Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторские системы воспитания

Современные воспитательные концепции

 

  Системное построение процесса воспитания Системно-ролевая теория формирования личности Воспитание как педагогический компонент социализации Формирование образа жизни, достойной Человека
Авторы Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» Н.М. Таланчук «Введение в неопедагогику» (1991г.) М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л. Паладьев и др. «Организация воспитательного процесса в школе» (2000г.) Н.Е. Щуркова «Образ жизни, достойной Человека и его формирование у школьника» и др.*
Понятие «воспитание» Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности Воспитание - процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей * Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека * Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека *
Цели воспитания Цель - всестороннее гармоничное развитие личности 5 воспитательных задач:
  • 1. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира
  • 2. Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины
  • 3. Приобщение к общечеловеческим ценностям
  • 4. Развитие креативности как черты личности
  • 5. Помощь в осознании собственного Я, в самореализации
Принципы:
  • Личностный подход
  • Гуманистический подход к построению отношений
  • Средовой подход
  • Дифференцированный подход
  • Природосообразность
  • Культуросообразность
  • Эстетизация среды жизнедеятельности
Цель - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей ** Цель - Идеальная: гармонично развитый человек Реальная: в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития Принципы:
  • Гуманистической ориентации воспитания *
  • Социальной адекватности воспитания *
  • Индивидуализации воспитания *
  • Социального закаливания *
  • Создание воспитательной среды*
Цель - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания: истина, добро, красота * Принципы:
  • Ориентации на социально-ценностные отношения *
  • Субъектности
  • Принятия ребёнка как данности
Содержание воспитания Основа содержания: общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир) Пути реализации:
  • Создание комплексной программы
  • Формирование отдельных целевых программ
  • Разработка общих договоров, фиксирующих нормы отношений в конкретном коллективе
  • Раздел плана (ценности - недели месяца)
Основа содержания: совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребёнку в том или ином возрасте * Содержание воспитания должно обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной. * Основу содержания составляют три направления: философическое, * диалогическое, * этическое воспитание *
Механизм реализации Функционирование воспитательной системы Воспитательная система - это сложное социально-педагогическое образование, включающее в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, освоенная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему. Использование форм и методов социального наследования через оказание педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Система воспитательных функций:
  • Диагностическая
  • Целевой ориентации
  • Планирование
  • Организаторская
  • Мобилизационно-побудительная
  • Коммуникативная
  • Формирующая
  • Контрольно-аналитическая и оценочная
  • Координация и коррекция
  • Совершенствование
Методы воспитательной деятельности = функциям*
Формы, методы и приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся; их правильный выбор (см. таблицу) Постепенное, пошаговое движение:
  • 1. формирование отношения к природе как общему дому человека (1 класс)
  • 2. понимание и принятие норм культурной жизни (2-4 класс)
  • 3. формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле (5-6 класс)
  • 4. формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (7-8 класс)
  • 5. формирование образа жизни, достойной Человека (9-10 класс)
  • 6. формирование жизненной позиции, развитие способности к выбору жизненного пути (10-11кл.)*
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса Критерии факта:
  • 1. упорядоченность жизнедеятельности школы
  • 2. наличие сложившегося школьного коллектива, сплочённость школы «по вертикали»
  • 3. интегрированность воспитательных воздействий в комплексы (центры, клубы, ключевые дела)
Критерии качества:
  • 1. степень приближённости системы к целям, реализация педагогической концепции
  • 2. общий психологический климат школы, стиль отношений, комфорт
  • 3. уровень воспитанности участников школы
Критерии - это показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей Критерии воспитанности производны от социальных ролей: сколько социальных ролей, столько и критериев* Нецелесообразно использовать единые для всех ОУ критерии и показатели. Должны быть конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых. Важные компоненты:
  • 1. Изучение воспитанности школьников
  • 2. Диагностика уровня развития коллектива
  • 3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности
Главный критерий - воспитанность учащихся, три главных основания... могут выполнять роль показателей воспитанности
  • + внешний облик
  • физические и психические развитие
  • поведение
  • качественность деятельности
