Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Формы проявления государственно-монополистического капитализма внутри империалистических стран 




Сферы и формы проявления государственно-монополистического капитализма. Соединение силы монополий с силой государства и прямое вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства осуществляются: а) в сфере внутренней экономики империалистических стран и б) в сфере мировой капиталистической экономики.

В данном разделе будут рассмотрены основные проявления государственно-монополистического капитализма в первой из этих областей. К ним относятся: 1) присвоение империалистическим государством и перераспределение им в интересах монополий большой доли национального дохода; 2) государственная собственность и предпринимательская деятельность государства; 3) милитаризация капиталистической экономики; 4) государственное регулирование капиталистической экономики. Все эти явления существуют не изолированно, а в тесной взаимосвязи.

 

Присвоение и перераспределение государством большой доли национального дохода. В условиях государственно-монополистического капитализма значительная и возрастающая доля национального дохода сосредоточивается в руках государства. В то время как в начале XX века в развитых капиталистических странах (США, Англия, Германия, Франция) государство изымало в свой бюджет только 5—10% национального дохода. В первой половине 60-х годов эта доля достигла 30—35%.

Важнейшая причина присвоения империалистическими государствами возрастающей доли национального дохода — рост военных расходов.

Другая причина состоит в государственном вмешательстве в экономику, которое требует от государства крупных расходов. Например, при строительстве государственных предприятий расходы по их строительству покрываются из средств государственного бюджета, а при буржуазной национализации определенных предприятий или отраслей государство выплачивает компенсацию бывшим собственникам. Государственное регулирование экономики также требует расходования крупных средств на покупку государством товаров, кредитование и субсидирование предприятий и т. д.

Изымая в свой бюджет значительную часть национального дохода, буржуазное государство расходует бюджетные средства в интересах монополий. Через государственный бюджет осуществляется перераспределение национального дохода в пользу монополистической буржуазии. Это достигается главным образом посредством трех рычагов: 1) цен, 2) субсидий и 3) процентов.

Империалистические государства покупают ежегодно на огромные суммы вооружения, боеприпасы, снаряжение, продовольствие и т. д. В США закупки товаров и услуг федеральным правительством, штатами и местными властями составляли в 1950 году 39 млрд. долл., или 14% валового национального продукта, а в 1964 году — около 129 млрд. долл., или 21% валового национального продукта. В Англии государственные закупки товаров и услуг возросли с 0, 8 млрд. ф. ст. в 1938 году до 4, 9 млрд. ф. ст. в 1962, а их доля в валовом национальном продукте увеличилась с 14, 9 до 19, 5%. В основном товары покупаются государством у крупнейших капиталистических компаний и по монопольно высоким ценам. Таким путем монополии с прямой помощью государства присваивают монопольно высокие прибыли. В той мере, в какой налогоплательщиками являются рабочие и другие трудящиеся, механизм перераспределения национального дохода здесь таков: часть стоимости необходимого продукта изымается в государственный бюджет в виде налогов и переходит через государственные закупки к монополистам, что увеличивает их прибыли.

Второй способ передачи монополистам части изъятого государством национального дохода — государственное субсидирование монополий. Например, в США широко практикуется предоставление правительственных субсидий судостроительным, судоходным, авиационным и другим компаниям. Общая сумма субсидий, выплаченных федеральным правительством частному бизнесу, возросла с 741 млн. долл. в 1955 году до 1418 млн. долл. в 1965 году, то есть только за одно десятилетие увеличилась почти вдвое.

Третий способ перекачки в карманы монополистов части национального дохода через государственный бюджет — выплата процентов по государственным займам, поскольку главными держателями займов являются крупные банковские, страховые, промышленные и другие компании. Сумма процентов, выплаченных по государственному долгу в США, составила в 1955 году 6, 4 млрд. долл., в 1964 — 10, 8 млрд., а на 1966 год оценивается в 11, 6 млрд. долл.

 

Государственная собственность и предпринимательская деятельность государства.  В условиях государственно-монополистического капитализма буржуазное государство становится собственником многих предприятий и даже целых отраслей производства. По своей классовой сущности собственность империалистических государств есть государственно-монополистическая собственность, так как эти государства представляют собой исполнительный орган монополистической буржуазии соответствующих стран.

Государственно-монополистическая собственность образуется тремя способами: 1) путем строительства новых предприятий на средства государственного бюджета; 2) путем покупки государством части акций капиталистических компаний; 3) путем осуществления буржуазной национализации отдельных предприятий или целых отраслей.

