Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности политического сознания современного студенчества

 

Современное российское студенчество подвергается пристальному вниманию социологов. Исследуются социальные проблемы, менталитет, ценностные ориентации, жизненные установки современных студентов.

Результаты социологических исследований молодёжи вообще и студенческой молодёжи, в частности, позволяют учёным сделать вывод о том, что события последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодых людей выявляется «мозаично-эклектический псевдоменталитет», т.е. отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании»,[45] что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи.

Особенности политической социализации и политического сознания студенчества также не оставлены без внимания социологов и политологов.

Изменение социализационных механизмов, высвобождение молодежи из-под общественно-политического контроля в 90 -е гг. повлекли изменения в процессе интеграции молодежи в политическую сферу российского общества, которые выразились в создании множества молодежных организаций, формировании молодежных секций в рамках основных политических партий и др. Однако многие исследователи отмечают сегодня в целом низкое доверие представителей студенчества к действующим властным институтам, политическим партиям и большинству их молодежных лидеров. Это недоверие является следствием отсутствия реальных политических сил, отстаивающих интересы молодёжи, нерешённости её насущных социальных проблем. Молодёжь уже не верит провозглашаемым политиками лозунгам, так как не верит в их реализацию на практике. Популистские лозунги отталкивают студенческую молодёжь от участия в политике, способствуют росту нигилизма. В частности, об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведённого среди петербургских студентов в 2007 г.[46]

Участие в политической жизни в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса студентам пяти петербургских вузов, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 7,3% опрошенных). На первое место студенты ставят жизненный успех, материальное благополучие, на второе - возможность самореализации в профессии, на третье - семью.

Политикой интересуется лишь 19,4% опрошенных, отсюда и неопределенные политические позиции студентов: лишь треть из них (31,1%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время большая часть студентов либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 30,5 и 39,4%).

Однако другие исследования говорят о несостоятельности распространенного в последние годы стереотипа об аполитичности студенческой молодежи, вернее о том, что молодёжь не интересуется политикой.

Так, опрос студентов провинциальных вузов центра России показал, что лишь 7% студентов не интересуются политикой вообще. Хотя и утвердительный ответ «интересуюсь» дало всего лишь 21% респондентов. Активно участвуют в политической жизни в качестве члена политической партии, движения лишь 5% процентов опрошенных. Гораздо больший процент участвует в политической жизни только в качестве избирателя - 56%[47].

Среди казанских студентов 75 % выбрали в 2007 г. положительный вариант ответа об участии в голосовании. [48]

Социологический опрос студентов московских вузов, проведённый в 2008 году, показал, что интересуются политикой 42, 3 %, принимают участие в политике в качестве избирателей 80, 2 %, принимают активное участие в политической жизни в качестве члена политической партии или политического движения - 5,8%.[49]

Социологи также отмечают более высокий интерес к политике у студенческой молодёжи, чем у молодых людей, не обучающихся в вузе.

Большое воздействие формирование политического сознания студенческой молодежи отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию политического мировоззрения.

Е.В.Ефимова отмечает, что СМИ играют двойственную роль в формировании политического сознания молодёжи, с одной стороны, призывая активно участвовать в политической жизни, с другой, пропагандируя индивидуализм, приоритет материальных ценностей.

Социологический опрос студенчества Казани позволил исследователю сделать вывод о том, что студентам присущ пассивный политический конформизм с высоким уровнем потребления политической информации и низким уровнем активного политического участия (исключая голосование на выборах). Казанские студенты в целом поддерживают ценности существующей политической системы.[50]

Конформное отношение молодых людей к власти обеспечивает целый ряд факторов, связанных со СМИ:

1) важные проблемы общества (безработица, проблемы образования, насилие на телеэкране, культура и нравственность в российском обществе) редко упоминаются в выпусках новостей;

2) методы PR используются для популяризации отдельных политических и государственных деятелей, создания благоприятного имиджа института власти;

3) большой объём предоставляемой СМИ информации создаёт иллюзию включённости индивида в политическую жизнь общества;

4) программное содержание отвечает интересам тех, кто обеспечивает финансирование телеканалов, а не конечных потребителей продукта.

