Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление и оценка влияния последующих событий на финансовую отчетность проверяемого субъекта (МСА 560)




 

Последующие события это события, происходящие с момента окончания отчетного периода до и после даты подписания аудитор­ского заключения.

МСФО 10 «Условные события и события, происшедшие после отчетной даты» рассматривает отражение в финансовой отчетности благоприятных и неблагоприятных событий, происходящих после окончания периода. МСФО 10 определяет два типа событий:

- предоставляющие дополнительные доказательства относитель­но условий, существующих на конец периода;

- указывающие на условия, возникшие после окончания пе­риода.

Например, к первому типу относится такое событие, как получе­ние подтверждения от дебитора относительно суммы, имеющейся на конец периода задолженности, ко второму — поступление после даты составления отчетности просроченной дебиторской задолженности, списанной на убытки в течение отчетного периода.

МСА 560 «Последующие события» требует от аудитора получения доказательств того, что все последующие события, которые требуют внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней информации, были выявлены. Процедуры, которые для этого не­обходимы, выполняются как можно ближе к дате подписания ауди­торского заключения. Это могут быть:

- запросы руководству (о текущем состоянии статей, учтенных на основе предварительных или неокончательных данных; о приня­тых новых обязательствах, полученных займах, заключенных догово­рах поручительства, продаже активов, выпуске новых акций или дол­говых обязательств, слиянии и ликвидации; конфискации активов или их гибели, реализации условных событий, нетипичных бухгал­терских корректировках, соблюдении допущения непрерывности де­ятельности и др.);

- ознакомление с протоколами собраний акционеров и испол­нительных органов;

- рассмотрение промежуточной финансовой отчетности, смет, прогнозов;

- запросы юристам относительно судебных разбирательств и претензий.

Если такие события выявлены, то аудитор должен проанализиро­вать правильность их учета и адекватность раскрытия информации о них в отчетности.

После подписания аудиторского заключения аудитор не несет от­ветственности за исследования последующих событий. Тем не менее, если аудитору становится известно о событиях, которые могут ока­зать существенное влияние на финансовую отчетность, произошед­ших после подписания аудиторского заключения, он должен обсу­дить вопрос о внесении изменений в отчетность с руководством клиента. Возможно следующее развитие событий (табл. 1).

 

Таблица 1. Действия аудитора при выявлении последующих событий

 

Состояние отчетности Поведение руководства Действия аудитора

Финансовая от­четность не опубликована

 

 

Руководство вносит требуе­мые изменения в отчетность Подготовить новое заключение по измененной финансовой отчетности, которое будет датиро­вано не ранее даты ее утверждения; при этом пронести процедуры по выявлению последую­щих событий вплоть до новой даты заключения
Руководство не вносит требуе­мых аудитором изменений в от­четность 1. Если заключение еще не представлено, следу­ет выразить условно-положительное или отри­цательное мнение 2. Если заключение выдано субъекту, то уведо­мить руководство о том, что оно не должно предоставлять отчетность и заключение третьим лицам, а если эти документы все-таки будут представлеы, то предупредить пользова­телей отчетности о том, что им не следует пола­гаться на аудиторское заключение; при необхо­димости получить рекомендации юристов

Финансовая от­четность опуб­ликована

Руководство пе­ресматривает от­четность и ин­формирует об этом пользова­телей Подготовить новое заключение по пересмотрен­ной отчетности с поясняющим параграфом, указывающим на примечания к отчетности, в которых подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленных отчетности и заключения
Руководство не пересматривает отчетность и не информирует пользователей о сложившейся ситуации Уведомить руководство субъекта о том, что ау­дитор предпримет меры для того, чтобы третьи лица не полагались на аудиторское заключение. Эти меры будут зависеть от юридических прав и обязанностей аудитора, а также от рекоменда­ций юристов

 

4. Взаимодействие внешних аудиторов с инспекторами по банковскому надзору (ПМАП 1004)

В 1989 г. Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП) и Базельским комитетом инспекторов, включающим пред­ставителей центральных банков и надзорных органов из стран Евро­пы и США, было утверждено ПМАП 1004 «Взаимодействие инспек­торов по банковскому надзору и внешних аудиторов». Принятие данного положения было направлено на укрепление взаимовыгодных отношений банковских аудиторов и инспекторов, разъяснение харак­тера их функций, повышение эффективности банковского аудита и надзора. МФБ признает, что в некоторых странах взаимодействие упомянутых проверяющих сторон является более тесным, поэтому меры ПМАП 1004 призваны не заменять уже существующие отноше­ния, а дополнять их. В 2001 г. КМАП и Базельский комитет предло­жили принять Положение по международной аудиторской практике 1004 в качестве стандарта аудита.

