Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательного учреждения, семьи




И общественности по духовно-нравственному

Развитию и воспитанию обучающихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих­ся на ступени начального общего образования осуществляют­ся не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимо­действие образовательного учреждения и семьи имеет реша­ющее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традици­онные позиции сохраняют учреждения дополнительного об­разования, культуры и спорта. Таким образом, важным усло­вием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъ­ектов при ведущей роли педагогического коллектива образо­вательного учреждения.

При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступе­ни начального общего образования образовательное учрежде­ние может взаимодействовать, в том числе на системной ос­нове, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями граждан-ско-патриотической, культурной, экологической и иной на­правленности, детско-юношескими и молодёжными движени­ями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми со­действовать достижению национального педагогического иде­ала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

• участие представителей общественных организаций и
объединений, а также традиционных религиозных организа-


ций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рам­ках реализации направлений программы духовно-нравствен­ного развития и воспитания обучающихся на ступени началь­ного общего образования;

• реализация педагогической работы указанных организа­ций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственно­го развития и воспитания обучающихся на ступени начально­го общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом об­разовательного учреждения;

• проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образова­тельном учреждении.

Повышение педагогической культуры

Родителей (законных представителей)

Обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представи­телей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важней­ших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (закон­ных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержа­тельного педагогического взаимодействия семьи и образова­тельного учреждения, систематического повышения педагоги­ческой культуры родителей (законных представителей).

Права и обязанности родителей (законных представите­лей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного ко­декса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы образовательного учреждения по повыше­нию педагогической культуры родителей (законных предста­вителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:


• совместная педагогическая деятельность семьи и обра­зовательного учреждения, в том числе в определении основ­ных направлений, ценностей и приоритетов деятельности об­разовательного учреждения по духовно-нравственному разви­тию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и вос­питания обучающихся, оценке эффективности этих прог­рамм;

• сочетание педагогического просвещения с педагогичес­ким самообразованием родителей (законных представителей);

• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

• поддержка и индивидуальное сопровождение становле­ния и развития педагогической культуры каждого из родите­лей (законных представителей);

• содействие родителям (законным представителям) в ре­шении индивидуальных проблем воспитания детей;

• опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями (законными представите­лями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифи­цированного, ответственного, свободного участия в воспита­тельных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения педагогической культу­ры родителей (законных представителей) должно отражать со­держание основных направлений духовно-нравственного раз­вития и воспитания обучающихся на ступени начального об­щего образования.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повы­шения педагогической культуры родителей необходимо согла­совывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителя­ми), как правило, должна предшествовать работе с обучаю­щимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различ­ные формы работы, в том числе: родительское собрание, ро­дительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекто­рий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тре­нинг для родителей и др.


Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего

Образования

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-цен­ностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосозна­ния) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственно­го развития и воспитания обучающихся на ступени начально­го общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

• воспитательных результатов — тех духовно-нравствен­ных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

• эффекта — последствия результата, того, к чему приве­ло достижение результата (развитие обучающегося как личнос­ти, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — разви­тие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря вос­питательной деятельности педагога, других субъектов духов­но-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, бли­жайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уров­ням.

Первый уровень результатов — приобретение обучаю­щимися социальных знаний (об общественных нормах, уст­ройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понима­ния социальной реальности и повседневной жизни. Для до­стижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основ­ном и дополнительном образовании) как значимыми для не­го носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающими­ся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной


реальности в целом. Для достижения данного уровня резуль­татов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практи­ческое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня ре­зультатов особое значение имеет взаимодействие обучающе­гося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общест­венной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому су­щественно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне воспитание осуществляется в контекс­те жизнедеятельности школьников и ценности могут усваи­ваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной соци­ально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реаль­но действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обу­чающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нрав­ственного развития и воспитания обучающихся — формиро­вание основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосозна­ния, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного раз­вития и воспитания обучающихся на ступени начального об-


щего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные ре­зультаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уваже­ния к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, свое­му краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• элементарные представления об институтах гражданско­го общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страни­цах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданско­го и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей граждан­ского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации граждан­ской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях чело­века, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и прави­лах нравственного поведения, в том числе об этических нор­мах взаимоотношений в семье, между поколениями, этноса­ми, носителями разных убеждений, представителями различ­ных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со свер­стниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соот­ветствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анали­зировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным пред­ставителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреж­дения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку
труда, трудовым достижениям России и человечества, трудо­
любие;


• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого со­трудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, твор­чества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах обще­ственно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в раз­личных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной дея­тельности.

Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этичес­кого отношения к природе в культуре народов России, нор­мах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной дея­тельности в школе, на пришкольном участке, по месту жи­тельства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

• элементарные представления об эстетических и художе­ственных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения на­родного творчества, этнокультурных традиций, фольклора на­родов России;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, на­блюдений эстетических объектов в природе и социуме, эсте­тического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных ви­дах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.


Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего об­разования:

• имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;

• являются ориентировочной основой для проведения не-персонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредита-ционных экспертиз (при проведении государственной аккре­дитации образовательных учреждений) и в форме мониторин­говых исследований.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...