Степень воздействия СМИ на студенческую молодёжь связана не только с тем, что говорится, но более важными являются темы, о которых умалчивается. Таким способом обеспечивается конформное отношение людей к власти.

Для политической социализации молодёжи политическая пропаганда использует развлекательные и музыкальные медиа.

Е. В. Ефимова делает вывод о том, что учащиеся вузов воспринимают внешний мир главным образом посредством СМИ, они на подсознательном уровне доверяют тем, кто предоставляет им эту информацию. Она также утверждает, что СМИ предоставляют одностороннюю коммуникацию, создают искусственную информированность аудитории об общественных проблемах, что способствует «усыплению внимания индивида, наркотизации, а не активизации организованного социального действия».[51]

Фундаментальная ценность гражданского общества - демократия. В ней находит своё воплощение единство свободы и социального контроля.

Однако представления студентов о демократии весьма противоречивы. Нередко правопорядок (т.е. власть закона) сводится ими к порядку (в том числе, с применением любых - даже противозаконных - средств, включая силовые). Обычно считается, что такие настроения присущи старшему поколению. Но результаты опроса студентов показывают, что их не чужды и молодые. Так, 37% опрошенных студентов московских вузов ответили, что сильный лидер наведет порядок в стране, руководствуясь законом и действуя под контролем Думы. В то же время 34% считают, что порядок в России будет, если люди смогут объединиться и научаться решать свои проблемы демократическим путем. [52]

В целом социологические опросы студентов разных городов показывают, что респонденты поддерживают демократические идеи, хотя находится немало тех, кто отдает дань авторитарным настроениям. Наиболее значимо в демократии для молодых людей невмешательство государства в их частную жизнь.

Свобода и равенство, демократия и авторитаризм, законность - социально-политические ценности общего плана. Однако важным является и то, как студенты относятся к конкретным идейно-политическим течениям и партиям.

Проведённые в последние годы социологические исследования отражают значительное опережение «Единой Россией» своих конкурентов; но всё ещё популярны идеи КПРФ и ЛДПР в молодёжной среде, хотя и менее, чем среди молодых людей, не обучающихся в вузах. Однако около половины всех респондентов не могут или не хотят отдать предпочтение какой-либо партии. [53]

Наиболее актуальными проблемами российского общества, по мнению студентов, являются:

1)экономический кризис;

2) социальная незащищённость людей

3) проблемы терроризма и преступности.

В то же время, если в 2007 г. большинство московских студентов оценивали политическую ситуацию в современной России как напряженную (64%), то в начале 2009 характеризующих её как стабильную (59%).

Политическая деятельность - понятие очень широкое и касается всех сфер жизни общества. Позитивное отношение студентов к выбранному политическому пути характеризует лишь субъективную оценку, связанную с влиянием политики на общество в целом. Истинное же понимание влияния политики на молодежь может дать лишь такой вопрос, в котором будут задеты именно интересы молодых, а не всего общества в целом.

Результаты многочисленных опросов говорят о том, что проводимая государством политика в отношении молодежи либо вообще не имеет места, либо слабо эффективна, т.к. большая часть студенческой молодёжи не ощущает на себе никаких результатов деятельности государственных органов, занимающихся решением проблем молодежи. Однако анализ крайние оценок позволяет исследователям сделать вывод о том, что появление национальных проектов, увеличение (хоть и не значительное) зарплат и стипендий, сокращение срока службы в армии и многое другое способствует росту числа респондентов, положительно оценивающих действия руководителей российского государства в сфере молодёжной политики. [54]

Внимание социологов привлекает уровень доверия молодежи к различным социальным институтам. Исследования показывают, что положительный баланс доверия сохраняется только у Президента и у церкви.