Одним из главных побудительных мотивов к увеличению собственности империалистических государств являются военные соображения. Войны и подготовка к ним вызывают строительство государственных военных заводов. Во время второй мировой войны подавляющая часть всех капиталовложений в промышленность США (17, 5 млрд. из 26 млрд. долл. ) приходилась на государственные капиталовложения.

Другим побудительным мотивом к увеличению государственно-монополистической собственности является стремление государства спасти от банкротства капиталистические компании, которым угрожает крах. Этот фактор оказал большое влияние во время мирового экономического кризиса 1929—1933 годов. Например, в Германии государство приобрело значительную часть акций ряда банков для укрепления их позиций; в США правительство создало Реконструктивную финансовую корпорацию, которая предоставила миллиардные ссуды компаниям, испытывавшим финансовые затруднения. Причиной расширения государственно-монополистической собственности является также необходимость взять в руки государства такие отрасли, которые важны для всей монополистической буржуазии и нуждаются в крупных капиталовложениях, но которые либо не под силу частным компаниям и являются для них слишком рискованными, либо же недостаточно рентабельны. Пример первых — атомная промышленность, пример последних — каменноугольная и энергетическая промышленность. Государство принимает активное участие в развитии так называемой инфраструктуры — энергетики, транспорта, связи и т. п.

Особым фактором расширения государственной собственности является борьба рабочего класса за изъятие важнейших отраслей из рук частного капитала. Эта борьба сыграла большую роль после второй мировой войны в национализации отдельных отраслей в Англии и Франции, а также в национализации электроэнергетической промышленности, проведенной в 1962 году в Италии. Хотя буржуазная национализация некоторых отраслей хозяйства не изменяет принципиально экономического строя общества, она имеет прогрессивное значение, поскольку в государственном секторе капиталистического хозяйства достигается наиболее высокий уровень обобществления производства и поскольку огосударствление части средств производства способствует созданию предпосылок для перехода к социализму.

Буржуазная национализация в корне отличается от социалистической национализации прежде всего тем, что предприятия переходят в собственность буржуазного, а не пролетарского государства, то есть по существу национализированные предприятия становятся коллективной собственностью монополистической буржуазии. Характерная черта буржуазной национализации — щедрая компенсация, выплачиваемая государством бывшим собственникам, которые взамен акций получают на крупные суммы государственные облигации. Например, при национализации Банка Англии в 1946 году взамен каждой акции на 100 ф. ст., приносившей 12 ф. ст. годового дивиденда, было выдано на 400 ф. ст. трехпроцентных государственных облигаций, так что бывшим собственникам банка было гарантировано государством получение такого же дохода, который они получали раньше. На тех же началах были национализированы угольные шахты, электростанции и железные дороги. Общая сумма выкупа за национализированные предприятия составила в Англии 2, 5 млрд. ф. ст.

Буржуазная национализация характеризуется также тем, что фактическое руководство национализированными предприятиями остается в руках монополий. Во-первых, само буржуазное государство, являющееся собственником национализированных предприятий, есть орган монополистической буржуазии, ее «исполнительный комитет». Во-вторых, бывшие собственники и другие крупные капиталисты вводятся в состав государственных управлений национализированными предприятиями. Например, в Англии в правления национализированных предприятий входит более ста директоров промышленных, банковских и страховых компаний.

Степень распространения государственной собственности весьма неодинакова в различных капиталистических странах. Наименьшее значение она имеет в США, где нет ни одной полностью национализированной отрасли хозяйства. Федеральное правительство имело в 1964 году в своей собственности землю, строения, сооружения и прочее недвижимое имущество на общую сумму 57, 2 млрд. долл. Кроме того, государству в США принадлежат военные заводы, несколько крупных электростанций и отдельные финансово-кредитные учреждения (к ним относится Экспортно-Импортный банк). Если в 1900 году в США на долю государственных предприятий и учреждений приходилось 7% общей суммы капитала, то в 1950 году — уже 20%. По официальным данным, из всего валового национального продукта на долю государства приходилось в 1929 году 4, 3 млрд. долл., или 4%, а в 1964 году — 63, 3 млрд. долл., или 10%.

