Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и структура органов СНГ




Алма-Атинская декларация определила принципы отношений между новыми независимыми государствами, сформировала условия для решения широкого спектра проблем, связанных с распадом СССР. Были урегулированы вопросы, касавшиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров о разоружении и контроле над вооружениями, правопреемства, включая вопросы собственности. Был осуществлен согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил – участников СНГ. Несмотря на отдельные локальные конфликты, развитие событий по непредсказуемому сценарию в целом удалось предотвратить.

Не менее важно и то, что учредительные документы СНГ обеспечили нормальное функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и энергетики, сохранение беспрепятственного передвижения на всем постсоветском пространстве.

Несомненная заслуга декларации в том, что созданное на ее основе Содружество значительно смягчило процесс размежевания бывших союзных республик, устранив опасность возникновения более глубоких геополитических потрясений.

Несмотря на критику в адрес Содружества, в первую очередь, оно способствовало политической стабилизации в период становления новых независимых государств, облегчило процедуру мирного «развода» бывших советских республик и помогло сохранить экономические и политические связи между ними. Также были обеспечены принципиальные возможности как для становления политической системы каждой из входящих в Содружество стран, так и для формирования механизмов политических взаимоотношений между ними.

Следует заметить, что в одной из своих книг А.Н. Михайленко в качестве основного противоречия современного этапа развития Содружества считает вопрос: действительно ли разошлись бывшие советские республики, или это иллюзия? Вывод, к которому приходит автор однозначен: «..утверждения о состоявшемся разводе стран СНГ не в полной мере отвечает реальному положению дел. Нынешнее состояние отношений между странами СНГ больше похоже на фиктивный развод, чем на настоящий» [44].

1992 год, по существу, явился ключевым периодом в деятельности нового Содружества. Состоялось шесть встреч лидеров новых независимых государств и семь встреч глав правительств. На первом этапе после распада СССР особенно большое внимание уделялось военным вопросам.

На встрече глав государств в Москве 16 января 1992 года в принятом Заявлении было признано необходимым обеспечить на основе национальных законодательств всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод для военнослужащих и их семей, исключить любые ограничения в рамках государств Содружества на право остаться на постоянное место жительства по месту прохождения службы или избрать другое место жительства.

На заседании глав государств в Минске 14 февраля 1992 года было подписано 18 документов, связанных с решениями в военной, политической, экономической, торговой, культурной сферах, в топливно-энергетической отрасли, на железнодорожном транспорте.

В Заявлении о согласовании действий в проведении экономической реформы государства обязывались обеспечить принятие ряда скоординированных мер, среди которых: повышение оперативности принятия решений по недопущению разрывов хозяйственных связей и заключению договоров между производителями в различных странах СНГ; обеспечение быстрого и гибкого реагирования органов хозяйственного управления на изменяющиеся условия, включая внесение необходимых корректив в нормативную базу реформ; укрепление всестороннего взаимодействия органов исполнительной власти; строгое соблюдение соглашений между государствами СНГ по экономическим вопросам и обеспечение действенности экономических механизмов предотвращения невыполнения таких соглашений; применение мер экономического воздействия против сторон, систематически не выполняющих межправительственные соглашения по поставкам продукции.

На этой встрече был принят ряд других соглашений. Например, Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики СНГ, предусматривавшее создание Электроэнергетического Совета. В него по должности вошли первые руководители органов управления электроэнергетикой.

Для координации работы железнодорожного транспорта был учрежден Совет по железнодорожному транспорту, в состав которого вошли главы органов управления железнодорожным транспортом государств — членов СНГ. В принятом документе о регулировании взаимоотношений в области торгово-экономического сотрудничества участники обязались обеспечить беспрепятственный транзит через территории своих государств товаров и услуг, поставляемых в другие государства, согласовывать предельный уровень тарифов на перевозку грузов, не допускать двойного или многократного налогообложения доходов от торговли между предприятиями государств Содружества.