Положительный баланс доверия Президенту связан как с деятельностью самого Президента, так и с парадоксом политического сознания (во многом, вероятно, имеющий иррациональный оттенок): в качественно новой социально-экономической и политической ситуации как бы возрождается традиционная российская иллюзия о хорошем государе и плохих чиновниках. Причем, как показывает многочисленные исследования степени доверия россиян (и не только молодых), этот разрыв в оценках Президента и других властных структур сохраняется, а порой и увеличивается.

Низкое доверие к остальным социальным институтам может свидетельствовать об институциональном кризисе. [55]

Российское студенчество начала ХХI века подвергается значительной мифологизации. Комплекс политических мифов, актуальных для студенчества, можно разделить на 2 группы: "мифы вчерашнего дня" (эпоха Б.Ельцина) и "мифы сегодняшнего дня" (эпоха В. Путина и Д. Медведева). Так, данные социологического исследования, проведённого в Москве и Ульяновске в 2008 г., показывают, что восприятие первой группы менее глубоко, чем второй (19% и 38% соответственно). Среди групп политических мифов наиболее активно студентами восприняты миф о рынке, как наиболее оптимальном механизме регулирования экономических отношений и создание наиболее оптимального распределения товаров и услуг (62%), миф о демократической власти, как наиболее совершенной форме государственного устройства (54%), миф о террористической угрозе как единственной для страны и мира (45%).[56]

В результате социологических исследований было установлено, что существуют четыре уровня восприятия мифов студенческой молодежью. На первом уровне миф воспринимается, согласно основным его постулатам, лишь на 25%. На втором уровне воспринимается от 25 до 50% информации, которую несет в себе миф. На третьем уровне воспринимается от 50 до 70% информации, содержащейся в сути того или иного мифа. На четвертом уровне информация не только воспринимается, но и побуждает к определенным активным действиям. Такая ситуация возникает тогда, когда более 70 % информации, которую несет в себе миф, воспринимается респондентами.

В зависимости от степени мифологизации сознания, определились следующие группы студенческой молодежи.

1. Группа лиц, которая не поддалась мифологизации и способна воспринимать все происходящее реалистично.

2.Группа лиц, находящаяся под воздействием мифа, но способная критически действовать.

3. Группа лиц, которая полностью находится под воздействием мифа и, для которой установки мифологического сознания становятся императивами их действий.

Относительно того, как глубоко мифы укоренились в массовом сознании, мы можем судить на основе данных, полученных при анализе прожективных ситуаций. Очевидно, если мифы глубоко проникли в массовое сознание, то человек делает выбор прожективной ситуации в соответствии с имеющимися у него представлениями. Также очевидно, что если миф не внедрился в массовое сознание, то выбор сделан не будет.[57]

Исследователи отмечают, что в массовом сознании молодежи присутствует большое разнообразие мифов различных исторических эпох. Все они находятся в сложном взаимодействии, иногда взаимоподкрепляя друг друга, а когда наоборот, взаимодескредитируя друг друга. «Политические мифы, присутствующие в массовом сознании студенчества, являются сложной динамично развивающейся системой. В зависимости от социальной практики студенческой молодежи, от сложившихся условий политической деятельности мифы меняют свой мобилизационный потенциал, вытесняются на периферию общественных отношений или перемещаются в эпицентр происходящих событий».

Исследователи с сожалением констатируют, что большая часть студенческой молодежи находится под воздействием политических мифов. У нее прослеживается отсутствие четкого представления о реальной действительности. Сознание этой части молодежи неопределенно, у них нет четкой политической позиции.

Они не отдают себе полного отчета в том, что мифы выступают основными механизмами, регулирующими и направляющими их деятельность в различных сферах общественной жизни и, прежде всего, в сфере политики.[58]

Таким образом, социологические исследования особенностей политического сознания студенческой молодёжи свидетельствуют об отсутствии какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании, что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи. Политика не является приоритетной сферой интересов молодежи. Интерес молодежи к политике носит в основном ситуативный характер. Основная форма интереса молодежи к политике - информационная; источником информации, как правило, являются СМИ. Большая часть студенческой молодежи находится под воздействием политических мифов. У нее прослеживается отсутствие четкого представления о реальной действительности.


