Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектурная профессия Эпохи Возрождения в Италии. Появление независимого архитектора профессионала.

 

Историческое движение человечества за освобождение личности от оков церковного порабощения, подавлявшего в течение тысячелетия разум и чувства людей, началось в Италии в XIII—XIV вв.

Мы говорили об Италии как о едином целом, как о едином народе, вовлеченном в могучее культурное дви-

жение, называемое Возрождением. В политическом смысле Италии как целого государства в это время еще

не существовало. Северная часть, Ломбардия, с конца XV в. подвергалась постоянным захватам французов, затем австрийцев, южная Италия от Неаполя до Сицилии превратилась в самостоятельное королевство. Средняя Италия, резко отличная от северной и южной по своему экономическому и культурному уровню, была вовлечена в постоянную борьбу отдельных княжеств, городских коммун и республик. Развитие искусства происходит в Италии неравномерно. Если в Ломбардии оно испытывает сильное влияние заальпийских стран Европы, в первую очередь Франции, то юг Италии надолго вовлекается в сферу сначала Византийского, а потом арабского искусства. Но по степени развития культуры Северная и Южная Италия уступают место Средней.

 

Важно понять, что следует подразумевать под словом «возрождение», что именно стремились итальянцы XV столетия возродить. Иногда под этим понимают ограниченную сферу только культуры, прежде всего искусства во всех его видах, чему дает основание его необычайный взлет. Но развитие получила не только культура.

Для большой торговли требуется торговый капитал. Италия становится страной кредита. Флоренция монополизирует торговлю шерстью, флорентийские купцы и банкиры накапливают богатства. Растет и богатство самих городов, их торгового и ремесленного населения, а с этим и потребности в роскоши. Возникает небывалый спрос на художественные произведения. Из цеховых ремесленников быстро фор мируются мастера, которым богачи и церковь платят много, чем стимулируется массовость профессий в области искусства. Из цеховой практики вырастают формы коллективной работы художников, бригады, мастерские «боттеги», превращающиеся в своего рода художественные школы. Богачи соревнуются в меценатстве.

Так продолжалось до конца XV в., когда был открыт путь в Индию и состоялось открытие американского материка. Это снизило значение средиземноморской торговли. Во второй половине XVI в. заканчивается экономическое процветание Италии, торговое первенство в Европе переходит к Испании, а потом к Голландии и Англии.

 

«Золотой век» эпохи Возрождения относится к ее раннему периоду, к середине и концу XV столетия. Искусство художников наполнено творческими дерзаниями. В стремлении к целесообразности зодчие нового времени отрабатывают современную форму, открыв для себя ранее неизвестные законы прекрасного.

Со второй половины XVI в. в Италии и близких к ней странах Европы начинается новый период в развитии

искусства, называемый барокко, характерный отходом от строгости и ясности предшествовавшего стиля «Высокого Возрождения». Потребность в появлении нового стиля, сложного, декоративного и экспрессивного, вызывалась пресыщенностью аристократической верхушки общества.

XVII в. завершает славу живописи, скульптуры и зодчества эпохи Возрождения

 

Если профессиональное положение средневекового озодчего оставляет пока еще до нас много неясного, то архитектор в эпоху Возрождения, вполне очевидно, занимает прочное место профессионала.

Коллективные формы творчества. У художников Возрождения коллективное творчество приобрело форму бригад, так называемых «боттег», которые фактически превращались в мастерские, нередко с большим числом учеников, при этом ученики иногда превосходили своих учителей.

В то время еще не существовало настолько определенного разделения проектного и строительного дел, какое имеется теперь, не существовало и разделение труда между архитектором и инженером.

Проектирование и строительство. Можно сказать, что профессия зодчего широко объединяла проектантов и строителей, как и все творчески активные силы в архитектуре. Разумеется, хотя архитектором мог себя назвать каждый, кто хотел (ни архитектурной школы, ни дипломов тогда не существовало), но общественное мнение допускало употребление звания «архитектор» только по отношению к тем, кто отвечал высоким требованиям технически и художественно образованного строителя.

Понимание архитектурной профессии не только проектной, но и строительно-технической было присуще этой эпохе небывалого расцвета зодчества.

Все теоретики архитектуры времени Возрождения подчеркивают первое и необходимое требование зодчества — соединение теории и практики, что с некоторым упрощением можно считать за единство проектного и

строительного дела.

Теоретики архитектуры этой эпохи не были кабинетными учеными, они должны были предварительно проявить себя в архитектурной практике. К ней прибавилась новая отрасль начиная с XV в. — изучение римских

построек путем раскопок, обмеров и реставрации, что превратилось в основную школу архитектуры.

Архитектурная профессия Возрождения многое получила от средневековой ремесленно-цеховой системы.

В ней архитектор вырастал из простого каменщика «мастера-каменщика».

Архитектор приобретает статут художника.

Эпоха Возрождения характерна единством творческого метода в архитектуре, обязанного тому источнику, из которого его заимствовалиитальянские зодчие XV—XVI вв. Каждый из них начинал свое образование с обмеров и раскопок античных построек, что впоследствии обобщалось в трудах теоретиков.

Архитектор обязан был иметь дело, как и теперь, или лично с заказчиком, или участвовать в конкурсе на проект. Конкурсы устраивались обычно с персональным заказом, иногда не на всю постройку, а на какую-нибудь часть.

Известные архитекторы:

 

Архитектор Филиппе Брунеллески (1377—1446) (на фото — воспитательный дом)

Архитекторы — участники строительства собора св. Петра в Риме

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) (Как архитектор. На фото - Палаццо Фарнезе)

Архитектурная профессия в Италии X V I - X V I I вв.

Архитектура в странах Западной Европы, прежде всего в Италии и Франции, превращается в XVII в. в сред-

ство показного величия разбогатевшей аристократии. Повсюду в европейских столицах сооружаются много-

численные особняки и палаццо с великолепными парками, цветниками, фонтанами и скульптурой.

Архитектурная профессия становится доходной, но получение ее требует не только таланта и усилий, но и протекции. Кроме этого, от зодчего требуется светское воспитание, без этого он не будет принят в круг аристократии. Эти причины приводят к вытеснению из этой профессии представителей из народа. Такое общественное положение зодчего в Италии XVII в. сильно отличается от прежнего. Архитекторы становились и знатными и богатыми, что поднимало в глазах высшего общества и самую архитектурную профессию.

Андрей Палладио (1508—1580) (на фото — базилика в Виченце)

Скульпторы и архитекторы Бернини и Борромини
(1 — бернини, похищение прозерпины, 2 — борромини San Carlo alle Quattro Fontane
)

Зодчий, теоретик Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) (Церковь Иль-Джезу)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...