На заседании глав правительств Содружества, которое состоялось 13 марта 1992 года в Москве, также был принят ряд важных соглашений: Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения; Соглашение о принципах таможенной политики; Соглашение о согласованных принципах налоговой политики; Соглашение и механизмы обслуживания внутреннего долга быв­шего СССР; Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в рамках СНГ.

В статье первой «Временного соглашения о Совете глав государств и Совете глав правительств», принятого 30 декабря 1991 года, говорилось о том, что Совет глав государств является высшим органом, в котором представлены все государства — участники Содружества для обсуждения принципиальных вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере их общих интересов. Соглашением было предусмотрено, что по решению Совета глав государств и Совета глав правительств государств Содружества могут создаваться рабочие и вспомогательные органы, как на постоянной, так и на временной основе. На этой же встрече было принято Соглашение о Вооруженных силах и пограничных войсках, в котором за участниками Содружества было признано законное право на создание собственных вооруженных сил. Специальным Соглашением была признана необходимость объединенного командования стратегическими силами.

В документе констатировалось, что деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляется на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств — участников Соглашения, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права. В нем предусматривалось, что каждое государство в Совете имеет один голос. Решения Совета принимаются на основе консенсуса, но любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. В качестве рабочего языка был выбран русский. Совет должен собираться не реже двух раз в год. Председательствуют на его заседаниях поочередно главы государств. Впоследствии для большей преемственности и оперативности было решено избирать председателя сроком на один год.

Для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для Совета глав государств и Совета глав правительств был введен порядок созыва совещаний руководителей соответствующих государственных органов. Например, Совет министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и организует консультации по вопросам мировой политики.

Блок вопросов социально-экономического взаимодействия был передан в ведение Координационно-консультативного Комитета. Во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств Комитет должен вырабатывать и вносить предложения по вопросам сотрудничества в рамках Содружества, развития социально-экономических связей; способствовать реализации договоренностей по направлениям экономических взаимоотношений. В состав Координационно-консультативного Комитета входят, по два полномочных представителя от каждого государства-члена Содружества, и Координатор Комитета, назначаемый Советом глав государств. Местом пребывания Комитета определен город Минск.

По решению глав правительств в 1994 г. Комитет был разделен на два органа: Исполнительный секретариат СНГ и Межгосударственный экономический комитет СНГ. В состав Исполнительного секретариата перешел весь рабочий аппарат Комитета, в то время как Международный экономический комитет базировался на принципе коллегиального руководства (каждая страна направляла в МЭК определенное число своих представителей). На заседаниях комитета проходило обсуждение и готовилась основная часть решений по экономическим вопросам сотрудничества.

Однако ИС и МЭК не предусматривались уставом СНГ, что создавало внутреннюю противоречивость организационной структуры Содружества. К тому же их функции не всегда были достаточно четко разграничены, что приводило к частому дублированию работы.

Совет министров обороны стал органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляет руководство Объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве. Совет министров обороны и Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляют свою деятельность на основе соответствующих положений, утверждаемых Советом глав государств. Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.

Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. К ведению Экономического Суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Экономический Суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. Экономический Суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического Суда и Положением о нем, утверждаемым Советом глав государств.

Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Комиссия состоит из представителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утверждаемого Советом глав государств.

В состав органов отраслевого сотрудничества входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов. Органы отраслевого сотрудничества в пределах своей компетенции принимают рекомендации, а также в необходимых случаях вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств.

Межпарламентская Ассамблея государств–участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) была образована 27 марта 1992 г. на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, как консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес. Кроме того, в задачу Ассамблеи входит приведение законодательств СНГ в соответствие с мировыми стандартами. В 1993–1995 гг. членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова.

