Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Решение задач практической психодиагностики – 50 час.




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

 

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Директор ЧФ УРАО

 

________________ Цеунов К.С. _______________Усов В.А.

"___" ____________2007г. "___" _____________ 2007г.

 

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

 

дисциплины ПСИХОДИАГНОСТИКА ____________ ОПД. Ф. 09.____ Очная форма обучения__________

 

 

для специальности ______ 030301.65 «Психология»_______________________________________________

 

факультет ______ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ _________________________________________________________

 

кафедра- разработчик ____КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ _______________

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению подготовки специальности ________ 030301.65 «Психология»___________________________________________________

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической психологии и психофизиологии протокол № 1 от "27"сентября 2007 г.

 

 

Зав. кафедрой разработчика Горшенина Е.И.

 

 

Разработчик программы, преподаватель Горшенина Е.И.

 

Челябинск

Психодиагностика

1. Введение

Курс предназначен для подготовки практического психолога широкого профиля, способного работать в социально-экономической сфере, детских учебно-воспитательных учреждениях, системе профориентации, консультировании, медико-консультационной службе.

 

1.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончанию изучения предмета студенты должны освоить и оперировать основными понятиями дисциплины, знать методологические и методические основы психодиагностики.

 

1.2. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Знания по общим дисциплинам психологического цикла, дифференциальной психологии, математическим методам в психологии, физиологии нервной деятельности.

 

Цели и задачи преподавания и изучения психодиагностики

Цель: освоение теоретических и практических знаний по дисциплине.

Задачи:

- дать студентам необходимые теоретические знания и основные практические навыки, необходимые в работе психодиагноста;

- раскрыть специфику психодиагностики как особой отрасли психологической науки, связывающей теорию с практикой;

- сформировать адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психологических обследований детей и взрослых, а также о возможностях, преимуществах и недостатках этих методик;

- познакомить с наиболее известными методами психодиагностики;

- обеспечить усвоение этических норм, обязательных для специалиста-психодиагноста;

- изучить основные тенденции развития современной психодиагностики.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Слушатели: группы: 2-3 курс, очной формы обучения

 

Таблица 1

Виды учебной работы Распределение по семестрам и формам обучения
Очная
3 семестр 4 семестр 5 семестр Общее кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины        
Аудиторные часы, в т. ч.        
- лекции        
- семинары, практические занятия        
Самостоятельная работа        
-Вид итогового контроля (экзамен) Консульт.-2 Экзамен 5 Конс-я - 2 Экзамен 5 Конс-я - 2 Экзамен 5  

Содержание дисциплины «Психодиагностика»

Разделы дисциплины и объём занятий по очной форме обучения

Таблица 2

№ раздела, темы Наименование разделов, тем Всего часов В том числе по видам учебной работы
Лекции прак. семин самостоят
Раздел 1 Теоретические основы психодиагностики        
Тема 1 Введение в психодиагностику        
Тема 2 Профессионально-этические стандарты, принятые в работе диагноста. Морально-нравственные проблемы в работе психодиагноста.        
Тема 3 Психометрические основы психодиагностики.        
Тема 4 Технология психодиагностической работы психолога, получившего заказ на исследование        
Тестирование Текущий срез знаний (Тесты -1)        
Тема 5 Классификация и характеристика основных психодиагностических методов и методик        
Раздел 2 Решение задач практической психодиагностики        
Тема 6 Тесты, анкеты и опросники, интервью        
Тестирование Текущий срез знаний (Тест-2)        
Тема 7 Диагностика интеллектуального развития        
Тема 8 Диагностика креативности        
Тема 9 Диагностика специальных способностей        
Тема 10 Диагностика в профессиональной сфере.        
Тема 11 Педагогическая диагностика        
Тема 12 Управленческая диагностика        
Тема 13 Диагностика в профилактической медицине        
Тема 14 Консультативная диагностика        
Тема 15 Компьютерные диагностические системы        
Тема 16. Составление глоссария, проверка усвоения основных терминов психодиагностики.        
Тема 17 Задачи современной психодиагностики        
Тестирование Итоговый срез знаний по курсу (тест-3 в компьютерной программе «Конструктор)        
  Консультации        
  Экзамены - 3        
  Итого:        
                   

Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел 1. Теоретические вопросы психодиагностики -32 ч.

