Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов социометрического опроса.

Назначение социометрической процедуры можно представить следующим образом.

1. измерение степени сплоченности, разобщенности группы работников.

2. Выявление социометрических позиций - авторитета в группе, симпатии – антипатии членов группы, лидера группы, отверженных.

Указанные состояния определяются на основе расчета индивидуальных и групповых индексов. Расчет индексов проводится на основе данных, полученных в ходе социометрического опроса.

Первым этапом при обработке данных социометрического опроса является составление социоматрицы. После подготовки социоматрицы ведется расчет всех ее показателей, а на их основе и расчет индивидуальных и групповых индексов.

Полученные результаты доводятся до руководителя коллектива, группы. При необходимости с ними знакомят отдельных индивидов с целью коррекции их поведения в группе. На основании этих расчетов и других видов анализа принимается решение об изменении состава группы, ее руководителя, о переводе отдельных членов группы в другие коллективы.

37. Сущность выборки. Генеральная и выборочная совокупность. С ущность выборочного метода (выборочная и генеральная совокупность, понятие случайности и репрезентативности)Выборочный метод позволяет исследователю сделать выводы об изучаемом объекте, основываясь на изучении части этого объекта.

При построении социологической выборки используется множество специальных терминов, в том числе два важнейших — генеральная и выборочная совокупности. Совокупность, из которой отбираются варианты для совместного изучения, называется генеральной, а отобранная из генеральной совокупности часть ее членов носит название выборки, или выборочной совокупности. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить, совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению. Часто генеральная совокупность (еще называемая популяцией) настолько крупная, что опрос каждого представителя чрезвычайно обременителен и дорогостоящ. Это те, на кого направлен теоретический интерес социолога (в том смысле, что узнать о каждом представителе генеральной совокупности ученый может только косвенно — на основе информации о выборочной совокупности).

Выборкой называется совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. Понятие выборки в статистике и социологии рассматривается в двух значениях.♦ Выборка (как результат действия) — представительная часть генеральной совокупности, в которой закон распределения признака соответствует закону распределения этого признака в генеральной совокупности.♦ Выборка (как способ или процесс действия) — способ отбора объектов генеральной совокупности в выборочную.Выборка должна наилучшим образом репрезентировать объект исследования (генеральную совокупность).Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает. В выборку, или выборочную совокупность, входят только те, кого социолог намеревается непосредственно опросить. Сущность выборочного метода заключается в том, чтобы по свойствам части (выборки) судить о численных характеристиках целого (генеральной совокупности), по отдельным группам элементов — об их общей совокупности, которая иногда мыслится как совокупность неограниченно большого объема. Основу выборочного метода составляет та внутренняя связь, которая существует в популяциях между единичным и общим, частью и целым.При проведении выборочного наблюдения обследуются не все единицы изучаемого объекта, т. е. не все единицы совокупности, а лишь некоторая специально отобранная часть. Первый принцип отбора– обеспечение случайности – заключается в том, что при отборе каждой из единиц изучаемой совокупности обеспечивается равная возможность попасть в выборку. Случайный отбор – это не беспорядочный отбор, а отбор при соблюдении определенной методики, например осуществление отбора по жребию, применение таблицы случайных чисел и т. д.Второй принцип отбора – обеспечение достаточного числа отобранных единиц – тесно связан с понятием репрезентативности выборки. Так как любое выборочное наблюдение проводится с определенной целью и четко сформулированными конкретными задачами, то понятие

38. Выборочный метод

Выборочный метод основывается на законе больших чисел и сущность его состоит в построении математической модели, которая применима на практике, когда есть определенные условия. Он предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только часть (выборочная совокупность). Выборочная совокупность может совпадать по величине с генеральной, если объем последней невелик или, например, во время переписи населения (что бывает нечасто). Такие исследования называются сплошными.

