Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ожидаемый результат: 4 год обучения (10 - 11 лет)

Пояснительная записка

Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях внеурочной деятельности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Захарьинская основная общеобразовательная школа».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Девизом данной программы стали такие слова:

«Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийучащимся провести интересно и с пользой время после уроков.Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и его Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

Основной целью данной программы является формирование пространственных и зрительных представлений у младших школьников. Сформированность этих представлений – это показатель «школьной зрелости».

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

- увлечь учащихся активной творческой деятельностью;

- познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами;

- укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук;

- активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и необходимости пространственного мышления при сборе объёмных фигур;

- развивать у учащихся мотивационную сферу – интерес к исследовательской деятельности и моделированию.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6 - 11 лет.

Сроки реализации программы - 4 года обучения - 2 раза в неделю, 66 занятий в год.

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения

(по книге «Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения», издательство «Учитель»,

Издание 2009 год)

2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Ожидаемый результат: 1 год обучения (6 – 7 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

- иметь представление о различных видах многоугольников;

- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;

- анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;

- различать написание букв, цифр и их зеркальное отражение;

- составлять плоскостные геометрические фигуры из ТИКО-деталей;

- конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;

- уметь вычислять периметр фигуры;

- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;

- решать логические квадраты.

Ожидаемый результат: 2 год обучения (8 - 9 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

- измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;

- конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;

- ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;

- вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;

- иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;

- конструировать симметричные фигуры;

- придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.

Ожидаемый результат: 3 год обучения (9 - 10 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

- уметь работать по схемам и лабиринтам;

- иметь представление о различных видах призм и пирамид;

- измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;

- решать задачи логического характера;

- конструировать различные виды призм и пирамид;

- иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;

- конструировать фигуры с центром симметрии.

Ожидаемый результат: 4 год обучения (10 - 11 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

- конструировать по образцу и по собственному замыслу геометрические фигуры и тела;

- уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;

- иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;

- конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей;

- уметь работать по схемам различной сложности;

Продолжительность занятий:

6 – 7 лет – 30 минут, 8 – 9 лет – 40 минут, 9 – 11 лет – 45 минут.

 

Способами определения результативности программы являются:

· Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

· Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Год обучения

Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
  Плоскость и объем (знакомство с геометрическими фигурами и превращение их в геометрические тела)      
  Пространственное ориентирование   9.5 9.5
  Тематическое конструирование   4.5 4.5
  Логический квадрат      
  Периметр геометрических фигур      
  Узоры и орнаменты      
  Куб. Задания с игровым кубом      
  Итого      

Год обучения

Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
  Плоскость и объем (знакомство с геометрическими фигурами и превращение их в геометрические тела) ()      
  Пространственное ориентирование   11.5 11.5
  Тематическое конструирование   4.5 4.5
  Периметр геометрических фигур      
  Объем геометрических тел      
  Куб. Задания с игровым кубом      
  Симметрия      
  Итого      

Год обучения

Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
  Тематическое конструирование   4.5 4.5
  Пространственное ориентирование      
  Призма   3.5 3.5
  Пирамида      
  Симметрия      
  Объем геометрических тел      
  Куб. Задания с игровым кубом      
  Итого      

Год обучения

Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
  Тематическое конструирование   4.5 4.5
  Пространственное ориентирование   16.5 16.5
  Многогранные тела      
  Исследования по теории вероятности      
  Итого      

Содержание

Год обучения

Тема № 1: « Плоскость и объем»

Теория: понятие «четырехугольник», сравнительная характеристика квадрата, прямоугольника, ромба, параллелограмма и трапеции - «Сказка о принцессе и пяти принцах».

Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».

Тема № 2: «Пространственное ориентирование»

Теория: понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Практическое задание: графический диктант - задания «Грузовик» (см. приложение № 2 - текст № 17), «Буква Н» (текст № 15), «Буква П» (текст № 17), «Буква Т» (текст № 20).

Материалы: тетрадь, простой карандаш, резинка.

Тема № 3: «Тематическое конструирование»

Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Предметы быта».

Практическое задание: конструирование на тему «Мебель», фигуры: стол, стул, шкаф, кровать, диван, пуфик и т.д.

Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 4: «Логический квадрат»

Теория: изучение правил составления логического квадрата, игра «Логический квадрат» (I уровень).

Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация игры «Логический квадрат» (I уровень).

