Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Я хочу (меня привлекает, мне нравится, я предпочитаю, склонности)




Обслуживать людей Заниматься лечением Обучать, воспитывать Защищать права и безопасность Управлять людьми
Управлять машинами Ремонтировать оборудование Собирать и налаживать технику Обрабатывать материалы, изготавливать предметы и вещи Заниматься строительством  
Заниматься художественным оформлением Рисовать, фотографировать Шить, вышивать, вязать Выступать на сцене
Ухаживать за животными Заготавливать продукты Работать на открытом воздухе Выращивать овощи и фрукты Иметь дело с природой

 

Вопрос «я могу» определяет профессиональную пригодность ребёнка (способности). Перед тестированием необходимо объяснить ученику, что способности – это индивидуальные качества, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности.

Знакомиться с новыми людьми Быть чуткими и доброжелательными Выслушивать людей Разбираться в людях Хорошо говорить и выступать публично
Искать и устранять неисправности Использовать приборы, машины, механизмы Разбираться в технических устройствах Ловко общаться с инструментами Хорошо ориентироваться в пространстве          
Создавать красивые, со вкусом созданные вещи Петь и играть на инструментах Рисовать          
Разбираться в животных или растениях Разводить растения и животных Бороться с болезнями и вредителями Ориентироваться в природных явлениях Работать на земле

Показатели этих двух анкет дают возможность определить пять типов профессий, разделённых по признаку предмет труда:

  1. человек-человек,
  2. человек – техника,
  3. человек – художественный образ,
  4. человек – природа

Для более точного определения склонностей и способностей ребёнка, данное тестирование необходимо провести с родителями, изменив формулировку «Я могу» на «Мой ребёнок может».

 

 

АНКЕТА № 2

Школа в рамках профессионального образования детей обязана всесторонне изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию. Нацеливать ребёнка на оптимально доступный для него вид деятельности, координировать родителей при выборе профессии, рекомендовать обращать внимание на тот или иной вид деятельности воспитанника, нацеливание самого ребёнка и родителей на развитие навыка.

Для этого вновь используется анкетирование.

Сама анкета приучает ребёнка к официальному стилю общения, ставит его на уровень взрослого человека.

Текст анкеты таков:

Уважаемый старшеклассник!

Вы вступаете в период жизни, когда необходимо принять решение – выбирать свою будущую профессию. Волнуются все- родители, учителя и , конечно, вы. Вам советуют, рекомендуют, но выбирать предстоит Вам самостоятельно.

Мы предлагаем Вам нашу анкету с целью оказания помощи и изучения затруднений, которые вы испытываете при выборе профессии.

Желаем успеха!

Такой текст анкеты делает ребёнка активным участником процесс выбора профессии, он чувствует, что взрослые не просто пытаются с ним играть, а ставят перед ним серьёзный выбор и готовы прийти на помощь в случае его затруднения.

Содержание дальнейшего текста позволяет увидеть трудности при выборе профессии ребёнком, а каждый пункт стать темой для беседы, классного часа.

1. какую профессию вы для себя выбираете (в данном пункте можно нацеливать ребёнка на профессии, о которых шла речь на классных часах, но объяснить ребёнку, что он волен выбрать любую другую профессию, которая ему по душе, с которой он знаком). От того, что дети указывают в данной графе, фактически зависит вся следующая работа педагога, т.к. дети не всегда адекватно оценивают свои возможности, а при адекватной оценке, ведётся работа с родителями, нацеливание, по возможности, на продолжение образования выпускником в специальном профессиональном учреждении, связь с общественностью, выяснение адресов учреждении и условии получения образования, условий воспитания в данном заведении.

2.что привлекает вас при выборе профессии:

-её значимость (какую бы профессию не выбрал ребёнок задача педагога убедить в значимости профессии, найти как можно больше плюсов, чтобы укрепить мнение ребёнка(конечно, в случае адекватного выбора профессии)).

-зарплата (педагог должен сразу объяснить ребёнку, что любые деньги человеку даются за труд и зарплата это оценка труда.)

-возможность развить свои способности (любая работа выполняется качественнее профессионалом, поэтому в профессии как в классе нельзя оставаться на одном уровне, нужно учиться выполнять свою работу как можно качественнее, быстрее. Всё это делает работника успешным, а значит наиболее ценным на производстве. Такие беседы необходимо проводить как индивидуально с ребенком после проведения анкетирования, а можно отвести целый классный час. Темой такого классного часа может стать: «Как стать профессионалом» или «Кто он – Человек с золотыми руками?»).