Выборочная совокупность, как правило, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Другими словами, структура выборочной совокупности в основном должна совпадать со структурой генеральной. Выборка и генеральная совокупность в идеале соотносятся между собой как подобные фигуры.

Репрезентативность (представительность) выборки означает, что с некоторой заранее заданной или вычисленной погрешностью можно отождествлять установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Другими словами, репрезентативность (достоверность) выборки – это ее способность отражать наиболее значимые характеристики генеральной совокупности.

Принято различать несколько основных методов формирования выборки:

1. Случайная выборка – это выборка, которая формируется на основе опроса случайно встреченных людей в месте опроса в данное время.

2. Вероятностная выборка – это выборка, которая формируется на основе того факта, что при опросе определенного числа респондентов в данное время в данном месте возникает совокупность, достаточно близко совпадающая со структурой генеральной совокупности.

Среди вероятностных выборок применяется и гнездовой метод. Его сущность в том, что он предполагает сплошной опрос в специально выделенных по случайному методу группах (гнездах) респондентов. Здесь единицы отбора представляют собой статистические серии: например, семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив предприятия и т. д. Гнездами можно считать, например, места компактного проживания мигрантов или пункты торговли спиртными напитками. Выбор гнезд в данном случае осуществляется по правилам случайной выборки, а отобранные гнезда подвергаются сплошному обследованию.

3. Целевая выборка – это выборка, формирующаяся по специальным заранее заданным признакам генеральной совокупности. Примером такой выборки является метод квотной (пропорциональной) выборки, когда респонденты выбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот, изначально заданных по модели генеральной совокупности, т. е. пропорции, существующие в генеральной совокупности, соблюдаются и в выборочной. Однако следует иметь в виду, что таких пропорциональных соотношений может быть не более пяти, так как в противном случае формирование выборки значительно усложнится.

Например, социологам необходимо выяснить мнение студентов вузов г. Уфы по поводу реформирования системы высшего образования. Генеральная совокупностьчисло студентов, обучающихся в настоящее время в вузах г. Уфы. Понятно, что это большое количество людей. Сплошной опрос потребовал бы много временных и финансовых затрат, поэтому целесообразно использовать метод выборочного обследования. В данной ситуации можно использовать квотную выборку. Чтобы определить наиболее значимые характеристики генеральной совокупности для формирования квотной выборки, следует ответить на вопрос: мнения каких категорий студенческой молодежи могут различаться по указанной проблеме? Во-первых, могут различаться мнения студентов разного пола – юношей и девушек; во-вторых, мнение студентов технических и гуманитарных специальностей; в-третьих, студентов дневной и заочной формы обучения; в-четвертых, мнения студентов разных курсов; в-пятых, мнения студентов-«бюджетников» и «контрактников» (обучающихся с полным возмещением затрат). Значит, при формировании квотной выборки мы должны принять во внимание указанные различия и выдержать пропорции, существующие в генеральной совокупности: если в генеральной совокупности соотношение студентов женского пола к мужскому – 2 к 3, то в выборке, величиной 1000 человек, должно быть 400 человек женского пола, 600 – мужского. При этом нас не волнуют различия во мнениях между студентами … «упитанными» и «не очень», «больных диабетом» или «здоровых». Однако, если бы нас интересовало мнение уфимских студентов по поводу организации общественного питания в вузах города Уфы, наверное, важно было бы принять во внимание упомянутые характеристики. Таким образом, следует понимать, что формирование квот напрямую зависит от того, с какой проблемой имеет дело социолог.

При любом способе формирования выборки необходимо придерживаться следующего принципа: любой элемент генеральной совокупности должен иметь равный шанс попасть в выборку.