Большое значение государственно-монополистическая собственность имеет в западноевропейских странах. В Англии после второй мировой войны были национализированы Банк Англии, угольная, электрическая и газовая промышленность, железнодорожный и шоссейный транспорт. В результате национализации примерно 20% всей промышленности перешло в руки государства. Во Франции в 1945—1946 годах была проведена национализация угольной, газовой и электрической промышленности, железнодорожного и наибольшей части воздушного транспорта, нескольких автомобильных и большинства авиационных компаний, а также ряда страховых компаний, Французского банка и четырех коммерческих банков. После национализации свыше 1/3 национального имущества Франции оказалось в собственности государства, в том числе более 650 предприятий, производящих 10—12% валового национального продукта. В ФРГ национализации не было проведено, а государственная собственность образовалась главным образом путем покупки государством акций частных компаний. К 1962 году участие государства в акционерном капитале ФРГ достигло 4, 3 млрд. марок, или 14% всего акционерного капитала. В Италии государственная собственность также образовалась главным образом не путем национализации, а посредством покупки государством акций частных компаний, что широко практиковалось еще во время кризиса 1929—1933 годов. В 1961 году в Италии государству принадлежало около 30% всего акционерного капитала.

С государственной собственностью тесно связана государственная предпринимательская деятельность: государственные предприятия покупают сырье, топливо и оборудование, выплачивают заработную плату своим рабочим, реализуют свою продукцию и т. д. Государственные инвестиции ежегодно составляют значительную долю всех капиталовложений в странах развитого капитализма. Например, на новое строительство в США было израсходовано за счет государственных средств в 1950 году 6, 9 млрд. долл., а в 1964 году — 19, 9 млрд. долл., причем удельный вес государственных средств в стоимости нового строительства возрос за этот период с 20 до 30%.

Государственно-монополистическая собственность и государственное предпринимательство приносят крупные выгоды финансовой олигархии.

В ряде случаев государственные предприятия передаются в аренду частным компаниям. Например, это практиковалось в период второй мировой войны в США по отношению к заводам, построенным за государственный счет. В результате получилось своеобразное «разделение труда»: средства для строительства новых заводов мобилизовало государство за счет налогоплательщиков, прибыли же от ведения этих предприятий получали частные монополисты.

При строительстве государственных предприятий и их расширении правительство заключает контракты с поставщиками строительных материалов и оборудования и со строительными компаниями на выгодных для них условиях.

При национализации убыточных или малоприбыльных предприятий и отраслей бывшие собственники получают крупные компенсации и могут переместить свои капиталы в более прибыльные отрасли.

Выгоды от государственного предпринимательства для всей монополистической буржуазии заключаются в том, что государственные предприятия поставляют товары частным компаниям по низким ценам. Это снижает для монополистов издержки производства и увеличивает их прибыли. Характерно, что управляющее национализированной угольной промышленностью Франции государственное объединение «Шарбоннаж де Франс» установило значительно более низкие цены на уголь, поставляемый промышленности, чем на уголь, продаваемый населению; эти цены не покрывают даже себестоимости: например, в 1963 году уголь отпускался на шахтах промышленным компаниям по цене 69 франков за тонну при средней себестоимости его свыше 82 франков. Аналогичным образом обстоит дело и с электроэнергией: объединение государственных электростанций «Электриситэ де Франс» поставляет электроэнергию химическим и металлургическим трестам по тарифу менее 2 сантимов за 1 квт-ч, тогда как население оплачивает электроэнергию по 20 сантимов.

Продажа государственными предприятиями товаров по низким ценам частным монополиям обусловливает убыточность национализированной промышленности. Однако эта убыточность вовсе не означает, что на государственных предприятиях рабочие не создают прибавочной стоимости. Производство прибавочной стоимости происходит, но созданная на государственных предприятиях прибавочная стоимость не реализуется в виде прибыли самих этих предприятий, а через механизм низких цен на продукцию превращается в прибыль частных предприятий-покупателей.

Хотя государственная собственность приносит определенные выгоды частным монополиям, тем не менее монополистическая буржуазия не склонна расширять сферу государственного предпринимательства. Напротив, она стремится всемерно ограничить государственную собственность на средства производства, опасаясь того, что расширение ее явно обнаружило бы ненужность самой буржуазии для функционирования хозяйственного механизма.

Нередко буржуазное государство осуществляет реприватизацию предприятий, то есть обратный переход их из государственной в частную собственность. Так, в Англии после второй мировой войны черная металлургия была сначала национализирована лейбористским правительством, а потом реприватизирована консервативным правительством. В США построенные во время войны государственные заводы были после войны проданы частным компаниям. От реприватизации монополии извлекают большие выгоды, поскольку государственные предприятия продаются им нередко за бесценок (например, в США сталелитейный завод, обошедшийся государству свыше 200 млн. долл., был продан «Юнайтед Стейтс стил корпорейшн» менее чем за 50 млн. долл. ).