Тема 1. Введение в психодиагностику – 4 час.

Психодиагностика. Предмет, задачи, функции и области применения, этапы развития. Понятие психодиагностики как научной системы методов и приемов постановки психологического диагноза. Психодиагностика как важнейшее звено, связывающее психологическую теорию и практику; ее взаимосвязь с другими отраслями психологической науки. Основные направления и задачи исследований в области практического применения психодиагностики: оптимизация процессов обучения и воспитания, профотбор, профконсультация, профессиональное обучение, судебно-психологическая экспертиза, клинико-консультационная работа. Основные этапы развития психодиагностики.

Типы психодиагностических ситуаций: консультирование и экспертиза. Зависимость психодиагностической информации от статуса ее потребителя (заказчика) и характера запроса. Требования к психологам – пользователям психологических методик. Использование психодиагностического инструментария специалистами-смежниками.

Социально-психологические проблемы психодиагностики.

Этапы постановки психологического диагноза: психодиагностические признаки, вывод, категория, диагноз.

 

Тема 2. Профессионально-этические стандарты, принятые в работе психолога -4 час.

Основные принципы работы психолога: ответственность; компетентность, профессионализм; конфиденциальность, сохранение суверенных прав личности испытуемого; благополучие клиента. Морально-этические проблемы («соблазны») в работе психодиагноста.

Тема 3. Психометрические основы психодиагностики –8 час.

Показатели качества психологического обследования. Понятие надежности, валидности, репрезентативности психодиагностических методик как основных свойства психометрики. Другие свойства профессиональных психологических тестов.

Надежность психодиагностических методик: виды и способы установления.

Валидность: виды и способы установления. Проблема выбора внешнего критерия для определения валидности методики. Корреляционный анализ как один из приемов определения надежности и валидности. Достоверность тестов. Мотивационные и немотивированные искажения. Методы защиты диагностической информации от искажений.

Стандартизация методик как единообразие процедуры предъявления психодиагностического инструмента и как система определения единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Возрастная и статистическая нормы.Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические, критериальные. Примеры наиболее распространенных стандартных видов шкал оценивания: Т-шкала Маккола, IQ, шкала стенов, шкала стенайнов, процентильная шкала, Z- баллы. Социально-психологический норматив. Основные понятия математической статистики. Основы статистических методов обработки и интерпретации данных. Уровни измерений: номинальный, ординальный, интервальный, отношений. Типы шкал измерений: шкала наименований, порядка, интервальная, шкала отношений. Кривая распределения Гаусса (нормальное распределение). Виды измерений: нормативное, критериальное и ипсативное.

 

Проведение промежуточного среза знаний по тестам (Тест-1) – 2 часа.

Тема 4. Технология психодиагностической работы психолога, получившего заказ наисследование 4 час.

Психологические исследования и обследования: их классификация. Программа психологического исследования. Её структура, порядок составления. Написание психодиагностического заключения.

Тема 5. Классификация и характеристика основных видов психодиагностических методик и методов –12час.

Разновидности классификаций психодиагностических методик.

Операциональная и предметная классификации. Преимущества и недостатки основных типов диагностических методов: психофизиологические приборные и аппаратурные измерения, объективные тесты, шкальные методики, тесты-опросники, проективные техники, наблюдение, контент-анализ, диалоговые техники (беседа, интервью, анкетный опрос, ролевые и деловые игры, тренинги, эксперимент), анализ продуктов деятельности, метод конструктов («репертуарные решетки»). Требования к формированию банка диагностического инструментария с учетом характеристик основных типов методов диагностики. Трехуровневый принцип подбора диагностических методик (по Л.Н. Собчик). Основные типы психодиагностических данных: L, Q, T.

