Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды грамматических описаний и языковых отношений. Методы грамм. анализа. Парадигматические и синтагматические отношения в языке.




Часть 1.

Грамматика как наука. Морфология и синтаксис. Синхрония и диахрония в грамм-ке.

Происхождение слова «грамматика» восходит к греч. «gramma» - буква.

В современном языке грамматика – это:

Строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, а также синтаксических категорий и конструкций и способов словопроизводства. Язык состоит из лексики и грамматики. Грамматика – вся не собственно звуковая и не лексическая огранизация языка, представленная в его грамматических категориях, единицах и грамм. формах. Г. – строевая основа языка, без которой язык не может существовать, без которой не могут быть созданы слова, словосочетания и тексты.

Раздел языкознания, который изучает такой строй, его категории и их отношения.

3) Узкое значение: обозначается функция к.-л. Отдельной грамматической категории (г. Категории рода, г. Глагола….)

Г. – это, по выражению академика Виноградова, абстракция от абстракций. Г. - всегда обобщение, при чем обобщения могут быть различны. Г. – система абстрактных категорий, без которых язык не может функционировать и существовать.

Г. делится на морфологию и синтаксис. Эти 2 области соответствуют двум единицам языка: слову и предложению.

Морфология изучает все, что связано со словом: грам. морфемы, выражаемые ими грамм. значения, изменения слов, закономерности функционирования слова в предложении. Слово – одна из основных единиц языка, в которой соединяется грамматическое и лексическое. Грам.: значение слова как части речи, его словоизменительные и словообразовательные (у производных слов) значения и частные грамматические значения (значение времени, вида, залога и т.д.). Особенностью слова является то, что оно относится и к лексическому и к грамматическому уровню языка, обнаруживая свойства и одного и другого уровня. Оно связано с системой языка разными отношениями, например, 1) лексико-парадигматическими, т.е. каждое слово входит в определенный лексико-семантический класс (напр., название мебели). 2) собственно грамматические отношения, т.е. отношения, характеризующие слово в рамках определенной грамматической категории и грамм. парадигмы. 3) синтагматические отношения, т.е. характерные для слова законы функционирования в предложении.

Вторая основная единица языка – предложение. Оно противопоставлено одновременно двум единицам, с одной стороны, слову, с другой, высказыванию.

Предл.представляет собой единицу иного уровня, чем слово, - уровня синтаксиса, который изучает вопросы, связанные с организацией предложения, с функциями слов в предл-и, законами его построения, с закономерностями включения предл. в более сложную единицу – текст. В лингвистике существует два противоположных понимания объема морфологии и синтаксиса.

Морфология понимается широко, в нее включается словообразование. Такой подход мы видим у некоторых отечественных грамматистов, т.к. тип русского языка – флективный. Особенность нем. грамматик, которые широко признают морфологию, в том, что они включают туда фонетику (Дуден).

Синтаксис понимается широко. Пример – классическая немецкая грамматика и большинство совр.нем.грамматик (Hans Glinz)

При таком подходе к синтаксису в него включается все. Морфология растворяется в синтаксисе. Артикль умещается на 2 страницах, о его функциях ничего не говорится.

Наиболее целесообразным считается такой подход, когда морфология и синтаксис противопоставлены друг другу как разделы с двумя единицами, но при этом оговариваются точки пересечения этих двух разделов, обозначаются проблемы, имеющие чисто морфологическую и чисто синтаксическую природу.

В 50-60е гг. 20 в. в отечественной лингвистике появились работы профессора Филичевой, которая выделила новую единицу в грамматических исследованиях – словосочетание. Сегодня оно входит в синтаксис, хотя на самом деле оно занимает промежуточное положение.

В грамматике существуют два плана исследования любого явления – диахронический и синхронический подход.

Проблема языка и речи. Актуализация языкового знака в речи.

Как известно, различаются 2 феномена язык и речь. Язык определяется как класс знаковых систем и его главная отличительная черта то, что он существует для целого класса индивидов - для народа. Мы не можем видеть язык реально, это виртуальная система, она обладает единством и целостностью, полифункционален. Как правило, называют 3 главных функции: 1) эпистемическая, это форма хранения знаний о действительности, основная форма приобретения знаний. Форма отражения действительности. 2) когнитивная функция, т.е позновательная форма познания. 3) Коммуникативная потому что язык - основная форма общения. Внутри каждой функции выделяются подфункции. Речь, как правило, характеризуется в науке в ее противопоставлении языку. В истории языкознания были разные периоды отношения к языку и речи. Был период неразличения языка и речи. Был период, когда язык и речь различались, утверждалось, что речь первична. Речь в отличие от языка уже дана в непосредственном наблюдении, это высказывание, которое можно фиксировать, для нее можно фиксировать правила, обнаруживать сочетаемость элементов. Речь и язык - единый феномен. Речь - воплощение языка, только через речь язык может выполнять функции. Лингвист Скаличка сказал «Речь - это приложение старого языка к новой действительности» 2 столбика речь и язык. Язык: абстрактен, воспроизводим, потенциален, конечен, пассивен, статичен, стабилен, имеет уровневую систему. Речь: конкретна, неповторима, актуальна, бесконечна, активна, динамична, подвижна, линейна. Лингвистика изучает языковые факты на уровне речи, в реализации этой системы. Т.к. любая система состоит из элементов, это означает определить набор элементов для чего нужно отграничить их от смежных явлений. Выявить внутренние отношения и связи между этими элементами выявить иерархию пути. В речи различается 2 самостоятельных феномена: общая речь (узус) и индивидуальная речь. Теор. грамматика не изучает особенности индивид. Речи (особенности стиля писателя, это изучает стилистика) нас интересует общая речь, когда в одном языке мы для обозначения ситуации выбираем одну конструкцию, в другом - совершенно другую. Узус заключается в свободном, но значимом выборе, т.е когда для выражения значения употребляется одна из синонимичных фраз. В нем. язе есть 3 одинаковых фразы: ich hab Hunger. Ich bin hungrig, ich hungere. Использование языковых знаков и есть актуализация. В сознании говорящего существуют виртуальные языковые знаки, которые им актуализируются, применяются для обозначения ситуации. Актуализировать - отождествить с неким представлением говорящего.

 

Виды грамматических описаний и языковых отношений. Методы грамм. анализа. Парадигматические и синтагматические отношения в языке.

Существует 2 вида грамматических описаний: семасеологический подход, когда от семы к содержанию, и ономасеологический подход, от содержания к форме. У каждого из названных подходов есть положительные и отрицательные стороны. Полный охват языка предполагает использование обоих способов. Сначала мы идем от формы к содержанию, потом наоборот. В грамматике существует 2 типа описания грамматических явлений, которые связаны с выше названными подходами, менталистический (к онома..) и формальный (к сема..). Многие авторы считают, что многие правила имеют функциональный подход, когда объясняем явление той или иной грамматической формы, анализируем ее семантические функции, ассемантические функции потом. Традиционно языковые отношения рассматриваются в 2х отношениях: парадигматических, синтагматических. Соссюр рассматривал парадигматические отношения как частный случай ассоциативного, а синтагматические как линейные связи. Парадигматические часто отношением подобия соединяют элементы, которые не могут соединиться, но могут заменяться. (Er spricht, er arbeitet, spricht arbeitet) синтагматические отношения. Синтагматические отношения - отношения смежности. Образуют единицу высшего порядка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...