Обязанности руководства банка, помимо непосредственно касаю­щихся ведения бизнеса, заключаются в:

- организации надлежащих систем контроля;

- осмотрительности при проведении операций;

- соблюдении законодательных и нормативных актов;

- обеспечении защиты интересов акционеров, вкладчиков, кре­диторов.

Руководство банка несет ответственность за:

- подготовку финансовой 'отчетности и обеспечение аудитора банка и органов надзора информацией, влияющей на содержание от­четности;

-  организацию и эффективность работы подразделения внут­реннего аудита, его кадровое и технические обеспечение; принятие мер по исправлению недостатков, обнаруженных внутренними ау­диторами.

   Ответственность руководства не может быть переложена на орга­ны внешнего надзора или на независимого аудитора банка.

   Функции инспектора по банковскому надзору состоят в защите ин­тересов банковских вкладчиков путем проверки соблюдения предъ­являемых требований, таких, как:

- честность, высокая квалификация и опыт лиц, осуществляю­щих контроль и управление деятельностью банка;

- достаточность капитала для покрытия банковских рисков (рисков ликвидности, процентного, инвестиционного; риска по валютным и забалансовым статьям); создание резервов на покрытие возможных убытков по безнадежной и сомнительной задолженности;

- удовлетворительная ликвидность банка.

  Методы, применяемые для выполнения этих функций инспекто­рами, могут быть следующими:

- проведение регулярных интервью с руководством банка;

- периодические выездные проверки;

- сравнение собственного капитала банка с общей суммой его активов и внебалансовых обязательств, взвешенных с учетом относ - применение специально разработанных систем оценки рисков;

- анализ оценки активов банка и классификации кредитов;

- изучение отчетов и статистических данных банка;

- оценка эффективности информационных систем, систем бух­галтерского учета и внутреннего контроля.

  Инспектора могут воздействовать на банки с помощью следую­щих мер:

- выдача рекомендаций или издание официальных распоряже­ний относительно укрепления бизнеса банка и усиления его внутрен­него контроля;

- отзыв лицензий у банков, нарушающих установленные требо­вания.

Роль внешнего аудитора банка заключается в выражении мнения о достоверности отчетности. Пользователями аудиторского заключения помимо акционеров могут быть вкладчики, кредиторы и инспектора. Чтобы составить мнение о финансовой отчетности банка, аудитор должен оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля, провести планирование аудита и определить характер, объем и сроки аудиторских процедур. Специфика проверки банков обуслов­лена следующими обстоятельствами:

- необходимостью разработки банками жестких систем внутрен­него контроля, так как отдельные активы банков наиболее уязвимы для злоупотреблений;

- большим объемом и сложностью операций, требующими сложных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также использования компьютерных информационных систем;

- децентрализацией руководства при наличии сети филиалов и подразделений;

- проведением операций, не отражающихся на балансовых сче­тах и поэтому сложных для обнаружения;

- государственным регулированием деятельности банков и сле­дующей из этого необходимостью проверки соблюдения требований законодательства.

  Поскольку проверка не может быть сплошной, аудитор определя­ет области наибольшего риска. Это, как правило, вопросы, касаю­щиеся вероятности возврата кредитов, окупаемости инвестиций, на­личия существенных условных и безусловных обязательств. Аудитору рекомендуется оценить и по возможности использовать работу под­разделения внутреннего аудита банка.

В отношении планирования, определения уровня существенности и аудиторского риска, объема аудита, действий аудитора при обнару­жении ошибок и мошенничества, формулировки мнения аудитор должен придерживаться стандартов и рекомендаций, установленных соответствующими МСА.

В дополнение к обязательным требованиям по оформлению вы­водов аудитору банка рекомендуется составить для руководства письменный отчет, который будет содержать замечания о недостат­ках внутреннего контроля, других упущениях, не влекущих за собой модификацию аудиторского заключения.