Операциональный статус методик: MMPI, 16PF, тестов Айзенка, Амтхауэра, Роршарха, Сонди, Люшера, Торранса, Розенцвейга, Равена, семантического дифференциала Осгуда, теста личностных конструктов Келли, гомеостата Горобова.

 

Раздел 2. Решение задач практической психодиагностики – 50 час.

Тема 6. Тесты, анкеты и опросники, интервью -6 час.

Тесты: характеристика, критерии классификации. Достоинства и недостатки психологического тестирования.

Типологические опросники. Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI, СМИЛ)). Опросник отдельных черт личности: 16-факторный опросник Кеттелла; опросник интересов (Климова, ОДАНИ); опросники ценностей (Рокича).

Анкеты, интервью. Их структура, классификация, правила разработки, использование в практиктической деятельности психолога.

Тесты достижений знаний, умений, навыков.Их классификация. Основы конструирования. Области применения: тестов достижений: сфера образования, профессиональная диагностика.

Виды тестов достижений: устные, письменные, исполнения. ШТУР.

Критериально-ориентированное тестирование. Специфика критериально-ориентированного тестирования. Проблемы выбора критерия. Основы конструирования. Особенности, применение.

 

Тема 7. Диагностика интеллектуального развития – 2 час.

Интеллект и умственное развитие: основные понятия, подходы к изучению. Понятие о коэффициенте интеллектуальности. Области применения. Вербальные и невербальные тесты интеллекта. Понятия: батарейный тест, тест-субтест. Проблемы диагностики умственных способностей. Характеристики тестов Д.Векслера, Р.Амтхауэра, Вандерлика (КОТ), Кеттелла, Айзенка. Прогрессивные матрицы Равена.

 

Проведение промежуточного среза знаний по тестам ( Тест 2 ) – 2 часа.

Тема 8. Диагностика креативности – 2 час.

Понятие креативности, основные теории и направления исследований в зарубежной психологии. Творческие способности и интеллект, Тесты креативности Гилфорда и Торренса. Проблемы отечественной диагностики творческих способностей.

 

Тема 9. Диагностика специальных способностей – 2 час.

Понятие об общих и специальных способностях. Классификация специальных способностей в отечественной и зарубежной психологии. Отдельные тесты способностей и тестовые батареи. Тест Бентона. Области применения тестов способностей.

 

Тема 10. Диагностика в профессиональной сфере - 6 час.

Диагностика при проведении основных направлений кадровой работы: профотбор, профподбор, профориентация, профконсультация. Этапы и формы ее проведения. Психодиагностический инструментарий в профессиографии.

Тема 11. Педагогическая диагностика – 6 час.

Готовность к школе. Диагностика обучаемости и формирования учебных групп. Профориентация. Контроль усвоения знаний и умений в средней и высшей школе.

Тема 12. Управленческая диагностика – 6 час.

Профотбор. Диагностика и прогноз эффективности руководителя. Диагностика межличностных отношений. Психодиагностика в центрах занятости.

 

Тема13. Диагностика в профилактической медицине – 6 час.

Диагностические методики, используемые в профилактической, соматической и психоневрологической клинике. Диагностика уровня невротизации личности, патоклинические методики

 

Тема 14. Консультативная диагностика – 8 час.

Консультативная диагностика в индивидуально- личностной и семейной психологической консультации, при отборе в группу социально-психологического тренинга. Диагностика диадных отношений.

Тема 15. Компьютерные диагностические системы. – 4 час.

Преимущества и недостатки компьютерной диагностики. Возможности идеографического подхода в психодиагностике. Автоматизация этапов психодиагностического обследования.

 

Тема 17. Задачи современной психодиагностики – 2 час.

Основные направления развития современной психодиагностики: её гуманизация, развитие коррекционно-диагностического направления и критериально-ориентированного тестирования, разрешение проблем диагностики интеллекта, разработка современных норм профессиональных методик психолога. Значение психодиагностики в работе психолога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...