Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справедливость как регулятивный принцип межличностных отношений




 

Справедливость есть понятие морального сознания, оно харак­теризует соотношение нескольких явлений с позиций распределе­ния блага и зла между людьми и отражает положение вещей, ко­торое рассматривается как должное, соответствующее определен­ному пониманию сущности человека и его неотъемлемых прав.

Справедливость — принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми как членами общества по поводу распределения общественных ценностей, которыми являются свобода, благопри­ятные возможности, доходы, знаки престижа и уважения. Этот принцип отражает соотношение между ролью отдельных людей (формальных и неформальных организаций, социальных групп) в жизни общества и их социальным положением (статусом), меж­ду деянием и воздаянием (в том числе преступлением и наказа­нием), достоинством человека и его вознаграждением, правами и обязанностями. Несоответствие между такого рода явлениями оценивается моральным сознанием как несправедливость.

Аристотель различал два вида справедливости: распредели­тельная справедливость — распределение почестей, имущества и других материальных благ между членами общества по досто­инству и пропорционально заслугш;'справедливость, связанная с обменом, — уравнивание сторон, которые участвуют в обмене, независимо от их достоинств.

Иногда справедливость получает выражение в требовании на­казания за нарушение норм человеческого общежития. Лафарг назвал это требование воздающей справедливостью.

Во всех случаях подразумевается согласие между членами об­щества относительно принципов их жизни. Эти принципы могут изменяться, но понимание справедливости зависит от того, какие правила установились в данном обществе. Их нарушение воспри­нимается как несправедливость.

Справедливость предполагает некоторое равенство прав — по­литических, перед законом, равенство возможностей, но само это равенство оказывается по большей части формальным в том смыс­ле, что на деле оно оказывается неравенством имущего и неиму­щего. Экономическая сторона справедливости предполагает экви­валентность обмена (товарами, трудом, услугами). В то же время обмен труда рабочего (служащего) на зарплату, которую ему вы­плачивает работодатель, отражает нередко степень эксплуатации наемного труда. Социалистический принцип разделения по труду означал, что равенство людей в социальном отношении не явля­лось полным: различие в индивидуальных способностях приводи­ло к неравенству в потреблении и общественном положении.

Справедливость — принцип индивидуального поведения, ко­торый устанавливает предел произволу. Она требует соблюдения прав другого человека, непосягательство на личность и ее соб­ственность. Главным требованием справедливости является ува­жение прав и достоинств людей. Она ориентирует человека на соблюдение им обязательств перед другими людьми. Обязатель­ства могут быть представлены в виде юридических законов, кон­ституционных прав, нравственных представлений.

Справедливость рассматривается как равенство людей друг пе­ред другом, выражающееся в совершении поступков, не нарушаю­щих права и свободы других людей. Быть справедливым или нести наказание за несправедливость расценивается как счастье для че­ловека, потому что тот, кто поступает несправедливо и остается безнаказанным, служит злу и даже не имеет представления о том, что является истинным благом. Неся наказание, человек избавля­ется от испорченности, омрачающей душу. В этом смысле лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее другим людям.

Несправедливость — величайшее зло и для того, кто ее совер­шает, потому что не только делает его нравственно хуже, но и ли­шает возможности исправить собственные нравственные ошибки. По этой же причине несправедливость не может быть оправдана ни законом, ни обычаем.

Самое непосредственное отношение к категории справедли­вости имеет проблематика прав и морали элиты общества. Рас­смотрим права и мораль элиты в представлениях X. Ортеги-и-Гасета.

Элита — меньшинство, или совокупность лиц, выделенных особыми качествами и наделенных специфичными правами. Это высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры. В современ­ном обществе элите противостоит остальная масса людей или большинство. «Масса — это «средний человек» (X. Ортега-и-Гасет). Таких людей отличает совпадение мыслей, целей и обра­за жизни. Они не стремятся к формированию своей индивиду­альной морали, а их представления о добре и зле являются об­щепринятыми.

Элита чужда массовости. Людей, которые к ней принадлежат, объединяют обычно общие цели, идеи или идеалы. Основным условием ее формирования является способность выделиться из толпы благодаря личным качествам. Другое условие — совпаде­ние ценностей отдельного индивида с ценностями тех, кто уже принадлежит элите. Моральные ценности элиты складываются в противостоянии ценностям и образу жизни большинства. К ним принадлежат:

а) индивидуализм — подчеркнутое отличие от других людей и
способность к созданию собственного и непохожего духовно-
го мира;

б) ответственность как способность предъявлять к себе требова-
ния, выполнение которых порой непосильно;

в) стойкость — умение с достоинством выносить тяготы и лише-
ния, не прибегая к приспособленчеству и унижениям;

г) свобода мышления — самостоятельное осмысление происходя-
щих событий или получаемой информации;

д) творческие способности — одаренность способностями к ин-
дивидуальному творчеству и созданию высоких образцов куль-
туры. Элиту отличает направленность деятельности на полу-
чение нового, не известного ранее творения;

е) активная общественная позиция — способность к критической
оценке социальных процессов и стремление к общественным
преобразованиям;

ж) ненасилие — отсутствие склонности совершать произвол и
признание абсолютности долга;

з) уважение чужого мнения — способность к диалогу и приня-
тию даже самых крайних взглядов. В диалоге происходят столк-
новение разных мнений и выявление истины.

Эти и другие моральные ценности аристократии X. Ортега-и-Гасет противопоставляет жизненным ориентирам массового че­ловека, возобладавшего в современном обществе. Массовый че­ловек зауряден, не проявляет инициативы, консервативен и не способен к созиданию или принятию новых идей и ценностей. Его существование бессмысленно и бесцельно. Он не приемлет существующий порядок и стремится к захвату власти. У него от­сутствуют способности к научной, теоретической и творческой деятельности. В стремлении к упрочению своего положения мас­сы устанавливают собственные ценности в качестве нормы обще­ственной жизни. Автор приходит к выводу о том, что современ­ное общество переживает моральный и интеллектуальный кризис, название которому — аристофобия, или ненависть к лучшим представителям общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...