Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Согласование имен существительных с именами числительными




 

Имена числительные усваиваются детьми срав­нительно поздно, позднее существительных, глаго­лов, прилагательных и наречий. Поэтому вполне естественно, что и согласование других частей речи с числительными усваивается в значительно более поздние сроки.

Основная сложность при усвоении правил со­гласования существительных с числительными со­стоит в том, что разные имена существительные, употребляемые с одними и теми же числительными, имеют различные окончания, например: ПЯТЬ ДОМОВ, ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ, ПЯТЬ ПЛАЩЕЙ, ПЯТЬ МАРОК, ПЯТЬ КОШЕК, ПЯТЬ РУКА­ВИЦ, ПЯТЬ КОТЯТ, ПЯТЬ СОБАК, ПЯТЬ КРЕ­СЕЛ и т.п. Как во всем этом малышу разобраться?

Ребенок в возрасте до трех-четырех лет имеет склонность к уподоблению всех этих окончаний, приведению их к какому-то единому образцу (как и в случаях усвоения всех других грамматических форм, о чем мы уже говорили). По этой причине по аналогии с ПЯТЬ ДОМОВ дети раннего воз­раста говорят, например, ПЯТЬ ПЛАЩОВ, ПЯТЬ МАРКОВ, ПЯТЬ КОШКОВ, ПЯТЬ КОТЯТОВ, ПЯТЬ КРЕСЛОВ и т.п. И лишь постепенно, в процессе подражания правильной речи окружаю­щих его людей, ребенок усваивает все это много­образие окончаний имен существительных при их согласовании с числительными.

Чтобы облегчить для ребенка эту непростую задачу, можно путем специальных упражнений, проводимых в форме игры, несколько акцентиро­вать на ней его внимание.

Сначала проверьте правильность употребле­ния ребенком окончаний имен существительных, используя для этого приведенные ниже картинки. Сделать это можно примерно так. Показывая на картинку, Вы говорите: «Вот видишь, здесь нари­сован один жук, а здесь пять... чего?» («жу­ков» — добавляет ребенок). В ходе проверки внимательно следите за правильностью окончаний имен существительных.

 

 

   
   
   
   
   
   

 


В случае неправильного употребления ребен­ком окончаний имен существительных ему необходимы специальные упражнения.Ниже приведен речевой материал для таких упражне­ний. Все словосочетания здесь сгруппированы по принципу сходства окончаний имен существитель­ных. В ходе упражнений Вы произносите сочета­ние существительного с числительным «один», а ребенок вслед за этим называет это же самое су­ществительное, но уже в сочетании с числитель­ным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь» и т.д.).

Один стол — пять столов

Один слон — пять слонов

Один шкаф — пять шкафов

Один молоток - - пять молотков

 

Один заяц — пять зайцев

Один палец — пять пальцев

Одно платье — пять платьев

 

Один гусь — пять гусей

Один лебедь — пять лебедей

Один журавль — пять журавлей

Одна лошадь — пять лошадей

Один корабль — пять кораблей

 

Одна шапка — пять шапок

Одна перчатка — пять перчаток

Одна банка — пять банок

Одна булка — пять булок

Одна марка — пять марок

Одна папка — пять папок

Одна солонка — пять солонок

Одна масленка — пять масленок

 

Одна гайка — пять гаек

Одна майка — пять маек

Одна шишка — пять шишек

Одна кошка — пять кошек

Одна бочка — пять бочек

Одна ручка — пять ручек

Одна птичка — пять птичек

Одна кочка — пять кочек

Одна точка — пять точек

 

Одна рукавица — пять рукавиц

Одна пуговица — пять пуговиц

Одна мыльница — пять мыльниц

Одна сахарница — пять сахарниц

Одна салатница — пять салатниц

Одна чернильница — пять чернильниц

 

Один утенок — пять утят

Один гусенок — пять гусят

Один цыпленок — пять цыплят

Один теленок — пять телят

Один жеребенок — пять жеребят

Один мышонок — пять мышат

Один котенок — пять котят

Один тигренок — пять тигрят

Один слоненок — пять слонят

Один львенок — пять львят

Один медвежонок — пять медвежат

Один волчонок — пять волчат

Один вороненок — пять воронят

 

Одна шляпа — пять шляп

Одна книга — пять книг

Одна конфета — пять конфет

Одна обезьяна — пять обезьян

Одна собака — пять собак

Одна лиса — пять лис

Одна люстра — пять люстр

Одно зеркало — пять зеркал

 

В словосочетании ПЯТЬ ЗЕРКАЛ наблюда­ется не только утрата окончания, но одновре­менно и изменение места ударения, что особенно затрудняет детей (они часто говорят ЗЕР­КАЛ вместо ЗЕРКАЛ, сохраняя прежнее место ударения).

Для более прочного закрепления навыка пра­вильного согласования существительных с числи­тельными предложите ребенку следующие зада­ния.