  Взаимоотношения инспектора и аудитора банка складываются на. основе аналогичных интересов и объектов исследования. Тем не менее имеются определенные различия в целях оценки и проверки различных аспектов, представленные в табл. 2.

 

Таблица 2. Различия интересов инспектора и аудитора банка

Области иссле­дования

 

 

Аспекты, интересующие

инспектора аудитора
Стабильность банка Подтверждение жизнеспособ­ности банка (в целях защиты интересов вкладчиков) на осно­ве информации, содержащейся в финансовой отчетности Влияние соблюдения банком допущения о непрерывности де­ятельности на достоверность финансовой отчетности
Оценка эффек­тивности систе­мы внутреннего контроля Определение надлежащего уп­равления делами банка Планирование объема предстоя­щей работы
Оценка системы бухгалтерского учета Получение достоверной инфор­мации для оценки и контроля банковских рисков Подтверждение надлежащего ве­дения бухгалтерских записей для выражения мнения о досто­верности отчетности

 

Инспектор, используя проверенную аудитором отчетность, дол­жен учитывать цели работы аудитора и некоторую субъективность ау­диторских суждений. Тем не менее информация, предоставляемая аудитором в письмах и отчетах руководству банка, может эффективно использоваться инспектором для получения более широкого пред­ставления о различных сторонах деятельности банка. В то же время сведения, поступающие от органа надзора руководству банка, могут использоваться аудиторами в следующих целях:

- независимая оценка инспекторов подтверждает достаточность резервов для покрытия убытков по безнадежной и сомнительной за­долженности;

- установленные инспектором специальные нормативы могут быть использованы при проведении аналитических процедур;

- информация по вопросам, вызывающим беспокойство у ин­спекторов, должна быть принята во внимание аудитором. ПМАП 1004 рекомендует аудиторам и инспекторам отражать ре­зультаты контактов с руководством в письменном виде и включать эту информацию в документацию банка, чтобы обе проверяющие стороны имели к ней доступ.

Могут возникнуть обстоятельства, при которых аудитор или ин­спектор сочтут необходимым довести информацию до сведения дру­гой стороны (обнаруженные признаки мошенничества; факты, ста­вящие под угрозу существование банка, и др.). В этих случаях рекомендуется осуществлять контакты проверяющих сторон в при­сутствии руководства банка, чтобы не нарушить принцип конфиден­циальности. Прямые контакты разрешаются в исключительных си­туациях, например, когда присутствие руководства банка ставит под угрозу достижение целей обсуждения информации инспектором и аудитором.

В соответствии с законодательством ряда стран аудитор может со­ставлять специальные отчеты, призванные оказать помощь инспек­тору. В частности, аудитор может выразить мнение о соблюдении:

— условий лицензирования, установленных требований и норма­тивов, включенных в отчеты;

— требований законодательства при проведении банком опера­ций, проверенных аудитором;

— требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета и функционированию систем внутреннего контроля.

  Инспектор банка может принимать непосредственное участие в назначении и отстранении аудиторов, чтобы обеспечить высокий уровень аудита банка.

  Возможно расширение функций аудитора в сфере надзора на сле­дующих условиях:

- аудитор может оказывать содействие инспектору, но не дол­жен принимать на себя какие-либо обязанности последнего;

- контакты инспектора с аудитором в обычных случаях должны осуществляться через руководство клиента;

- перед заключением соглашения с инспектором аудитор дол­жен учесть возможный конфликт интересов и урегулировать данный вопрос с руководством банка;

- требования органов надзора в отношении информации, предо­ставляемой аудитором, должны быть конкретными и не выходить за рамки профессиональной компетенции аудитора, а также не увели­чивать объем его работы по сравнению с обычным;

- должны быть приняты меры по соблюдению конфиденциаль­ности информации, полученной аудитором и переданной органам надзора.

Возможности расширения функций аудитора зависят от характера надзора в конкретной стране. ПМАП подчеркивает необходимость постоянного диалога между надзорными органами и аудиторами в целях гармонизации стандартов финансовой отчетности на междуна­родном и национальном уровнях.

                                 Список используемой литературы:

1. Свешникова И.В. Международные стандарты аудита: Учебно-методический комплекс. – Ульяновск, УГСХА, 2008. – 362с.

2. Панкова С.В. Международные стандарты аудита: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2004. – 158с.

3. Подольский В.И., Савин А.А., Сотниковап Л.В. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 302с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...