Тема № 5: « Периметр геометрических фигур»

Теория: понятие «периметр», вычисление периметра.

Практическое задание: исследование - конструирование фигур разного периметра из 9 ТИКО-квадратов.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).

Тема № 6: «Узоры и орнаменты»

Теория: изучение правил составления узоров и орнаментов.

Практическое задание: составление собственного узора или орнамента.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».

Тема № 7: «Куб. Задания с игровым кубом»

Теория: изучение правил сборки игрового куба, развертка игрового куба.

Практическое задание: конструирование игрового куба из развертки,и наоборот, развертки из игрового куба.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 1 - задания 1, 2).

Год обучения

Тема № 1: « Плоскость и объем»

Теория: куб, развертки куба, понятия «вершина», «ребро», «грань».

Практическое задание: конструирование куба из развертки, и наоборот, развертки из куба.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Развертка куба» (задания 1, 2, 3).

 

Тема № 2: «Пространственное ориентирование»

Теория: понятия «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали».

Практическое задание: графические диктанты «Спортсмен» (текст № 58), «Вертолет»» (текст № 51).

Материалы: тетрадь, карандаш, резинка.

Тема № 3: «Тематическое конструирование»

Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Море».

Практическое задание: конструирование на тему «Море», фигуры: батискаф, корабль, лодка, морская звезда и т.д.

Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 4: « Периметр геометрических фигур»

Теория: вычисление и сравнительный анализ периметров невыпуклых многоугольников.

Практическое задание: конструирование невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

 

Тема № 5: « Объем геометрических тел»

Теория: единицы измерения объема, сравнение объемов различных фигур.

Практическое задание: конструирование куба (большого и малого), прямоугольного параллелепипеда и призмы из ТИКО-деталей; сравнение их объемов.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».

Тема № 6: «Куб. Задания с игровым кубом»

Теория: правила сборки игрового куба, «правильный» и «неправильный» игровой куб.

Практическое задание: конструирование игрового куба из развертки,и наоборот, развертки из игрового куба.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 2).

Тема № 7: «Симметрия»

Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.

Практическое задание: конструирование симметричных фигур из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».

Год обучения

Тема № 1: «Тематическое конструирование»

Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Техника».

Практическое задание: конструирование на тему «Техника», фигуры: корабль, ракета, звездолет и т.д.

Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 2: «Пространственное ориентирование»

Теория: знакомство со схематическими изображениями, лабиринтами.

Практическое задание: лабиринт.

Материалы: раздаточный материал – лабиринты; цветные фломастеры.

Тема № 3: «Призма»

Теория: исследование различных видов призм.

Практическое задание: конструирование трех-, четырех-, пяти-, шестигранных призм из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Каталог геометрических фигур и тел».

Тема № 4: «Пирамида»

Теория: исследование различных видов пирамид.

Практическое задание: конструирование трех-, четырех-, пяти-, шестигранных пирамид из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Каталог геометрических фигур и тел».

 

Тема № 5: «Симметрия»

Теория: понятие «центр симметрии», различение симметричных и не симметричных фигур.

Практическое задание: конструирование симметричных фигур из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

 

Тема № 6: «Объем геометрических тел»

Теория: единицы измерения объема, сравнение объемов различных фигур.

Практическое задание: конструирование разного вида призм, пирамид из ТИКО-деталей; сравнение их объемов.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».

Тема № 7: «Задания с игровым кубом»

Теория: правила сборки цифрового и буквенного игрового куба.

Практическое задание: конструирование различных видов игрового куба из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (наборы «Арифметика» и «Грамматика»), мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 3).

Год обучения

Тема № 1: «Тематическое конструирование»

Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Отдых летом».

Практическое задание: конструирование на тему «Отдых летом», фигуры: корзинка, цветок, утенок, лодка и т.д.

Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 2: «Пространственное ориентирование»

Теория: изучение схем различной сложности.

Практическое задание: работа по схеме «Найди клад».

Материалы: образцы схем, схема «Найди клад».

Тема № 3: «Многогранные тела»

Теория: понятие «многогранник», исследование многогранников – сравнение по количеству вершин, ребер и граней.

Практическое задание: конструирование многогранников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Многогранники».

Тема № 4: «Исследования по теории вероятности»

Теория: знакомство с элементами теории вероятности.

Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), таблица вероятностных значений, мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 4).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...