Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, система таможенных органов РФ




 

Таможенные органы РФ занимают одно из важнейших мест и системе правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономической безопасности государства.

12.03.2004 образована Федеральная таможенная служба (ФТС России) из преобразованного Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России). ФТС России находилась в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности ФТС России, преобразованной из ГТК России, переданы в ведение Минэкономразвития России.

12.05.2006 из ведения Минэкономразвития России переданы в ФТС России: - функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Современные таможенные органы РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1147 «О системе центральных органов исполнительной власти». Этим же Указом был учрежден Государственный таможенный комитет РФ (именно так ранее именовалась ФТС России) как орган межотраслевого регулирования.

Указом от 11 мая 2006 года № 473 Президента РФ «Вопросы Федеральной Таможенной Службы» (в ред. Указа Президента РФ от 24.09.2007 № 1274) образована самостоятельная ФТС России и постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 утверждено новое Положение о Федеральной Таможенной Службе (ранее действовало постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе»).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела в Российской Федерации является Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Таможенные органы РФ являются частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации. В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет Российской Федерации и обеспечивают экономическую безопасность при осуществлении внешней торговли товарами. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Общее руководство ФТС России осуществляет Правительство РФ.

Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза, Законом о таможенном регулировании и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, законодательством РФ о Государственной границе, о налогах и сборах, валютным законодательством, УК РФ, КоАП РФ, а также Указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами ФТС России и др.

Последние двадцать лет на территории Российской Федерации были приняты и действовали два таможенных кодекса от 18 июня 1993 г. № 5221-1 и от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (нормы последнего утратили силу с 29 декабря 2010 г.).

С 6 июля 2010 г. на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), принятый на Межгосударственном Совете ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г., утвердивший своим решением Договор о ТК ТС.

Указанный Договор был ратифицирован в Российской Федерации Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ.

Новый ТК ТС создает необходимые условия для формирования соответствующей общемировым стандартам нормативно-правовой базы таможенного дела в рамках сформированного Таможенного союза названных выше государств.

Кроме того, ТК ТС осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Данное правовое регулирование в рамках осуществляется таможенными органами названных стран Таможенного союза.

Сами по себе таможенные органы членов Таможенного союза представляют собой органы, которые обеспечивают на таможенной территории Таможенного союза решение следующих основных задач:

— содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

— обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

— совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

— взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдении мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдении прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота черед таможенную границу;

— обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

— выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза;

— обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

— ведение таможенной статистики (ст. 6 ТК ТС).

Таможенные органы Таможенного союза могут осуществлять правоохранительную деятельность, суть которой заключается в производстве дознания[6] по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, а также могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством государств, входящих в Таможенный союз, преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения вопросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Во всех этих случаях таможенные органы выступают в качестве органа дознания (ч. 1 ст. 7 ТК ТС). Таможенные органы Таможенного союза осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности (ч. 3 ст. 7 ТК ТС).

Таможенное регулирование на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом о таможенном регулировании. Все правоотношения, связанные с таможенным регулированием на территории Российской Федерации, осуществляют таможенные органы РФ.

Административная реформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 № 849 (ред. от 25.07.2014) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (13 мая 2000 г.). 9 марта 2004 года Президент России подписал указ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который менее чем через три месяца был скорректирован Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с этими указами построение новой структуры системы федеральных органов исполнительной власти базируется на типизации функций государственного управления и разделении этих функций между различными типами федеральных органов исполнительной власти.

Реформа повлекла за собой изменения и в системе таможенных органов. Вызвано это прежде всего учреждением института полномочных представителей Президента Российской Федерации и созданием в стране семи федеральных округов. В связи с этим 13 региональных таможенных управлений были реорганизованы в 7 управлений, действующих на территориях федеральных округов. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507).

В 2014 году решены вопросы, связанные с формированием территориальных органов в Крыму после вхождения полуострова в состав Российской Федерации и обеспечена целостность таможенной территории в рамках Таможенного союза. Приказом ФТС России от 31 марта 2014 года были созданы Крымская и Севастопольская таможни. В кратчайшие сроки в составе Крымской таможни были организованы 8 таможенных постов, в структуре Севастопольской таможни – 2 таможенных поста.

