Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии поддержки ребенка




 

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее

полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

• на всем протяжении, учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;

• учитель должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;

• учитель должен исходить из того-, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;

• учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;

• важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;

• учитель должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

• учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;

• он должен открыто выражать в классе свои чувства;

• должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

• учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностно-ориентированного образования:

• диалогичность,

• деятельностно-творческий характер,

• поддержка индивидуального развития ребенка,

• предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения..

По мнению Е.В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно-ориентированная школа, должен удовлетворять следующие требования:

• имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

• проявляет гуманную педагогическую позицию;

• заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

• умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

• работает с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;

• владеет разнообразными педагогическими технологиями, направляя их в личностно-развивающее русло;

• проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Наконец, открытым пока остался вопрос — каковы же средства поддержки ребенка в обучении? Педагогический коллектив Ростовской СШ № 77 (школы-лаборатории Российской академииобразования) в результате обстоятельной дискуссии дифференцировал средства поддержки ребенка на 2 группы. Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержкувсех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.

Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

 

Педагогика сотрудничества

 

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих научных обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), школы советского периода (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящую во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

• по уровню применения — общепедагогическая технология;

• по философской основе — гуманистическая;

• по основному фактору развития — комплексная: био-, социо- и психогенная;

• по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация;

по ориентации на личностные структуры — всесторонне гармоничная;

• по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

• по типу управления: система малых групп;

• по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;

• по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

• по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

• по категории обучаемых — массовая.

Целевые ориентации педагогики сотрудничества:

• переход от педагогики требований к педагогике отношений;

• гуманно-личностный подход к ребенку;

• единство обучения и воспитания.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель — ученик». В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями). В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: 1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности учащихся, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения, как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов, в идее свободного выбора Р. Штайнера, в «опорных сигналах» В.Ф. Шаталова, в «опережении» С.Н. Лы-сенковой, в «крупных блоках» П.М. Эрдниева, в «интеллектуальном фоне класса» В.А. Сухомлинского, «развитии личности» по Л.В. Занкову, в «способностях творческих и исполнительских» И.П. Волкова, в «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского, и др.

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции технологий воспитания в современной школе:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• актуализация личности школьника;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• развитие творческих способностей ребенка;

• возрождение национальных и культурных традиций;

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение среди других институтов воспитания, деятельность которых должна быть [рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующимиподрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления школой, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...