 

Милитаризация капиталистической экономики. В главе XVIII, §5, уже была дана характеристика милитаризации экономики как одного из проявлений загнивания современного капитализма. Но вместе с тем милитаризация экономики есть также одно из проявлений государственно-монополистического капитализма. Рассмотрим ее теперь именно под этим углом зрения.

Милитаризация экономики тесно связана с присвоением империалистическим государством возрастающей части национального дохода, поскольку расходы по милитаризации экономики покрываются из средств государственного бюджета. Непосредственные и громадные выгоды от милитаризации экономики получают монополии военной промышленности, на которые приходится подавляющая часть всех государственных военных заказов. Так, в США в период второй мировой войны (с июня 1941 по сентябрь 1944 г. ) правительственные военные заказы частной промышленности составили 175 млрд. долл., причем 67% военных заказов получили 100 крупнейших монополистических корпораций. В дальнейшем концентрация военных заказов в руках монополий еще более усилилась; так, в 1960/61 году 100 главных компаний получили свыше 76% общей суммы военных заказов, в том числе 5 компаний-гигантов — около 27%.

Милитаризация экономики усиливает сращивание монополий с государством, поскольку ряд отраслей начинает производить продукцию главным образом на государство. Например, в США судостроительная промышленность на 60%, авиационная — на 90, атомная же промышленность — почти на 100% занята выполнением правительственных военных заказов.

Какие виды продукции покупает империалистическое государство у монополий, осуществляя гонку вооружений, видно из следующих данных:

 

 

*Официальные оценки

Источник: «United States News and World Report», 1966, Febr. 14, p. 43.

 

Из военно-промышленных компаний США первые места по масштабам получаемых ими военных заказов и по сумме извлекаемых ими от этого прибылей занимают «Локхид эйркрафт корпорейшн», «Дженерал дайнэмикс корпорейшн», «Макдонэл эркрафт корпорейшн», «Дженерал электрик компани» и «Норт америкен авиэйшен инкорпорейтед». Перечисленные пять корпораций получили в 1965 году военные заказы на общую сумму 5, 3 млрд. долл.

Между различными монополиями развертывается борьба за государственные заказы. К кому попадает тот или иной заказ, — в большой мере зависит от связей капиталистической корпорации с правительственными кругами. Например, в 1966 году в США комиссии по делам вооруженных сил палаты представителей пришлось провести расследование, связанное с тем, что крупный заказ на изготовление истребителя-бомбардировщика получила компания «Дженерал дайнэмикс корпорейшн», хотя компания «Боинг эйрплейн компани» предложила военному ведомству поставлять такие самолеты за меньшую цену. Оказалось, что «Дженерал дайнэмикс корпорейшн» одержала победу, использовав свои связи с бывшим заместителем министра обороны Р. Гилпатриком.

 

Государственное регулирование и программирование.  Одно из главных проявлений непосредственного вмешательства буржуазного государства в процесс капиталистического воспроизводства — государственное регулирование экономики.

Главной целью этого регулирования является спасение капиталистического строя. Чтобы продлить существование капитализма, буржуазные государства пытаются стабилизировать экономику, преодолеть циклические колебания, повысить темпы капиталистического расширенного воспроизводства. Будучи направлено к упрочению капитализма, государственное регулирование экономики вместе с тем направлено и к обеспечению наивысших прибылей монополиям.

К методам регулирования экономики относятся прежде всего государственные капиталовложения и государственные закупки. В связи с их ростом значительная часть капиталистической продукции реализуется на так называемом государственном рынке, который отличается большей стабильностью, чем частный рынок, так как государство из года в год закупает товары на крупные и возрастающие суммы. Крупные государственные инвестиции и большой государственный спрос на определенные виды товаров (прежде всего на продукцию военной промышленности) стимулируют рост их производства. Однако государственный спрос не может обеспечить бесперебойной реализации совокупного общественного продукта. Во-первых, рост этого спроса обычно связан с милитаризацией экономики, которая усиливает диспропорциональность капиталистического производства. Во-вторых, чтобы увеличивать свои расходы и покупать все больше товаров, буржуазное государство увеличивает налоги, а это отрицательно сказывается на покупательной способности трудящихся.

Государственное регулирование экономики в значительной мере осуществляется методами денежно-кредитной политики.  Государство оказывает воздействие на процентные ставки, непосредственно регулирует деятельность центральных банков, а через них пытается регулировать денежное обращение и кредит в целом. Но и в этой области буржуазное государство не в силах преодолеть действие стихийных экономических законов капитализма. Динамика кредита зависит не от усмотрения буржуазного государства, а от движения капиталистического производства; норма процента и при наличии государственного регулирования определяется в основном соотношением между предложением ссудных капиталов и спросом на них. Рост государственных военных расходов оказывает инфляционное действие и вступает в противоречие с поддержанием устойчивого денежного обращения.