Таможенные органы РФ составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — ФТС России;

— региональные таможенные управления (РТУ);

— таможни;

—таможенные посты (ст. 10 Закона о таможенном регулировании).

Любые правоотношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются ФТС России, которая также вправе создавать специализированные таможенные органы и свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для вы­полнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Все таможенные органы Российской Федерации в своей деятельности основываются на следующих принципах:

— законности;

— равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

— единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

— профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

— ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

— единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенные операций;

— недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерные и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

— совершенствования таможенного контроля, применение современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации (ст. 11 Закона о таможенном регулировании).

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции (обязанности):

— проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

— содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;

— ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

— взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

— обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

— обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

— обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

— выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ;

— содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

— осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

— содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

— обеспечивают в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

— разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

— обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

— осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

— проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

Федеральными законами на таможенные органы Российской Федерации могут быть возложены иные функции (обязанности) (ст. 12 Закона о таможенном регулировании).

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами:

1) принимают меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством РФ о таможенном деле, а также иного законодательства РФ, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;

2) требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства РФ, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;

3) проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;

5) осуществляют в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;

6) осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством РФ;

7) привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

8) используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ;

9) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в ОВД РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), в соответствии с законодательством РФ;

10) производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;

11) получают от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с Законом о таможенном регулировании;

12) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:

а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;

б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

в) о признании имущества бесхозяйным;

г) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством РФ о таможенном деле и иным законодательством РФ;

13) разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством РФ;

14) реализуют иные права, предусмотренные Законом о таможенным регулировании и иными федеральными законами.

Статьями 20 и 21 Закона о таможенном регулировании предусмотрены права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов, в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем.

Центральным органом, осуществляющим непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — ФТС России.

Основными полномочиями ФТС России являются:

— внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведении Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

— принятие на основании и во исполнение Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законом актов Президента РФ и Правительства РФ нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдении запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

— осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

— производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознании,

— осуществление валютного контроля операций, связанных перемещением товаров и транспортных средств через границу;

— ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в системе таможенного дела;

— обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль над исполнением которого возложен на таможенные органы;

— осуществление функций главного распорядителя и получателя и средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы;

— обеспечение участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам (п. 5 Положения о ФТС России).

В соответствии с задачами, возложенными на ФТС России, данная Служба выполняет и другие функции, связанные с совершенствованием экономических и организационных механизмов таможенной политики, повышением эффективности таможенного контроля; организацией борьбы с контрабандой и иными преступлениями и правонарушениями, посягающими на деятельность таможенных органов; принятием мер по защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела; с участием в деятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств; созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки кадров и др.

Для осуществления своих функций ФТС России вправе:

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы;

- определять регион деятельности таможенных органов;

- утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;

- взаимодействовать с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами, как в России, так и за границей; запрашивать и получать у них документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него функций;

- образовывать координационные и экспертные советы, привлекать на договорной основе ученых и специалистов, включая зарубежных, для решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность (п. 6 Положения о ФТС России).

Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ. Данную Службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель ФТС России самостоятельно распределяет обязанности между заместителями, назначает должностных лиц центрального аппарата, утверждает штатное расписание в пределах выделенных ассигнований, выполняет другие полномочия в соответствии с функциями ФТС России.

Руководитель ФТС России имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством РФ.

Заместители руководителя ФТС России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.

Заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю ФТС России, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

Руководитель ФТС России:

— распределяет обязанности между своими заместителями;

— вносит в Правительство РФ;

— проект положения о Службе;

— предложения о предельной численности и фонде оплат труда должностных лиц и работников федерального аппарата Службы и таможенных органов;

— предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителя руководителя Службы;

— проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

— вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования деятельности Службы;

— назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата Службы, начальников региональных таможенных управлений и таможен, а также иных должностных работников таможенных органов РФ, включая должностных лиц и работников представительств Службы за рубежом;

— решает в соответствии с законодательством России о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе;

— утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленной Правительством РФ численности должностных лиц и работников, смету доходов и расходов на содержание Службы в пределах, утвержденных в соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

— утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц работников региональных таможенных управлений, таможенных организаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством РФ;

— утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;

— определяет порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-розыскной деятельности;

— организует в таможенных органах в установленном порядке оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия;

— утверждает положения о нагрудных знаках и медалях службы и положение о Почетной грамоте ФТС России;

— награждает в порядке, предусмотренном законодательством РФ, именным оружием, а также применяет другие предусмотренные нормативными правовыми актами виды поощрений;

— определяет правомочия таможенных органов и их должностных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;

— издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

— представляет в Правительство РФ в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Службы (п. 9 Положения о ФТС России).

Финансирование расходов на содержание ФТС России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, а также средств иных источников, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак, эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.

Место нахождения Федеральной таможенной службы — г. Москва.

Структура ФТС России с учетом основных направлений деятельности центрального аппарата включает в себя:

— главные управления — организационно-инспекторское, финансово-экономическое, организации таможенного контроля федеральных таможенных доходов, товарной номенклатуры и торговых организаций, по борьбе с контрабандой, таможенных расследований и дознания, тылового обеспечения, информационных технологий;

— управления — кадров, организации силового обеспечения собственной безопасности, валютного контроля, таможенных расследований и дознания, контрольно-ревизионное, правовое и др.

Структура таможенных органов РФ утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 октября 2004 г. № 270. Они включает: региональные таможенные управления, таможни, специализированные таможни и таможенные посты. Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены ФТС России и осуществляют свою деятельность на части территории России, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением.

В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории их деятельности таможни и таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Региональное таможенное управление — орган управленческий и сам непосредственно таможенными процедурами не занимается. Он осуществляет реализацию таможенной практики и контроль на региональном уровне; разрабатывает меры, направленные на сохранение единства таможенной территории; применение в регионе ограничений и запретов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; кадровое, социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчинённых ему таможенных органов, взаимодействует с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и осуществляет другие функции, аналогичные функциям ФТС России, с учетом объема предоставленных ему полномочий. Штатную численность региональных таможенных управлений утверждает руководитель ФТС России в пределах выделенных ассигнований. Начальников региональных таможенных управлений назначает руководитель ФТС России, которому поручено утверждать положения о соответствующих подразделениях.

Региональные территориальные управления являются право охранительными органами и обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение уголовного, уголовно-процессуального, административного и таможенного законодательства.

Помимо региональных таможенных управлений в системе таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС России. К ним относятся управления оперативно-поисковое, радиоэлектронной безопасности, специальных операций и центральное экспортно-криминалистическое.

Таможни являются нижестоящим звеном по отношению к региональным таможенным управлениям. Территория их деятельности определяется ФТС России и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Таможни возглавляются начальником, назначаемым на должность руководителем регионального таможенного управления. Обычно в региональное таможенное управление входит несколько таможен. Таможня — юридическое лицо и осуществляет весь объем операций в соответствии установленными полномочиями, включая в себя таможенное оформление и контроль, борьбу с нарушениями таможенных правил и т.д.

В зависимости от расположения таможни подразделяют на внутренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные.

Некоторые таможни являются специализированными и подчинены непосредственно ФТС России: Внуковская, Домодедовская центральная базовая, Центральная энергетическая и Шереметьевская.

Таможенный пост — низовое звено системы таможенных органов. Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, а также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС России. Таможенный пост является правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица. Таможенный пост уполномочен осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории, и в тех случаях, когда получил статус юридического лица, является структурным элементом таможни. Распределение полномочий и особенности деятельности таможенных органов разного уровня определяются положениями, утвержденными руководителем ФТС России.

Характер деятельности таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Законом о службе в таможенных органах РФ. В соответствии с указанным Законом служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации полномочий таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов (ст. 1).

Закон регламентирует условия поступления на службу, устанавливает ограничения в приеме отдельных лиц, определяет права, обязанности и ответственность сотрудников таможенной органов, порядок присвоения им специальных званий, материальные и социальные гарантии, их бытовое и медицинское обслуживание и др. Правительство РФ, руководитель ФТС России осуществляют контроль над прохождением и соблюдением условий службы в таможенных органах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...