39. Анализ документов. Контент-анализ: сущность и разновидности

Анализ документов — метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Это один из широко используемых и достаточно эффективных методов сбора первичной информации. Применяется на всех этапах исследования. С одинаковой степенью может быть использован для получения описательной и оценочной информации, как самостоятельный метод и в комбинации с другими методами. Применим при анализе всех сфер жизнедеятельности. Примером анализа документов как самостоятельного метода может служить мониторинг рекламы или объявлений в СМИ. Виды документов классифицируются: по способу хранения информации:

письменные документы (сведения изложены в форме текста);

статистические данные (цифровая форма изложения);

иконографическая документация (видео-, кино-, фотодокументация);

фонетические документы (радио-, аудио-, другие звукозаписи).

по характеру источника: официальные, неофициальные.

Виды анализа: качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздание индивидуальной истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии. качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в отборе данных по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет представленных в некотором информационном массиве смысловых единиц, характеризующих те или иные качества изучаемого объекта. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов. Наибольшее применение контент-анализ находит при изучении средств массовой информации. Условия, при которых его применение становится необходимым: при требовании высокой степени точности и объективности анализа; при наличии обширного по объему несистематизированного материала; при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубинных интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах; когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.

Недостатки метода.Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ — изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ — изучение особенностей содержания, стиля документа. Контент-анализ — описание метода

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее, употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др.

Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование.

40. Фокус-группа

Метод фокус-группы (focus group) представляет собою обобщение фокусированного интервью. Разработку его начали еще в 1940-х гг. социологи и психологи Колумбийского университета (США), которые назвали его «групповым глубинным фокусированным интервью» (групповым — потому что интервьюируется не один, а сразу несколько человек; глубинным — так как он позволяет раскрыть глубинные, не всегда ясно осознаваемые установки и убеждения людей).

Фокус-группа — это методология, позволяющая проникнуть в глубинные пласты мотивации поведения людей, их ожиданий, надежд, переживаний и особенностей личного опыта. Она позволяет узнать, что люди думают по обсуждаемой проблеме, почему они так думают, какие мотивы ими движут, как они реагируют на те или иные характеристики товара, какие факторы (технические параметры, цена, упаковка и пр.) фактически оказывают на них большее влияние при покупке данного товара (и конкурирующих с ним), почему они доверяют одной рекламе и не доверяют другой, покупают одни товары и не покупают другие.

Фокус-группа обычно формируется из 6-12 незнакомых между собой людей. Эти люди под руководством специалистов («модераторов», «координаторов») обсуждают определенный круг проблем. Их групповая беседа, проходящая в форме дискуссии, организуется так, чтобы получить от ее участников «субъективную информацию» относительно восприятия ими конкретных товаров и услуг и мотивации их покупок, имиджа торговой марки, сообщений средств массовой информации, рекламы и т. д. Беседа обычно записывается с помощью звуко- и видеоаппаратуры. После ее завершения исследователи анализируют полученный материал и извлекают из него выводы по интересующим их вопросам.

Организация и проведение исследования методом фокус-группы требует от исследователей высокой квалификации и тщательной подготовки. Вначале разрабатывается сценарий фокус-группы — цель ее проведения, основные задачи и вопросы, на которые требуется получить ответ, порядок и программа их обсуждения, иллюстративный материал, с помощью которого внимание участников будет направляться на интересующие исследователей проблемы. Этот материал может включать в себя видеоролики, аудиозаписи, фотографии, эскизы, рекламные плакаты, журналы, книги и т. д.

Затем продумывается и осуществляется отбор участников фокус-группы. Он должен быть сделан по определенным критериям таким образом, чтобы в группу были включены «типичные» представители целевой аудитории. Для этого могут использоваться случайная выборка (с последующим выбором из нее участников по заранее определенным критериям), отбор по предварительному анкетированию, поиск участников в тех местах, куда обычно приходят представители целевой аудитории (специализированные магазины, выставки, концерты и пр.), рекрутирование людей с нужными характеристиками с помощью знакомых, кадровых служб и т. д. Необходимо предусмотреть стимулы, заинтересовывающие людей в участии в работе фокус-группы. Практикуется проведение 2-3 фокус-групп по одному сценарию с различным составом участников.

