыми пунктами, определяющими общее построение ноги, ее пропорции, движение и построение в различных ракурсах, служат пункты тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и суставов ступни.
Для уяснения сложной внешней пластической формы ноги человека необходимо отметить целый ряд характерных анатомических точек, отражающих конструкцию ноги. Характерные точки костной основы ноги, видимые на ее поверхности: для бедра — большой вертел кости бедра наверху и мыщелки ее суставного расширения внизу, для голени — мыщелки большой берцовой кости, головка малой берцовой кости наверху и их лодыжек внизу. На ступне отметим выступающие точки пяточной кости, пятки большого пальца, мизинца и суставов пальцев.


Основные движения в голеностопном и пальцевых суставах стопы

В образовании формы коленного сустава помимо внутренних и наружных мыщелков кости бедра и большой берцовой кости большую роль играет выступающая косточка коленной чашки, расположенная над суставной щелью. Внешнюю пластическую форму ноги образует покров мышц и мягких тканей. Форма эта меняется при различных движениях, она может быть понята на рисунках, показывающих внешний вид ноги, ее характерные точки в разных положениях и ее сечения.
Последовательность выполнения рисунка стопы ноги.
1-я стадия. Нанесение крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча зрения всей композиции. Проведение линии плюснопальцевых суставов, линий основания пятки и верхней части свода стопы. Пометка пятки большого пальца и пятки мизинца.
2-я стадия. Изображение точек окончания пальцев и точек выступов лодыжек. Проведение направляющих линий голени, свода стопы и всех пальцев.
Нанесение суставов пальцев и направлений каждой из фаланги. Изображение легкими линиями общей формы стопы.
3-я стадия. Анализ и уточнение сделанных во второй стадии пометок. Прорисовка формы всей стопы и ее частей более сильными линиями.
4-я стадия. Построение линий собственных и падающих теней, с учетом разрезов форм стопы и ее частей и направления луча света. Нанесение собственных и падающих теней.
5-я стадия. Тонально законченный рисунок стопы ноги человека, согласование элементов светотени с условиями освещения и кривизной сечений кисти руки.
Краткое рассмотрение методики учебного рисунка отдельных частей и деталей человека применительно к программе архитектурных вузов и факультетов позволяет уяснить ряд важных конструктивных и композиционных закономерностей строения формы. Эти знания помогут студентам успешно освоить сложную художественную дисциплину, базирующуюся на логическом научном мышлении и чувственном восприятии. Конечно, никакая наука не может заменить точный глаз и чувство красоты. Недаром Леонардо да Винчи считал, что глаз советует всем искусствам и исправляет их. Вместе с тем этот гениальный художник не полагался на одну лишь интуицию, на собственное, необычайно сильно развитое чувство прекрасного. Он, как известно, неустанно разрабатывал математически обоснованную теорию гармонии изобразительных искусств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...