Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Речь. Основные психологические понятия по теме. Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия




Тема 16. Речь

План

1. Понятие о языке и речи.

2. Анатомо-физиологические основы речи.

3. Виды речи:

а) внешняя речь: устная (монологическая и диалогическая); письменная;

б) внутренняя речь;

в) эгоцентрическая речь.

4. Функции речи. Свойства речи: содержательность, выразительность, понятность, действенность.

5. Восприятие речи.

Основные психологические понятия по теме

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.

Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.

Диалогическая речь – вид речи, при которой в равной степени активны все её участники.

Знаковая система –набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.

Монологическая речь – высказывание, объединенное одной сложной мыслью.

Семантика – значение единиц языка (слова, предложения, текста).

Речь – процесс общения людей посредством языка.

Эгоцентрическая речь – речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Вопросы для обсуждения

1. В чем конкретное различие речи человека и звуковой сигнализации животных?

2. Чем отличается письменная речь от устной? Как эти различия должны учитываться в практической деятельности учителя?

3. Что представляет собой язык как общественно-историческое явление?

4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.

5. Проанализируйте роль речи в овладении школьниками предметом по профилю вашей подготовки, а также возможности этого учебного предмета для развития речи школьников.

 

Практический материал для семинарского занятия

Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления:

а) монологическая речь;

б) внутренняя речь;

в) письменная речь;

г) эгоцентрическая речь.

2. Свойство речи, характеризующееся объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего, – это:

а) выразительность;

б) понятность;

в) действенность;

г) содержательность.

 

3. Эгоцентрическая речь – это:

а) вид беззвучной речевой деятельности, являющийся основным инструментом мышления;

б) вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники;

в) громкая речь ребенка, адресованная самому себе;

г) произвольная, развернутая и организованная речь.

 

4. Характеристиками письменной речи являются (выберите правильные ответы):

а) содержательность;

б) устойчивость;

в) развернутый характер;

в) эмоциональность;

г) невербальность.

 

5. Язык – это:

а) психическое состояние;

б) система знаков;

в) психический процесс;

г) взаимодействие двух и более людей.

 

6. Вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники, называется:

а) монологической;

б) внутренней;

в) устной;

г) диалогической.

 

7. Внешняя речь, произносимая и воспринимаемая на слух, - это:

а) письменная речь;

б) внутренняя речь;

в) эгоцентрическая речь;

г) устная речь

 

Задание №2. Дополните высказывание.

 

1. Процесс общения людей с помощью языка называется …

2. Вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники, называется …

3. Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей), называется …

Диагностический материал по теме 16. Речь

16. 1. Методика Эббингауза «Заполнение пропущенных в тексте слов»

Ход выполнения задания

Данная методика позволяет выявить уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания.

Испытуемому предлагается текст, с пропусками слов. Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получается связный рассказ. Адекватным считается применение методики для испытуемых старше 14 лет.

Материал к методике Эббингауза:

I

Над городом низко повисли снеговые ___________ Вечером началась ___________ Снег повалил большими ___________ Холодный ветер выл как ____________ дикий __________ На конце пустынной и глухой ____________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно ____________Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ___________ ей идти. На ней было плохое ____________ с узкими рукавами, а на плечах ____________ Вдруг девочка _______________ и, наклонившись, начала что-то _____________ у себя под ногами. Наконец она стала на ___________ и своими посиневшими от ___________ ручонками стала _______________ по сугробу.

 

II

Однажды Генрих IV, французский _________________, потерял на охоте из виду свою ____________________ и вынужден был один ___________________ в Париж. На большой _____________он увидал простого _______________, который _____________ также в столицу. Король остановил своего ______________ и_____________ к мужичку с вопросом: «Зачем ты _______________ в город? » «Я хочу ________________ своего сына, да сверх того, мне хотелось бы ________________ короля, который так любит своих _____________; говорят, что он очень _________________. Но как его _____________ в толпе? Не будете ли вы добры _________________ мне его? » – «Когда народ _________________ своего короля, – отвечал Генрих, – то каждый _________________ шляпу: знай: кто не ____________ шляпы, тот и король». – Увидавши своего _________________ в городе, все парижане сняли _______________, только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих ______________? » – спросил мужичок с удивлением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...