  • способности и самочувствие
  • ценностные предпочтения
  • отношение к своему Я
  Воспитание ребёнка как человека культуры Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития Самовоспитание школьников Воспитание на основе потребностей
Авторы Е.В.Бондаревская «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания» (1999г.) О.С. Газман Газета «1 сентября» №119 1995г. «Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки» Н.Б.Крылова, Т.В.Анохина, С.М. Юсфин «Классный руководитель» 2000г. №3 Г.К. Селевко «Руководство по организации самовоспитания школьников» В.П.Созонов «Организация воспитательной работы в классе» (2000г.)
Понятие «воспитание» Воспитание - процесс помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Воспитание - специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Самовоспитание - процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. Воспитание - деятельность педагога, направленная на создание Психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
  • в творческой деятельности
  • быть здоровым
  • в защищённости, безопасности
  • в уважении, признании
  • в смысле жизни
  • в самореализации
  • в удовольствии, наслаждении
Цели воспитания Цель - целостный человек культуры. (ядро такой личности - субъектность) Человек культуры - свободная личность* Человек культуры - гуманная личность* Человек культуры - духовная личность* Человек культуры - творческая и адаптивная личность* Цель конкретизируется в личностном образе ребёнка. ( принципы*****) Цель - идеал Цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия. Нормы поддержки (8) Цель - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию. Принципы *(зачитать) Цель - обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося. Принципы:
  • природосообразности
  • целостности
  • деятельностный
  • эгоцентрированный
  • возрастной
  • гуманизма
Содержание воспитания Основа содержания: субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Компоненты л-го опыта:
  • аксиологический
  • культурологический
  • жизнетворческий
  • морально-этический
  • гражданский
  • личностный
  • индивидуально-творческий *
Основа содержания: базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры:
  • культура жизненного самоопределения
  • культура семейных отношений
  • экономическая культура и культура труда
  • политическая и правовая культура
  • интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура
  • экологическая культура
  • художественная культура
  • физическая культура
ЗУНы, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации - пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию. Содержание воспитания должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка.
Механизм воспитания Воспитание - процесс субъект-субъектного взаимодействия. Ключевые слова - педагогическая помощи и поддержка. Компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:
  • изучение узловых событий жизни ребёнка
  • педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей
  • эмпатическое принятие ученика
  • совместное проектирование этапов его развития
  • адаптация воспитательных средств к характеру ребёнка
  • вовлечение его в педагогические и жизненные события
  • раскрепощение для диалога, творчества и т.д.
Взаимосвязанные действия педагога и ребёнка, выполняемые на 5 этапах:
  • 1. диагностический (фиксация проблемы)
  • 2. поисковый (причины проблемы)
  • 3. договорный (проектирование действий)
  • 4. деятельностный
  • 5. рефлексивный
«Воспитание без желания самого ребёнка совершенствовать себя невозможно» (О.С. Газман)    
Технология самовоспитания: Теория, Практика, Методика. (см. схему) Необходимость знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребёнка; осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствует:
  • 1. определённая общность людей
  • 2. определённая ведущая деятельность
  • 3. определенные психические новообразования
Учёт ведущих для данного возраста потребностей: Младших школьник - психологический комфорт, игра; Средний школьник - самоутверждение; Старший школьник - поиски себя, философствование, мечты.
Критерии и показатели эффективности Критерии воспитанности:
  • 1. уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности
  • 2. способность к нравственной саморегуляции поведения
  • 3. мера педагогической помощи, которая необходима уч-ся
Вместо модели выпускника - образ свободной духовной личности, ориентируемый на ценности мировой и национальной культуры.
Критерии результативности воспитательного процесса:
  • готовность ребёнка к самоопределению, самореализации
  • развитость индивидуальных способностей ученика
  • нравственная направленность личности
  • физическое и психическое здоровье
  • сформированность базовой культуры
  • защищённость и комфортность ребёнка в школьной сообщности
Постоянно действующий режим диагностики и самодиагностики. Применяется 100-бальная шкала измерения методов педагогического наблюдения. Два пути оценивания результатов воспитательной деятельности:
  • 1. оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий
  • 2. оценка личности воспитанника (внутреннего мира, отношений, установок)*

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...