Заключение

В нашей работе мы рассмотрели различные подходы к определению сущности политического сознания, рассмотрели его структуру, виды и особенности формирования; выявили особенности студенческой молодёжи как социальной группы; изучили публикации, посвящённые анализу результатов социологических исследований политического сознания студенческой молодёжи последних лет.

В результате мы пришли к следующим выводам:

1. Политическое сознание выражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям, а также к политическим правам и свободам граждан.

Политическое сознание выполняет в обществе следующие функции:

-политическое целеполагание;

- политическое программирование;

- нормотворческая;

- научно - познавательная.

По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются обыденный теоретический уровни политического сознания. По содержанию политическая социология выделяет консервативное, либеральное, реформистское, революционное, тоталитарное, авторитарное, демократическое и другие конкретные типы политического сознания, По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

В структуру политического сознания входят политические знания, политические интересы, общественные настроения, общественное мнение, политические чувства, политические убеждения.

2. Политическое сознание формируется в процессе политической социализации индивида. Политическая социализация индивида - это процесс, в ходе которого у него формируется определенная картина политического мира, накапливается опыт политической деятельности и политического общения.

Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы.

Политическая социализация выполняет следующие функции:

- определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;

- формирует представление о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

- определяет отношение индивида к окружающей социальной среде и политической системе;

- вырабатывает определенное отношение индивида к существующей в обществе и государства политической символике;

- формирует способность и потребность в познании окружающего мира политического;

- создает убеждения и отношения, являющиеся для индивида кодом политической жизни.

Успешность процесса политической социализации во многом зависит от её агентов.

3.Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого. Особую часть молодёжи составляет студенчество. Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции.

4.Социологические исследования особенностей политического сознания студенческой молодёжи свидетельствуют об отсутствии какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании, что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи. Политика не является приоритетной сферой интересов молодежи. Интерес молодежи к политике носит в основном ситуативный характер. Основная форма интереса молодежи к политике - информационная; источником информации, как правило, являются СМИ. Большая часть студенческой молодежи находится под воздействием политических мифов. У нее прослеживается отсутствие четкого представления о реальной действительности.


Список литературы

 

1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»).Т. 4. / Ред. и вступ. ст. А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1983.- 832с.

2. Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Политическая социология. Социологический анализ состояния политического сознания /Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова. - М.: Мысль,2008. - 371с.

3. Базовые ценности россиян. Сб. статей./ Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М: ИНФРА - М, 2003. - 319 с.

4. Грамши А. Искусство и политика \ А. Грамши. - М.: Искуство, 1993. - 526 с.

5. Ефимова Е. В. Воздействие средств массовой коммуникации на политические ориентации российского студенчества / Е. В. Ефимова // www.ksu.ru

6. Зубок, Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи / Ю.А. Зубок.- М.: Мысль, 2007. - 296 с.

7. Ильинский И. М. Молодёжь в процессе развития //www.ilinskiy.ru

8. Ильинский И. М. Молодёжь планеты / И. М.Ильинский. - М.: ВЕК, 2003. - 518 с.

9.Кон И. С. Социология молодежи / И.С. Кон // Краткий словарь по социологии М.: Наука, 1988.

10. Кулешова И.Н. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодёжи (на примере провинциальных ВУЗов центра России) / И. Н. Кулешова. - Иваново: КГУ, 2006.- 220 с.

11. Мунтян М. М. Политическая социализация и политическое участие / М. М, Мунтян. - М.: Мысль, 2006 - 437 с.

12.Ольшанский Д.В. Основы политической психологии / Д. В. Ольшанский. - М., 2004. - 472 с.

13. Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. Рук. авт. колл. д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.

14.Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи / В.Е. Семенов // СОЦИС- 2007, - № 6. С. 29 - 36.