Процедура проведения фокус-группы длится 2-4 часа. Необходимо создать непринужденную, дружелюбную атмосферу, в которой участники смогут высказываться свободно и искренне (удобное помещение, комфортная обстановка, желательно круглый стол, чай, кофе, печенье и т. д.). Модератор в соответствии со своим планом организует дискуссию, поощряет активность застенчивых, сдерживает тех, кто проявляет агрессивность и стремление навязывать свою точку зрения другим, проявляя необходимую внимательность и деликатность по отношению ко всем участникам. Ему надо уметь достаточно гибко варьировать ход реализации положенной в основу фокус-группы программы, чтобы не дать дискуссии уйти в сторону от поставленной цели и в то же время не «зажимать рты» и предоставить каждому возможность высказать свои мысли. Он должен сочетать беспристрастность и заинтересованность, ненавязчиво добиваясь спонтанного, открытого и откровенного обмена мнениями. В ходе групповой дискуссии изучается реакция участников группы на различные стимулы — логотипы, продукты, услуги, рекламу и др.

После завершения сеанса фокус-группы необходимо тщательно проанализировать его ход, обращая внимание при просмотре видеозаписей как на вербальные, так и на невербальные элементы поведения участников, как на общие тенденции, так и на отдельные неожиданные реплики. Иногда может пригодиться контент-анализ сказанного участниками фокус-группы (т. е. смысловой и статистический анализ, связанный с установлением частоты употребления ими названий фирм и товаров, ключевых слов, оценок и т. д.) Результаты фиксируются в отчете, содержащем выводы и их обоснование.

Фокус-группа — качественный метод исследования. Данные, полученные с помощью этого метода, не имеют статистического обоснования и не выявляют количественных параметров потребительского поведения. Они субъективны и характеризуют психологию потребителей, а не объективное состояние дел на рынке. Тем не менее эти данные могут принести большую пользу. Они позволяют получить обратную связь от реальных потребителей, услышать их голос, узнать возможные мнения и реакции на продукт, услугу, рекламный материал, открыть новые проблемы, предусмотреть различные варианты развития бизнеса и выдвинуть гипотезы, подлежащие проверке в дальнейших исследованиях.

41. Кейс-стади как самостоятельная исследовательская стратегия.

Кейс-стади традиционная тактика качественного исследования; метод, ориентированный на глубокое изучение современного феномена, необязательно количественное, в реальном жизненном контексте. Кейс-стади применяется в образовании, социологии, менеджменте, как метод обучения в бизнес-школах и как исследовательский метод. Качественные кейс-стади в зависимости от области применения имеют свою специфику. Так, в фокусе психологического case study находится человек. Наиболее известный прецедент case study в психологии был создан Фрейдом в начале 1900-х годов. Его интенсивный самоанализ, в совокупности с case studies нескольких индивидов, привел к открытию подсознательной жизни, которая подавляется, но управляет поведением.
Необходимо отметить, что в психологии кейс-стади не получил широкого распространения частично из-за критики относительно валидности, надежности метода, а также его нерепрезентативности. Впрочем, известный исследователь Р.Йин предлагает конкретные пути решения проблемы валидности и надежности, одним из них является триангуляция данных. Что касается генерализации, то кейс-стади имеет дело не со статистической, а аналитической генерализацией.Интересно отметить, что кейс-стади играет важную роль как в социальных науках, так и в естественных. Многие области исследования, такие как астрономия, геология, биология не соглашаются на научное исследование посредством контролируемого эксперимента. Так, теория эволюции Дарвина была основана, по сути, на исследовании кейс-стади, а не на эксперименте.

Метод сase-study переводится с английского разными исследователями по-разному. Так, в литературе встречаются такие формулировки, как "исследование отдельной общности", "изучение случаев", "кейс-стади", "метод штудирования отдельных случаев" иногда его называют "монографический подход".