1) Закончить (начатые Вами) предложения:

На лугу паслись маленькие гусята и с ними пять больших... (ГУСЕЙ)

В камышах спрятались десять утят и семь больших диких... (УТОК)

В нашем доме два маленьких окошка и пять больших... (ОКОН)

До конца летних каникул осталось всего пять... (ДНЕЙ)

У одной кошки два уха, а у трех кошек шесть... (УШЕЙ)

2) Определить, какое из двух (сказанных Вами) предложений правильное:

Паслось десять ОЛЕНЕЙ

Паслось десять ОЛЕНЕВ

 

На стене висело пять больших ЗЕРКАЛ

На стене висело пять больших ЗЕРКАЛОВ

 

В магазине было много красивых ЛЮСТР

В магазине было много красивых ЛЮСТРОВ

 

У пяти кошек пять ЛБОВ

У пяти кошек пять ЛОБОВ

 

Мальчик держал в руке пять воздушных ШАРЫ

Мальчик держал в руке пять воздушных ШАРОВ

 

У курицы десять маленьких ЦЫПЛЯТ

У курицы десять маленьких ЦЫПЛЕНКОВ

 

На столе лежало пять БАНАНЫ и семь ЯБЛОКОВ

На столе лежало пять БАНАНОВ и семь ЯБЛОК

С дерева сорвали десять ГРУШЕВ

С дерева сорвали десять ГРУШ

 

В результате всех этих упражнений ребенок приобретет необходимый практический навык правильного согласования существительных с числительными, что позволит ему распространить тот навык и на все другие подобные словосочетания, даже если они впервые встречаются в его речевой практике. Так, например, усвоив тип окончаний существительных в словосочетаниях ПЯТЬ КОТЯТ, ПЯТЬ МЫШАТ, ПЯТЬ СЛОНЯТ и др., ребенок, можно надеяться, правильно упот­ребит эти окончания и во впервые встретившихся ему словосочетаниях ПЯТЬ ГАЛЧАТ, ПЯТЬ ВО­РОНЯТ, ПЯТЬ ОЛЕНЯТ и т.п.

 

Усвоение предлогов

 

Предлоги, так же как и союзы, появляются у ребенка позже всех других частей речи. Труд­ность усвоения предлогов связана с тем, что они обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, поэтому ребенок долгое время их как бы «не замечает». Выше уже было от­мечено, что случаи опускания предлогов в речи детей наблюдаются примерно до 2-х лет 4-х меся­цев. Сначала ребенок использует в своей речи только простые предлоги (типа НА, В, ПОД), и лишь значительно позднее усваивает сложные предлоги (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и др.). Поэтому по­мощь ребенку в усвоении этой части речи не будет; излишней, тем более, что даже многие школьники допускают ошибки в употреблении сложных предлогов.

Прежде всего, проверьтеправильность упот­ребления Вашим ребенком простых предлогов. С этой целью предложите ему ответить на Ваши вопросы по приведенным ниже картинкам. По­следовательно показывая на каждую из книг, на рисованных на первой картинке (см. стр. 291), каждый раз спрашивайте ребенка о том, где эта книга лежит - НА СТОЛЕ, В СТОЛЕ, ПОД СТОЛОМ, НАД СТОЛОМ, У (ОКОЛО) СТО­ЛА, ЗА СТОЛОМ.

Если ребенок не справляется с заданием, то есть не может самостоятельно употребить в своей речи нужные предлоги, необходимо проверить понимание им значений этих предлогов. Сде­лать это можно так. Попросите ребенка молча показать,какая книга лежит НА СТОЛЕ, ка­кая - В СТОЛЕ, ПОД СТОЛОМ и т.д. Недос­тупность и этого задания будет свидетельство­вать о значительном отставании ребенка в ус­воении предлогов и о необходимости систематической работы с ним в этом направле­нии (если, разумеется, он достиг 2,5 —3-летнего возраста, в котором предлоги уже должны при­сутствовать в его речи).

Вторая картинка рассчитана на выяснение понимания ребенком и возможности употребле­ния им сложных предлогов. Сначала задайте та­кие вопросы: «Откуда мальчик достает книгу?» (ИЗ-ПОД СТОЛА). «А откуда достает книгу Девочка?» (ИЗ-ЗА СТОЛА). В случае затруд­нений с ответом проверьте понимание ребенком значений этих предлогов, для чего спросите: «Покажи, кто достает книгу из-под стола (из-за тола)?» Ошибочность показа будет свидетель­ствовать о непонимании значений проверяемых предлогов. Третья картинка (см. стр. 292) дает возмож­ность еще раз уточнить знание ребенком пред­логов и в случае необходимости — поупраж­нять его в их усвоении. По этой картинке мож­но задать такие вопросы:

Где сидит эта белка? (В ДУПЛЕ);

А эта? (НА ДЕРЕВЕ, НА ВЕТКЕ);

А куда спряталась вот эта белочка? (ЗА ДЕРЕВО);

И откуда она теперь выглядывает? (ИЗ-ЗА ДЕРЕВА);

А где пролетают сейчас эти птицы? (НАД ДЕРЕВОМ);

Где растут цветы? (ПОД ДЕРЕВОМ).

