Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глубокое знание темы и фактического материала экскурсии




Глубокое знание темы и фактического материала экскурсии

Это подразумевает свободное владение материалом, причем знания должны превышать тот объем информации, который нужен для непосредственного проведения экскурсии. Дополнительные знания придают уверенность, позволяют вводить новый материал, отвечать на вопросы и т. д. Пополнять багаж знаний нужно постоянно.

Также желательно, чтобы экскурсовод был специалистом по той или иной по теме. Это возможно, если экскурсионная тематика связана с научно-исследовательской, экспозиционной, фондовой работой сотрудника.

Владение экскурсионной методикой

В этом отношении многие музейные сотрудники имеют определенную первоначальную базу, заложенную в вузе изучением педагогики, психологии, методики преподавания профильных дисциплин, источниковедения. Экскурсоводу нужно задействовать ранее приобретенные знания в сочетании с целенаправленным изучением экскурсионной методики, а также разработок современной музейной педагогики.

Методическая грамотность экскурсовода включает освоение методики в теоретической части (по всем вышеупомянутым разделам) и умение применять ее на практике. При этом нужна тщательная отработка методических приемов показа и рассказа, особенно на первых этапах экскурсионной работы.  Без этого у экскурсовода не может быть ни настоящего профессионализма, ни талантливой импровизации во время экскурсии.

Рост мастерства во многом достигается благодаря до- и послеэкскурсионной работе экскурсовода. Первая предполагает подготовку к очередной экскурсии, вторая – умение проанализировать прошедшую экскурсию, ее сильные и слабые моменты, особенности восприятия экскурсантов.

Работа по совершенствованию экскурсионной методики осуществляется как индивидуально самим экскурсоводом, так и организованно в рамках научно-методической работы музея.

Коммуникабельность, умение управлять вниманием экскурсантов [2]

Здесь, кроме уже рассмотренных аспектов, необходимо упомянуть и общую культуру общения с музейными посетителями. На концентрацию внимания экскурсантов влияет не только методика выстраивания взаимодействия с группой, но и внешний вид экскурсовода, психологический настрой, вежливость, артистизм и пр.

Культура речи

В это понятие входят различные компоненты, в том числе популярность и доступность изложения материала по отношению к тем, кому адресована экскурсия.

При соблюдении содержательности и необходимого уровня научности нужно избегать книжных усложненных фраз; незнакомые слова и термины должны сопровождаться точно сформулированными объяснениями.

Культура речи экскурсовода – это и обязательное владение литературным языком, знание норм словоупотребления, грамматики, произношения, синтаксиса и стилистики. Грамотность и правильность речи обогащаются разнообразием словарного запаса, выразительными языковыми средствами – использованием эпитетов, сравнений, синонимов, метафор, фразеологизмов и т. д. Нормативность речи включает в себя и такие качества, как точность, ясность, чистота.

Профессиональный экскурсовод обладает качествами оратора, особой энергетикой убежденности и убедительности; умело использует приемы, оживляющие ритм речи – риторические вопросы, «драматические» (эмоциональные) паузы, диалоги др.

В технике речи важны четкая дикция, динамичный темп (без излишней быстроты), звучный голос, выразительное и правильное интонирование. Экскурсоводу нужно работать над фразовыми и логическими ударениями, служащими средствами выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Личность экскурсовода

В основе личного «кодекса» экскурсовода должна быть неизменная доброжелательность и внимательность к экскурсантам, безупречная корректность. Помимо знаний по теме он должен обладать широкой эрудицией и творческими качествами, хорошо развитым воображением.

Личность экскурсовода характеризуют темпераментность, артистизм, экспрессивность. В то же время не нужно переигрывать, впадать в ложный пафос и экзальтацию. Настоящая, глубокая эмоциональность рождается изнутри, на основе личностного восприятия и переживания экскурсионного материала.

Слагаемыми профессионального мастерства являются природные способности, уровень образования и культуры, серьезная методическая работа. Главным же элементом следует назвать любовь к музею и музейным предметам, живое чувство музейной среды и умение передать это чувство другим людям.

