Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министрество культуры саратовской области




МИНИСТРЕСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

  Драматургия как компонент технологического процесса

в создании культурно-досуговых программ

 

Выполнил:

студент III курса специальности 51. 02. 01. Социально-культурная деятельность

(Организация культурно -

досуговой деятельности) 

Захарова Екатерина Максимовна

Руководитель: преподаватель ЦК «Социально-культурная деятельность»

Шкарбань Наталия Васильевна

__________________________

__________________________

 

Саратов 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение
Технологический процесс
Драматургия
Культурно-досуговая программа
Сценарий, как драматургическая форма
  Заключение
  Список использованной литературы
  Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Актуальность темы: Согласно концепции ценностно-ориентированного подхода к целостному активно-деятельному технологическому процессу в учреждениях культуры, драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. Особая значимость этого компонента состоит в том, что именно здесь начинается зарождение проекта культурно-досуговой программы. Его осознание появляется на уровне разума, который ставит цель. Побудительным мотивом здесь служит конфликт, то есть противоречие между заявленной потребностью, желанием и фактическим их неудовлетворительным состоянием. Осознание противоречия и формирует проблему, которая может совпадать с названием культурно-досуговой программы. [20]

    Практика свидетельствует, что в силу отсутствия необходимого опыта культурно-досуговой деятельности, ограниченности общей культуры, узости духовных интересов избираются далеко не самые конструктивные формы наполнения своего досуга. Зачастую в неформальных объединениях молодежи проявляются экстремизм, групповой эгоизм, элементы национализма, чуждые нашему образу жизни увлечения. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на сферу досуга.

    Технолгический процесс драматургии в культурно-досуговых программах изучается на протяжении многих лет авторами: И. Г. Шароев, Е. М. Клюско, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Э. В. Соколов, А. П. Довженко, А. Д. Попов, В. П. Беспалько, Н. Ф. Тарасенко, Б. Г. Ананьев, Э. С. Маркарян, А. Д. Силин, С. И. Юткевич, В. В. Стасов.

    Цели исследования:

·Изучить понятие «драматургия», что она подразумевает в себе как элемент

технологического процесса, рассмотреть её составные части, их взяимосвязь между собой. Рассмотреть и проанализировать сходства и различия драматургии кду, театра и кино.

·Изучить такие понятия как: технологическрий процесс — его характеристика, и технология, как система компонентов организации досуга. Понять для чего необходимы художественные средства в кдп, какие они бывают и как взаимодействуют в обстановке во время сценического действия.

·Изучить и охарактеризовать понятие — культурно-досуговая программа, как она влияет на жизнь общества.

    Задачи исследования:

·Изучить основные закономерности.

·Изучить специальную литературу.

·Рассмотреть основные понятия.

·Проанализировать сценарий.

    Объект исследования

    Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ.

    Предмет исследования

    Драматургия как технологический процесс создания культурно-досуговых программ.

    Таким образом современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического инструмента воздействия на человека, с учетом его психологии, в том числе и в условиях домашнего досуга, привело к необходимости определения границ деятельности учреждений культуры. Ведомственная разобщенность учреждений культуры (Министерство культуры РФ, ведомства, творческие союзы, профсоюзы), отсутствие координирующего центра, разобщенность в деятельности разных ведомств, хаотичность использования форм и методов

работы порождают много негативных проблем. Особенно остро встает вопрос о драматургии  культурно-досуговой деятельности.

    Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как важную часть технологии, надо заметить, что в последнее время принято резко разграничивать драматургию театра и другие специфики. Это неверно. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драматургического построения, пришла действенная теория и методология, раскрывающая процесс драматургизации пьесы как творческий режиссерский поиск. [11]

Глава 1

Технологический процесс

Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» идентично понятию «педагогическая технология», которая имеет длительную историю. В. П. Беспалько считает, что «процесс этот растянулся у нас примерно на четыре десятка лет, и от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении в помощью технических средств... наконец появилось представление о педагогической технологии как о систематическом и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. » Анализируя технологию культурно-досуговой деятельности, подчеркнем, что она имеет еще более сложный исторический путь развития, чем педагогическая технология. Проводя историческую параллель между педагогической технологией и технологией культурно-досуговой деятельности, следует подчеркнуть, что первая только в последние годы стала разрабатываться основательно. Рассматривая технологию культурно-досуговой деятельности как целостный процесс, связанный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм как взаимодействие с педагогической технологией, основываются на взаимопроникновении их другвдруга.