Одна из форм государственного регулирования экономики — регулирование цен и заработной платы. Характерно, однако, что буржуазное государство дает монополиям возможность повышать цены на товары.

Что касается политики заработной платы, то здесь особенно ярко проявляется классовая сущность буржуазного государственного регулирования: оно направлено на «замораживание» заработной платы, а это служит интересам монополистического капитала и враждебно интересам рабочего класса.

Государственное регулирование оказывает известное влияние на развитие капиталистической экономики. В частности, оно до некоторой степени смягчает циклические колебания капиталистического производства. Но это регулирование не способно ни преодолеть кризис капиталистической системы в целом, ни ликвидировать циклические колебания капиталистической экономики.

«Капиталистическая система в целом переживает общий кризис, углубляются ее внутренние противоречия. Пытаясь преодолеть эти противоречия, устоять в противоборстве с социализмом, заправилы буржуазного мира возлагали особые надежды на применение методов государственного регулирования экономики, на научно-технический прогресс, на увеличение военного производства. Однако это не привело и не может привести к излечению капитализма от его коренных пороков. Несмотря на то, что темпы экономического роста в главных капиталистических странах за послевоенные годы были выше, чем в период между двумя мировыми войнами, нельзя не видеть, что экономика капитализма продолжает оставаться неустойчивой. Периоды некоторого подъема сменяются спадами»[281].

В условиях современного капитализма государственное регулирование экономики стало выступать также в форме экономического программирования, то есть разработки государственными органами программ и планов экономического развития. Такое программирование осуществляется во Франции, Англии, Голландии, скандинавских странах. Буржуазное программирование не следует отождествлять с социалистическим планированием народного хозяйства. Так как буржуазные государства не сосредоточивают в своих руках решающие средства производства, то они не могут планомерно направлять развитие всего народного хозяйства. Составляемые буржуазными государствами планы не обязательны для частнокапиталистических компаний и носят преимущественно характер рекомендаций и прогнозов. Частные предприятия и монополистические объединения не получают от государства конкретных производственных программ и, ведя между собой конкурентную борьбу, не в состоянии планомерно координировать свою деятельность и обеспечить пропорциональность в народном хозяйстве. В рамках государственно-монополистического капитализма не может действовать закон планомерного развития народного хозяйства, но продолжают действовать присущие капитализму стихийные экономические законы. Характерно, что экономические показатели, фактически достигаемые в капиталистических странах, большей частью значительно расходятся с государственными планами.

Было бы, однако, неправильным отрицать вообще реальное значение буржуазного программирования. Составление государством экономических программ и планов сопровождается принятием имеющих практическое значение мер по стимулированию развития отдельных отраслей хозяйства и групп предприятий. Например, во Франции экономическое программирование сочетается с поощрением процессов концентрации и специализации производства, для чего государство выделяет специальные ассигнования и кредиты. Программирование способствует изменениям в структуре народного хозяйства, поскольку государство мобилизует средства для поощрения наиболее быстрого роста тех отраслей, развитию которых оно уделяет особое внимание в своих экономических программах (так, во Франции стимулируется развитие химической, электроэнергетической и нефтеперерабатывающей промышленности).

Экономическое программирование в странах империализма имеет буржуазную классовую сущность. Оно служит интересам монополистической буржуазии, а не народных масс. Это видно, например, из того, что «четвертый план экономического и социального развития Франции» (1962—1965 гг. ) выдвинул главной задачей «замедление роста личного потребления в пользу расширения инвестиций и экспорта». Это означает наступление на жизненный уровень трудящихся во имя форсированного накопления капитала монополиями.

Еще дальше идет «пятый план» (1965—1970 гг. ) во Франции, в котором намечено «при помощи государственной власти чрезвычайно усилить уже происходящий процесс концентрации». При рассмотрении этого плана в национальном собрании премьер-министр Помпиду заявил, что от населения «потребуются жертвы в области потребления». Предусматривая фактически «замораживание» заработной платы (план требует ограничения повышения заработной платы 2, 8% в год, несмотря на продолжающийся рост цен), «пятый план» делает ставку на увеличение безработицы. Вместе с тем в плане предусмотрено сокращение так называемых общественных капиталовложений — расходов на народное образование, здравоохранение и т. д. Этот пример наглядно показывает, что монополистическая буржуазия использует экономическое программирование в своекорыстных интересах и против трудящихся масс.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...