Предмет изучения в кейс-стади

Предметом изучения в кейс-стади могут быть как социально-психологические особенности отдельной личности, представляющей самостоятельный интерес как "клинический" случай, так и сложные социальные единицы, состоящие из множества переменных. Как правило, проблема сравнения, сопоставления с другими "случаями" является второстепенной по сравнению с изучением структуры данного уникального объекта. Использование кейс-стади в исследованиях.Использование метода кейс-стади зависит от характера вопросов, которые ставит исследователь. Р.Йин (1994) считает, что case study обладает преимуществом в том случае, если необходимо ответить на вопросы описательного характера (что произошло?) или объяснительного характера (как/почему что-то случилось?). Кроме того, case study оптимален тогда, когда исследователь имеет незначительный контроль над "текущим рядом событий" и/или когда переменные настолько внедрены в ситуацию, что их невозможно определить заранее. Считается, что сase study является особенно подходящий формой исследования, если вас интересует процесс. Также case study может быть выбран в силу своей уникальности, в силу того, что он может рассказать о явлении, к которому в противном случае не был бы получен доступ. Итак, существуют определенные условия, при которых метод штудирования случаев является наиболее адекватным:

1) исследователь задается вопросами "как?" и "почему?";

2) феномен исследуется в его реальном жизненном контексте - не в экспериментальных, а в полевых условиях;

3) граница между феноменом и контекстом не очевидна.

Метод штудирования случаев может быть направлен на решение трех главных задач, по мнению Р.Йина: качественное описание наблюдаемых явлений; проверка теорий; создание новых теорий. В методе штудирования отдельных случаев обычно используют такие способы сбора данных, как анализ архивов, интервью, опросники и наблюдение. Данные также могут включать биографические описания, семейную историю, медицинские записи, результаты разных психологических тестов. Возможно использование функциональных личных документов (расписаний, планов работы) и физических артефактов. Самой фундаментальной техникой в кейс-стади является интервью.По многим параметрам кейс-стади как исследовательский метод не отличается от других исследовательских методов. Здесь также требуется обзор литературы, также есть этап определения исследовательских вопросов и аналитических стратегий, требуется строгая регистрация данных (протокол), результатом также является отчет.

42. Методы обработки данных в социологии. Вторичные методы обработки используют, как правило, для дан­ных первичной обработки, т. е. это методы получения показателей, рассчитываемых по частотам, сгруппированным данным и класте­рам (средних величин, мер рассеяния, связей, показателей значимос­ти и т. д.). К методам вторичной обработки можно также отнести ме­тоды графического представления данных, исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.

Кроме того, методы анализа и обработки социологической информации можно разделить на методы статистического анализа ин­формации, в том числе методы описательной статистики (расчет многомерных распределений признаков, средних величин, мер рассе­яния), методы статистики вывода (например, корреляционный, рег­рессивный, факторный, кластерный, причинный, логлинейный, дис­персионный анализ, многомерное шкалирование и др.), а также методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и про­цессов (например, анализ временных рядов, имитационное моде­лирование, цепи Маркова и пр.).

С точки зрения использования технических средств выделяют два вида обработки социологической информации: ручную и машинную (с использованием средств вычислительной техники). Ручную обра­ботку используют в основном в качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких десятков до сотни анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее анализа. Вторичную обработку информации проводят с помощью микрокалькулятора или другой вычислительной техники. Примером социологических исследований, в которых часто используется ручная обработка, явля­ются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.

Однако основным средством анализа и обработки данных в насто­ящее время являются ЭВМ, в том числе персональные компьютеры, на которых осуществляется первичная и большинство видов вторич­ной обработки и анализа социологической информации.При этом анализ и обработка социологической информации на ЭВМ прово­дятся, как правило, посредством специально разрабатываемых ма­шинных программ, реализующих методы анализа и обработки соци­ологических данных. Эти программы обычно оформляются в виде специальных наборов программ или так называемых пакетов при­кладных программ анализа социологической информации. В круп­ных социологических центрах анализ и обработка социологической информации наряду с пакетами прикладных программ опираются на архивы и банки социологических данных, позволяющих не только хранить необходимую информацию, но и эффективно использовать ее при осуществлении вторичного анализа социологических данных.