Их слияние не только обусловливается рациональным расходованием сил, средств, фондов, их наиболее полным использованием, но и обеспечивает концентрированность воздействия на аудиторию, наибольшую планомерность и целеустремленность. [13]

Н. Ф. Тарасенко считает, что «общественная деятельность по преобразованию ею предметного мира воплощается в технологии, приобретает технологическую форму бытия. [18] Технология — это та же человеческая

деятельность, но опредмеченная и трансформирований посредством вещества природы в форму спонтанного взаимодействия природных процессов. Поэтому, функционируя по законам природы, она подчинена закономерностям общественной жизнедеятельности. Технология — предметное единство природного и социального в сфере практики. Следовательно, рассмотрение технологических основ культурно-досуговой деятельности как технологического процесса, на наш взгляд, не только позволит специалистам изучить объективные закономерности ее функционирования, но и будет способствовать решению проблем ее совершенствования. »  [11]

Структура технологического процесса в учреждениях культуре выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели; субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Результатом этого процесса является программа, ее содержание взаимоотношения между субъектом-объектом — объектом-субъектом, их личностный характер.

Прав Б Г. Ананьев, утверждая, что " между программой деятельности и процессом ее осуществления, мысленным построением (проектированием) будущего продукта деятельности и изготовленным произведением ее существует строгая взаимосвязь, определяющая не только весь цикл трудовой деятельности, но и строй структуры человека как субъекта труда". Для технологии культурно-досуговой деятельности принципиальной является оптимальная возможность раскрыть содержание средствами, формами и методами организаторского и методического видов деятельности. Анализируя основные компоненты технологического процесса, следует подчеркнуть, что относиться к нему надо как к более широкому явлению, чем сумма организаторских и методических видов культурно-досуговой

деятельности.

Автор поддерживает мнение Э. С. Маркаряна, который считает, что культура охватывает не всю деятельность, «а лишь ее «технологическую основу», то есть совокупность средств и механизмов, благодаря которым мотивируется, координируется, реализуется и обеспечивается человеческая деятельность».

Технологический процесс КДД — это целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты, преобразуясь согласно своему характеру, содержанию и структуре. Как отмечает А. Левинсон" под технологией следует понимать набор приемов труда организатора досуга, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений: Используя этот термин, можно сравнить технологию КДД в учреждениях культуры с технологией на производстве. [22]

Технология КДД как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов:

- Организационная подсистема (управление, финансирование, штатное расписание). Должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т д. )

- Методическая — сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта.

- Режиссерская подсистема — режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ.

- Психологическая — мотивированная сфера структура личности посетителя учреждения досуга и участника домашнего досуга, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалистов.

Все эти подсистемы составляют систему технологии, которая служит

основанием функционирования учреждения культуры.

Сам технологический процесс включает следующие элементы:

- Объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы- коллективы людей и отдельные личности).

- Субъект деятельности — руководители, специалисты и другие работники КДУ, актив.

- Деятельность учреждения культуры (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами, Такими является: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые КДУ для осуществления стоящих перед ними задач.

Все элементы технологического процесса в КДУ находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди. Все чем располагает КДУ предназначено для обслуживания населения, для удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому специалистам КДУ надо знать эти потребности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижения желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию.

Черты технологического процесса:

- целостность;

- целесообразность;

- функциональное единство составляющих ее компонентов.

Основные компоненты технологического процесса следует определять по 2-м слагаемым: организаторская и методическая виды культурно-досуговой деятельности.

    Самым распространенными просчетами технологии культурно-досуговой деятельности является ее слабая организованность, с другой стороны — методическая ограниченность процесса. Нарушение в технологии культурно-досуговой деятельности баланса между организованной и методической деятельностью ведет к малорезультативности. Профессиональное мастерство достигается тогда, когда в технологическом процессе учреждений культуры организация и методика оптимально соотнесены друг с другом. Методическая деятельность как составная часть целостного процесса является продолжением организаторской деятельности и составляет основу творчества в условиях досуга. В методической деятельности определяется и разрабатывается тактика подготовки и проведения КДП. [13]

Основные этапы технологического процесса при подготовке и проведении культурно — досуговой программы:

1 этап — анализ обстановки и формулировка цели.

Цель программы — соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности. После определения цели начинается создание сценарной, режиссерской и организаторской групп, вовлечение все большего колличества участников для подготовки и проведения программы. Задача специалистов на этом этапе обеспечить программу материально, уметь соизмерить свои силы и возможности предстоящей работе, планировать свою деятельность. На основе собранной информации разрабатываются различные модели действия, воплощаемые в виде планов (годового, квартального, месячного). При этом необходим анализ проделанной работы за прошедший период.

2 этап — идет сбор материалов для достижения поставленных целей. Собранные материалы поступают в распоряжение сценарной группы. Эта

группа должна ответить на ряд, вопросов: каков контингент по социально - демографическому признаку общекультурное развитие, степень готовности принять участие в той или иной программе. Сценарная группа составляет программу действий, проигрывание исполнительных ролей.

    3 этап — проведение программы — представляет сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо соединить усилия всех, преодолеть нервное напряжение и решить поставленную задачу (долговременные и краткосрочные программы). При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью программы.

4 этап — анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность, своих коллег. Качество анализа данной программы во многом зависит от качества полготовки последующей программы, если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторения. Анализ программы завершается выводами, предложениями, рекомендациями по устранению недостатков. [8]

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...