5. 5. Методика работы с экскурсантами

Коммуникативность – один из существенных признаков экскурсии. Успех экскурсии во многом зависит от того, насколько экскурсовод способен к общению, установлению взаимопонимания со зрителями.

Опыт прослушиваний экскурсий в Национальном музее РТ и его филиалах дает возможность выделить основные ошибки научных сотрудников при проведении экскурсий. Это лекционный характер экскурсии, отсутствие методики показа, преобладание формальных переходов, часто – полное отсутствие логических переходов, в отдельных случаях – недостаточная эмоциональная выразительность.

Экскурсионное общение чаще всего носит коллективный характер, так как наиболее распространена групповая организация экскурсий. Эта коллективность имеет как положительную, так и отрицательную стороны.

«Свойственная экскурсии коллективность, единство цели, возможность обмена мнениями и, что не менее существенно, общность переживаний, обогащают участника экскурсии, создают насыщенный эмоциональный настрой, способствуют восприятию и усвоению увиденного и услышанного.

Коллективность отнюдь не стирает особенностей восприятия отдельных экскурсантов, которые зависят от предварительной подготовки, накопленных знаний и интересов каждого. Экскурсионный метод использует преимущества коллективного осмотра, не игнорируя при этом индивидуальных запросов членов группы». [3]

Задачей экскурсовода в этом плане является создание атмосферы общности переживаний, впечатлений и интересов.

Однако нередко экскурсионные группы бывают настолько разнородны по составу, что учесть все индивидуальные особенности не представляется возможным. Поэтому в коллективных экскурсиях всегда присутствует «усредненный» подход к аудитории. В настоящее время, при общем возрастании индивидуализма, это отрицательно воспринимается многими посетителями, порождает тенденцию к снижению популярности экскурсий. Растет желание самостоятельного осмотра экспозиций, особенно у молодежи и у людей с высоким уровнем образования и музейной культуры.

Кроме того, значительную часть музейной аудитории составляют одиночные посетители и малочисленные группы. Поэтому сегодня музею очень важно уделять необходимое внимание индивидуальным, камерным экскурсиям, признавая их самостоятельную значимость наряду с коллективными экскурсиями. Методика этих экскурсий имеет свои особенности, основанные на осуществлении индивидуального подхода и диалогового общения.

Экскурсионные группы принято различать по нескольким основным признакам: возрасту; социальной, профессиональной, национальной принадлежности; образовательному «цензу»; месту жительства и пр. Каждая из групп требует особого подхода. В связи с этим в экскурсионной методике утвердилось понятие «дифференцированный подход», т. е. методически экскурсия разрабатывается на основе изучения характерных черт данной категории экскурсантов, их интересов и психологических особенностей.

Как показывает практика, первостепенное значение в характеристике экскурсионной группы имеет возрастной признак, влияющий на процессы восприятия и общения.

Основной возрастной категорией музейных экскурсантов, как известно, являются школьники, отсюда и особый интерес к соответствующей экскурсионной методике. Очевидно, что детская экскурсия должна иметь особую концепцию, которая включала бы образовательный и воспитательный компоненты. В таких экскурсиях меньше объектов показа, то же относится и к объему информации в принципе, но само восприятие (зрительное, познавательное, эмоциональное) предполагает целенаправленную «напряженную» деятельность и динамику. Активность, активизация, диалог, игра и т. п. – ключевые понятия, относящиеся к методике экскурсий для детей. Необходимо также учитывать особенности восприятия и поведения детей различных возрастных групп, начиная от дошкольного возраста.

Определенное влияние на подачу содержания экскурсии оказывает признак места жительства экскурсантов (местные жители или гости региона). Как правило, приезжие экскурсанты посещают в музее только обзорные экскурсии по экспозициям. Для местных жителей подобная экскурсия может быть в дальнейшем обогащена посещением специализированных (тематических) экскурсий, с еще большей степенью конкретизации. Таким образом, в работе с местными жителями стоит задача движения от первоначального, ознакомительного осмотра к углубленному изучению экспозиции.