15. Скачкова Т.А. Мифологизация массового сознания молодежи / Т. А. Скачкова // www.isras.ru

16. Соколова Г. Н., Титаренко Л. Г. История западной социологии / Г. Н. Соколова, Л.Г.Титаренко. - М.: Наука, 1997. - 474 с.

17. Сорокин О.В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи / О.В.Сорокин // СОЦИС- 2008, - №8. С. 45 - 52.

18.Социология молодежи / Под рел. Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 430 с.

19. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров. - М.: Мысль, 2007. - 352 с.


[1] Ильинский И. М. Молодёжь в процессе развития //www.ilinskiy.ru

[2] Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи.- М., 2007.

[3] Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // СОЦИС- 2007,- № 6. С. 29 - 36.

[4] Ильинский И. М. Молодёжь планеты. - М., 2003.

[5] Сорокин О.В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи // СОЦИС- 2008, - №8. С. 45 - 52.

[6] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Политическая социология. Социологический анализ состояния политического сознания - М.,2008. С. 225.

[7] Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. С. 462.

[8] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 227.

[9] Там же. С. 228.

[10] Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. С. 466.

[11] Там же. С. 313.

[12] Там же.

[13] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 229.

[14] Там же. С. 230.

[15] Грамши А. Искусство и политика - М., 1993. С. 52.

[16] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 231.

[17] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 2313.

[18] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 234.

[19] Там же.

[20] Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 538.

[21] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 234..

[22] Там же.

[23] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 235.

[24] Там же.

[25] Мунтян М. М. Политическая социализация и политическое участие. - М., 2006 С. 327.

[26] Там же.

[27] Там же. С. 329.

[28] Соколова Г. Н., Титаренко Л. Г. Западная социология. - М., 1997. С. 154.

[29] Соколова Г. Н., Титаренко Л. Г. Указ. соч. С. 159.

[30] Мунтян М. М. Указ. соч. С. 329.

[31] Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - М., 2004 С. 268.

[32] Там же.

[33] Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - М., 2004 С. 270.

[34] Мунтян М. М. Указ. соч. С. 336..

[35] Социология молодежи / Под рел. Ю.Р.Вишневского, В.Т. Шапко. - Екатеринбург, 2006. С. 35.

[36] Т ам же.

[37] Кон И. С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии М., 1988. С. 150

[38] Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. - М., 2007. С. 19.

[39] Чупров В.И. Указ. соч. С. 38.

[40] Кулешова И.Н. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодёжи (на примере провинциальных ВУЗов центра России) - Иваново, 2006. С. 26.

[41] Там же. С. 27.

[42] Рубин Б. Студент глазами социолога // Базовые ценности россиян. Сб. статей./ Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М., 2003. С. 117.

[43] Семашко А. Н. Ценностные ориентации студенческой молодёжи // Базовые ценности россиян. Сб. статей./ Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М., 2003. С.103.

[44] Ищенко Т. В. Студенчество - резерв интеллигенции // Базовые ценности россиян. Сб. статей./ Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М., 2003. С.38..

[45] Зубок, Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. - М., 2007. С. 195.

[46] Сорокин О.В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи // СОЦИС- 2008, - №8. С. 45 - 52.

[47] Кулешова И.Н. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодёжи (на примере провинциальных ВУЗов центра России) - Иваново, 2006. С. 103.

[48] Ефимова Е. В. Воздействие средств массовой коммуникации на политические ориентации российского студенчества / www.ksu.ru

[49] Сорокин.О. В. Указ. соч. С.48.

[50] Ефимова Е. В. Указ. соч.

[51] Ефимова Е. В. Указ. соч.

[52] Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // СОЦИС- 2007, - № 6. С. 29 - 36.

[53] Там же.

[54] Кулешова И. Н. Указ. соч. С. 114.

[55] Там же.

[56] Скачкова Т. А. Мифологизация массового сознания молодежи // www.isras.ru

[57] Скачкова Т. А. Мифологизация массового сознания молодежи // www.isras.ru

[58] Там же.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...