В 1999 г. к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Верховная Рада Украины. 26 мая 1995 г. главы государств СНГ подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 г. В соответствии с этой Конвенцией Межпарламентская Ассамблея получила официальный статус межгосударственного органа и заняла ведущее место в системе органов Содружества Независимых Государств. 28 августа 1997 г. состоялось подписание Соглашения между Межпарламентской Ассамблеей государств–участников Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межпарламентской Ассамблеи на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств местом ее пребывания является Санкт-Петербург.

Одной из важнейших задач Межпарламентской Ассамблеи стала миротворческая деятельность. Она предусматривает миротворческие акции в «горячих точках» стран Содружества и разработку правовых основ для последовательного осуществления этой деятельности.

Достигнуты существенные результаты, важнейшим из которых стало подписание в мае 1994 года Бишкекского протокола - единственного политического документа, обеспечивающего прекращение огня в Нагорном Карабахе. В октябре 1999 года и январе 2000 года группа депутатов парламентов - членов МПА работала в районе Северного Кавказа Российской Федерации (Чечня, Ингушетия, Дагестан) с целью получения информации о ходе антитеррористической операции федеральных сил России в Чечне и о положении временно перемещенных лиц на территории Ингушетии. Итоги работы депутатской группы были доведены до сведения депутатов ПАСЕ, ПА ОБСЕ и Европарламента.

В 2004 году в целях противодействия новым угрозам и вызовам на базе Межпарламентской Ассамблеи создана Объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ. В состав комиссии вошли члены профильных комитетов (комиссий) национальных парламентов, представители уставных органов Содружества, отраслевых органов СНГ по вопросам военного, пограничного сотрудничества и в сфере борьбы с преступностью, представители государственных правоохранительных ведомств стран Содружества. Целью деятельности Объединенной комиссии стала подготовка законопроектных предложений для Межпарламентской Ассамблеи в сфере борьбы с преступностью, терроризмом и иными проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотиков и незаконной миграцией на основе реализации соответствующих межгосударственных программ.

Возрастает роль Межпарламентской ассамблеи в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, обеспечении соблюдения основных прав и свобод человека, в гуманитарном сотрудничестве. Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на защиту детства, социальную защиту населения в условиях рынка.

Важнейшим партнером Межпарламентской Ассамблеи СНГ является Организация Объединенных Наций. МПА сотрудничает как с центральными органами ООН в Нью-Йорке, США (Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, Комитет Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом), так и со структурами ООН в Вене, Австрия (Комитет ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, Комиссия ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)), и в Женеве, Швейцария (Европейская экономическая комиссия ООН и Комитет ООН по правам человека). Результатом этого взаимодействия является проведение совместных мероприятий по различной тематике.

Перспективным представляется развитие сотрудничества МПА СНГ и ПАСЕ в разработке единых международных стандартов наблюдения за выборами. 3 апреля 2008 года Председателем Совета МПА СНГ С.М. Мироновым и Председателем ПА ОБСЕ Йораном Леннмаркером был подписан Протокол о намерениях между Советом МПА СНГ и ПА ОБСЕ о создании Рабочей группы по наблюдению за выборами в странах ОБСЕ. Эти позиции стали основой для принятой МПА СНГ 25 ноября 2008 года Декларации «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах – участниках Содружества Независимых Государств».

2 апреля 1999 года Совет глав государств Содружества Независимых Государств принял решение реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ, аппарат Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, рабочие аппараты ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов в единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган - Исполнительный Комитет Содружества Независимых Государств.

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ, Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, рабочих аппаратов ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов. Основные его функции - обеспечение деятельности Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета, выработка предложений о стратегии Содружества, правовая проработка документов, анализ хода реализации решений, договоров и систематическое информирование высших органов Содружества и др.

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества Независимых Государств, договорами, заключенными между государствами - участниками в рамках Содружества, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета и положением об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств; он подотчетен Совету глав государств, Совету глав правительств, а также в пределах их компетенции Совету министров иностранных дел и Экономическому совету.

Представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

На саммите СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года были одобрены Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации (его подписали все государства-участники, кроме Грузии и Туркменистана). С принятием этих документов Содружество обрело вектор эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах. В Концепции основной целью развития Содружества определено формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. Приоритет отдан вопросам экономического сотрудничества, важное место отведено гуманитарному взаимодействию, вопросам обеспечения безопасности и борьбы с преступностью, а также проблематике дальнейшего совершенствования механизмов функционирования СНГ.

В ходе неформальных встреч глав государств СНГ 22 февраля 2008 года в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге были обозначены ключевые вопросы, требующие общих и слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество, в т.ч. энергосбережение, транспортное взаимодействие, продовольственная безопасность, работа над формированием зоны свободной торговли, развитие нанотехнологий, молодежная политика, миграция и гуманитарная сфера.

Государства-участники активно работают над выполнением Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года в Бишкеке были приняты Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ и Положение о председательстве в СНГ, призванные повысить эффективность работы Содружества.

На бишкекском саммите были определены основные направления сотрудничества в рамках СНГ на 2009 год: принято решение определить энергетику ключевой сферой взаимодействия государств-участников СНГ в 2009 году и объявить 2009 год в Содружестве – «Годом молодежи», а 2010 – «Годом науки и инноваций».

Устав СНГ

Основополагающим документом Содружества является Устав СНГ.

В первом разделе Устава записано, что целями Содружества являются:

— осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

— всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

— обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

— сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

— содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

— взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Далее в документе отмечается, что для достижения целей Содружества государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и Хельсинского заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:

— уважение суверенитета государств, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;

— нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных претензий;

— территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

— неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства;

— разрешение споров мирными средствами таким образом, что бы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

— верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

— невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;

— обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;

— добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав;

— учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;

— объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

— развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;

— духовное единение народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Таким образом, Устав СНГ в своей основе полностью соответствует базовым документам крупных межгосударственных объединений.

Согласно поправкам к Уставу от 18 сентября 2003 года, Председательство в органах Содружества осуществляется поочередно каждым государством - членом Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации в порядке русского алфавита названий государств - членов Содружества, на срок не более одного года, если иное не будет установлено соответствующим органом Содружества. Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями, если иное не будет установлено соответствующим органом Содружества".

В разделе "Членство" говорится, что членом Содружества может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. В качестве ассоциированного члена к Содружеству может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых Соглашением об ассоциированном членстве. По решению Совета глав государств на заседаниях органов Содружества могут присутствовать представители других государств в качестве наблюдателей.

Раздел "Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество" предусматривает согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства Вооруженных сил и поддерживают безопасность, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира. Каждое государство принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на своих внешних границах. На основе взаимного согласия государства координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств.

Высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешних границ является Совет глав государств. Координацию военно-экономической деятельности Содружества осуществляет Совет глав правительств. Взаимодействие государств в осуществлении международных соглашений и решении других вопросов в области безопасности и разоружения организуется путем совместных консультаций.

Специальный раздел Устава, как уже отмечалось, посвящен сотрудничеству в экономической, социальной и правовой областях. В нем отражены основные направления формирования общего экономического пространства и координации социальной политики.

Самостоятельный раздел Устава посвящен органам Содружества. Согласно Уставу, высшим органом Содружества является Совет глав государств, который обсуждает и решает все принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия — консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Советы глав государств и правительств создают рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств, наделенных соответствующими полномочиями.

Уставом также предусмотрено функционирование: Совета министров иностранных дел; Координационно-консультативного комитета (ККК); Совета министров обороны; Совета командующих пограничными войсками; Экономического суда; Комиссии по правам человека; Органов отраслевого сотрудничества; Межпарламентской ассамблеи.

Вместе с тем, Устав не требует от страны – участницы СНГ безусловного выполнения всех документов, принятых большинством, то есть, во многом его положения имели лишь рекомендательный характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...