Наиболее сложна экскурсионная методика для смешанных групп, состоящих из детей и взрослых (родителей или других сопровождающих). Данная категория сегодня является перспективной, т. к. многие музеи в культурно-образовательной работе активно развивают семейную ориентацию, организуя соответствующие мероприятия и специальные циклы, в которых экскурсиям отведена значительная роль.

В работе с такими группами внимание направляется главным образом на детей – они рассматриваются как ведущие действующие лица. Роль родителей может быть различна – от пассивного наблюдения до активного участия в выполнении заданий, в игровых моментах и других совместных действиях. Такой подход связан с воспитательными задачами подобных форм досуга в плане развития культуры семейных отношений.

Однако при любом составе группы и при любой применяемой методике экскурсовод должен передать экскурсантам ощущение музейной экспозиции и музея как особого мира, особого пространства, где через подлинные предметы происходит соприкосновение с течением исторического Времени, с предметным миром культуры.

На нынешнем этапе методика экскурсионной работы с аудиторией тесно связана с развитием музейной педагогики, ее идей, методов, форм и т. д. Так, ведущее значение приобретают аспекты, связанные с активизацией совместной работы экскурсовода и экскурсантов, деятельности самих экскурсантов. Все это направлено на усиление интенсивности зрительского восприятия, на творческое усвоение экскурсионной информации.

Активность восприятия экскурсантов во многом определяется характером общения, способом коммуникации, установленным экскурсоводом. Здесь имеют место две основные формы.

· Монолог экскурсовода.

Экскурсия носит повествовательный характер. Зрительный компонент (показ) довольно слабый, иллюстративный; в основном осуществляется сообщение определенного объема информации по теме экскурсии. Экскурсовод не вовлекает экскурсантов в свою работу, удовлетворяясь их пассивным вниманием. Такой тип поведения традиционен и очень распространен, особенно он характерен для экскурсий со взрослыми посетителями. Экскурсия в форме монолога отличается низкой эффективностью в вопросах решения широкого круга задач культурно-образовательной деятельности музея.

· Диалог.

Диалог должен быть продуман и организован на основе экскурсионной методики. Своеобразным «участником» диалога является и сам экскурсионный объект. На уровне содержания рассказ строится с использованием проблемного подхода, так, чтобы вызвать у экскурсантов желание размышлять, сопоставлять, делать выводы. Рассказ может включать различные трактовки одного и того же факта, события, явления, чтобы побудить экскурсантов к формированию собственной точки зрения.

Диалоговая форма проведения экскурсии требует от экскурсовода профессионального мастерства и значительной самоотдачи, большого эмоционального и интеллектуального напряжения.

В экскурсионной методике разрабатываются и применяются различные приемы, способы, формы, направленные на активизацию внимания и действий экскурсантов, т. е. на введение в экскурсию интерактивных элементов.

Прием вопросов и ответов (прием беседы). Подразумевает включение в экскурсию вопросов, помогающих раскрыть содержание по определенному вопросу, проследить ход мысли, сделать выводы и пр. В показе вопросы и ответы опираются на визуальные впечатления. Беседа не должна быть затянутой, так как иначе она может «сбить» темп экскурсии. Соответственно, формулировки вопросов и ответов предполагают лаконичность. Беседа может быть и развернутой, но в этом случае она более уместна в завершении экскурсии.

Прием новизны. Этот прием означает переключение внимания экскурсантов на новый объект (если заметно, что наступило утомление от предыдущего), желательно на обладающий какими-либо особыми качествами, которые способны вызвать интерес: зрелищностью, экзотичностью, древностью и т. п.

Также этот прием относится к фактическому материалу – в этом случае для активизации внимания в рассказ вводятся новые интересные сведения, обращение с неожиданным вопросом и т. д. К приему новизны близок прием отступления от темы.

Прием творческого задания (проблемной ситуации). Использование данного приема предполагает не только активизацию внимания экскурсантов, но и осуществление ими каких-либо конкретных действий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...