- возможность приносить людям пользу (вновь беседа о ценности каждого труда, убеждение ребёнка, что любой качественно выполненный труд всегда важен, значим. Что даже совсем маленькая и незначительная работа на самом деле важна, т.к. если бы она была не нужна её бы не придумали, не создали такую профессию. На классный час предлагается рассказ «Почтальон», в котором рассказывается о человеке, который работал почтальоном и каждый день разносил почту. Мальчик, живший в многоэтажном доме, который обслуживал немолодой человек, утверждал, что почтальоном может быть любой, его всегда возмущало, что «дедушка-газетчик» знакомил людей с содержанием газет, рекомендовал, что прочитать в первую очередь. «Как будто сами не знаем!», - ворчал мальчик. Но однажды старый почтальон ушёл на пенсию и почту принесла молодая, красивая, но злая, ворчливая женщина. Она не шутила и не рассказывала о газетах, она просто раскладывала их по ящикам, и тогда мальчик заметил, что газеты в их квартире стали раскладываться по полкам, не читаясь совсем. Больше в доме никто не шутил по поводу почты, не обсуждал на лавочке порекомендованную статью, о некоторые говорили, что газеты стали не интересными. Так мальчик смог оценить работу старого почтальона. Данный рассказ нацеливает ребёнка на то, что от того как человек выполняет свою работу, так его ценят люди.)

3. из каких источников вы черпаете информацию о будущей профессии

· родители,

· родственники,

· учителя, воспитатели,

· друзья,

· телевидение,

· газеты,

· что-то иное.

В зависимости от того, что отвечают дети должна строиться последующая работа. Нужно нацеливать ребёнка на достоверные источники, из которых они получат не только правильную информацию, но и помощь в приобретении профессии.

4. как вы готовитесь к получению профессии:

· учусь в школе,

· готовлюсь получить хороший аттестат, а для этого серьёзно готовлюсь к экзаменам,

· мечтаю продолжить образование в учебном заведении.

После подведения итогов анкетирования необходимо объяснить ребёнку, что только выполнение всех трёх пунктов позволит правильно подготовиться к выбору будущей профессии.

5. что вам рекомендуют родители:

-мама:_________________________________________________________

-папа:__________________________________________________________

На самом деле этот пункт больше для педагога и родителей, чем для ребёнка, он позволяет выявить отношение старших в доме к будущей профессии ребёнка. Это скорее тема для родительского собрания, чем тема для беседы с детьми, но и его нельзя оставить без внимания. Ведь для ребёнка очень значимо мнение родителей и поэтому, если выбор родителей правильный и адекватный стоит опираться на него при стимулировании учеников в выборе профессии.

  • Формировать трудовые навыки и умения, приучать детей к труду, вырабатывать положительную установку на выполнение работы качественно и чётко, следуя указаниям. Способствовать творческому развитию детей.

Такая работа проводится на занятиях ОПТ, кружковой деятельности, во время режимных моментов. Для нашей категории детей формирование привычки к труду очень важная задача как педагогов, так и родителей, о чём необходимо постоянно напоминать нашим родителям. Только приученный к труду ребёнок с нарушением интеллекта, успешен в выборе профессии, стабилен при интеграции в общество. Чем более высоко ценится труд в семье, тем удачнее ребёнок в адаптации после школы.

  • Решать личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.

На занятиях по профориентации нужно объяснить детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование. Приучить ребёнка подчиняться требованиям руководителя, т.к. это профессиональные отношения, а не личные и в коллективе принято подчиняться руководителю.

Учить детей взаимодействовать в коллективе со всеми его членами. Для этого проводятся тренинги на совместную деятельность. Учить ребёнка избегать конфликтов, формировать навык внутреннего самоконтроля.

  • Работа с родителями также на первых этапах строится на анкетировании, чтобы понять проблемы, которые возникнут перед родителями при дальнейшем выборе профессии ребёнком.

 

Большая часть выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида относительно хорошо подготовлена к жизни в обществе. Вместе с тем, часто выпускники специальных школ испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни.

Работа с семьёй.

Проблема интеграции и социально-трудовой адаптации умственно отсталого ребёнка особо остро встаёт перед семьёй.

При выборе профессии для ребёнка с нарушением интеллекта родители чаще всего ориентируются на учебное заведение, которое обойдётся дешевле в содержании ребёнка, на профессию, «для который всегда есть место», на советы знакомых, при этом не всегда соблюдаются интересы самих выпускников. В результате, полученная профессия бывает не по душе, а иногда и способностям ребёнка. Ребёнок становится жертвой педагоги Возникает внутренний конфликт, ребёнок отказывается работать по специальности, а иногда и совсем от трудоустройства. Всё это ведёт к социальной дезадаптации. Как этого избежать?

Текст анкеты:

Уважаемые родители!

Педагоги школы просят Вас ответить на вопросы. Ваши ответы помогут нам спланировать дальнейшую работу по профориентации с Вашим ребёнком.

  1. представьтесь, пожалуйста.
  2. в каком классе учится Ваш ребёнок?
  3. чем ребёнок предпочитает заниматься дома ?
  4. разговариваете ли вы с ребёнком о выборе профессии?
  5. что бы Вы предпочли после окончания ребёнком школы: трудоустройство на работу не требующее специального образования или обучение в специальном профессиональном учреждении?
  6. какую профессию, по Вашему мнению, смог бы освоить Ваш ребёнок?

Спасибо за работу!

Данная анкета позволяет выяснить предпочтение родителей и спланировать дальнейшую совместную работу ребёнок-родитель-педагог.

В разном возрасте работа должна решать разные проблемы.

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.