 

Примерно так же может быть использована и четвертая картинка, помещенная на стр. 293.

 

 



 



 

 


В процессе работы над предлогами важно пре­жде всего помочь ребенку хорошо усвоить смы­словое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреб­лять их в своей речи. Начать лучше с объяснения самых простых, «наглядных» значений предлогов. Например, объясните ребенку, что НА — это значит на поверхности чего-то (НА СТОЛЕ, НА ПОЛУ, НА ПОЛЯНКЕ); В - означает внутри чего-то (В СТОЛЕ, В ШКАФУ); ПОД - внизу под чем-то (ПОД СТОЛОМ, ПОД ШКАФОМ); У, ОКОЛО - рядом с чем-то (СО СТОЛОМ, СО ШКАФОМ); ЗА - позади чего-то (ЗА СТО­ЛОМ, ЗА ШКАФОМ); ПЕРЕД - впереди чего-то (ПЕРЕД СТОЛОМ, ПЕРЕД ШКАФОМ).

Значение каждого предлога объясняется от­дельно, причем объяснение обязательно сопрово­ждается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, после объясне­ния значения предлога НА Вы говорите ребенку: «Посмотри, сейчас я кладу книгу НА СТОЛ, а те­перь НА ТУМБОЧКУ, НА ПОЛКУ (совершаете соответствующие действия). То же самое и с предлогами В, ПОД (книга кладется В СТОЛ, В ТУМБОЧКУ, ПОД СТОЛ, ПОД ТУМБОЧКУ и т.п.), причем каждое действие «оречевляется».

Предложите также ребенку выполнить сле­дующие Ваши поручения: положить какой-либо предмет НА СТОЛ, В СТОЛ, ПОД СТОЛ, взять его СО СТОЛА, ИЗ-ПОД СТОЛА, ИЗ-ЗА СТО­ЛА и т.п. В данном случае говорите Вы сами, а в задачу ребенка входит лишь правильное понима­ние значений употребляемых Вами предлогов. О правильности такого понимания можно безоши­бочно судить по правильности выполнения по­ручений.

Значительно сложнее будет такой вид работы: Вы производите определенные действия с предме­тами, а ребенок отвечает на соответствующие этим действиям вопросы, правильно употребляя при этом предлоги. Например, ставя стакан на стол, Вы спрашиваете ребенка: «Куда я поставила ста­кан?» (на стол); «Откуда я взяла стакан?» (со стола) и т.д.

В целях более прочного закрепления значений предлогов полезно использовать и приводимую ниже обобщенную схему.

 

 

Объяснив ребенку имеющиеся в схеме услов­ные обозначения, переходите к упражнениям. На­пример, Вы произносите предложение с тем или иным предлогом, а ребенок показывает соответст­вующий квадратик на схеме (Белка сидит В дуп­ле; птица села НА ветку; зайчик сидит ПОД кус­том и т.д.).

Другое упражнение: Вы начинаете предложе­ние, а ребенок заканчивает его, употребляя при этом подходящий по смыслу предлог. Например:

Дети пошли купаться... (на речку, на озеро);

Зимнюю одежду мы повесили... (в шкаф);

Мальчик подошел... (к дому, к столу, к дереву);

Книги достали... (из стола, из-под стола, из ранца);

Девочка спряталась... (за шкаф, за дерево);

Старик грустно смотрел... (в окно, на дорогу, на детей).

 

Полезно также специально поупражнять ре­бенка в правильном употреблении окончаний имен существительных в различных предложных конструкциях. С этой целью Вы начинаете фразу с тем или иным предлогом, а ребенок ее за­канчивает, употребляя при этом подходящее по смыслу существительное с соответствующим окончанием, например:

Лампа стоит на... (столе);

Лампа висит над... (столом);

Лампу поставили под... (стол);

Лампу поставили около... (стола);

Лампу достали из-под... (стола);

Лампу взяли со... (стола);

Лампу поднесли к... (столу);

Птица сидит на... (ветке, дереве);

Птица сидит в... (гнезде);

Птица вылетела из... (гнезда);

Ласточка свила гнездо под... (крышей) и т.д.

И, наконец, необходимо познакомить ребенка с такими предложными конструкциями, в которых один и тот же предлог употребляется в различных значениях. Например, значение предлога НА не ог­раничивается только «на поверхности чего-то» — этот предлог может выражать и ряд других отно­шений между предметами. То же самое касается ; предлога В и других предлогов. Поэтому, чтобы у ребенка не создалось слишком узкого (чисто «про­странственного») представления о значениях этих предлогов, попросите его ответить на такие вопросы по приведенной ниже картинке:

Что делают дети? (качаются НА качелях);

Куда идут мальчики? (НА рыбалку);

На чем играет дедушка? (НА дудочке);

Что делают мальчики? (играют В мяч).


 

Мы рассмотрели усвоение детьми основных правил словоизменения. Что касается овладения ими правилами словообразования, то эти сведения были приведены по каждой части речи в отдель­ности.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.