Этапы и механизмы обработки данных. Главная задача заключительного этапа соц иссл-я — анализ и интерпретация полученных данных, обобщение выводов и выдача рекомендаций по совершенствованию или изменений работы изучаемого социального механизма.

После проведения исследования осуществляются заключительные этапы, истолкование полученных данных.

Вначале информация проходит стадию предварительной подготовкик обработке(проверку методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет).

Данные, полученные в социологическом исследовании на стадии: сбора эмпирического материала, как правило, обрабатываются на ЭВМ.

Современная технология обработки включает целый ряд этапов: редактирование данных, кодирование данных, контроль данных и исправление ошибок, выбор средств математической обработки данных, анализ данных Редактирование. Цель - подготовка информации, заключенной в вопроснике, для перевода на машинный носитель.Анкеты, полученные в результате опроса, могут содержать множество ошибок, неточностей и всякого рода погрешностей необходимо по возможности избегать их. Наиболее типичные ошибки: Нарушение полевых процедур опроса: использована не та форма вопросника; опрошен не тот респондент; отсутствуют шифры, идентифицирующие вопросник.Неполнота заполнения вопросника.

Кодирование.Цель— преобразование собранной информации в числовую форму, которая в свою очередь предназначена для запоминания в ЭВМ в машиночитаемой форме. Анкеты кодируются на стадии их создания, и респондент непосредственно отмечает тот код, который соответствует его ответу. Открытая форма вопросов

в интервью и анкетах, требующих специального кодирования после проведения опроса.

Важной составной частью подготовки данных к анализу является всесторонний контроль данных и исправление найденных ошибок. Источники ошибок кроются во всех предыдущих этапах исследования от сбора информации до ее ввода в ЭВМ. Практически очень трудно исправить все ошибки в данных, особенно если это исследование достаточно обширно. Исследователь должен решить, какого рода проверки и исправления наиболее важны для него, а какими ошибками можно пренебречь.

Средства математической обработки данных. Статистический анализ полученной социологической информации можно обработать следующими видами математической обработки данных:

- Статистическая группировка - это классификация или упорядочение данных по признаку подобия или различия. Основное назначение группировки - установлении численности каждой отдельно взятой части совокупности, расчленённой в соответствии со значениями определенного признака (или нескольких признаков), и в изучении влияния причин и зависимости явлений.

- Ряды распределения. Результат группировки единиц наблюдения по какому-либо признаку называется статистическим рядом. По вариационному ряду количественного признака можно подсчитать, как часто каждое значение этого признака встречается в совокупности.

- Статистические таблицы – обобщают исходные данные. По таким таблицам устанавливаются, измеряются и анализируются связи между признаками исследуемой совокупности объектов. Простые таблицы - перечень, список, отдельных единиц совокупности о количественной (или качественной) характеристикой каждой из них в отдельности. В групповых таблицах содержится группировка единиц совокупности по одному признаку, а в комбинационных — по двум и более признакам.

- Гистограмма — это графическое изображение интервального ряда. способ графического представления табличных данных. Количественные соотношения некоторого показателя представлены в виде прямоугольников, площади которых пропорциональны.

- Кумулятивные кривые. Кумулята округляет индивидуальные значения признака в пределах интервала и представляет собой возрастающую ломаную линию.

- Полигоны. Для построения полигона величина признака откладывается на оси абсцисс, а частоты— на оси ординат. Из точек, соответствующих значениям признака, восстанавливаются перпендикуляры, равные по высоте частотам. Вершины перпендикуляров соединяются прямыми линиями.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...