Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

У истоков русской детской литературы




Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в разных записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XXVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова, нравоучительный характер и прямая назидательность произведения для детей.

Детская литература XIX в.

Басни И.Крылова. первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские года Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским писателям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в.

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х годов: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920-1930 гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, роман Ю. Олеши «Три толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930-1950 гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960-1990 гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Зоходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Й класс

 

Развитие умений:

· самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

· самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

· проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

· самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

· устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

· находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

составлять простой и сложный план текста;

пересказывать текст по плану.

Таблица предметных требований

по литературному чтению (программный минимум) (1−4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

· овладение функциональной грамотностью;

· овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;

· овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение приобщение к литературе как к искусству слова;

· приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

4 класс

· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

· осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

· самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

· самостоятельно находить ключевые слова;

· самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

· вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

· формулировать основную мысль текста;

· составлять простой и сложный план текста;

· писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

· понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

· иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

· относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

· относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

· видеть языковые средства, использованные автором

 

Календарно – тематическое планирование

№ урока Дата план. Дата факт. Тема урока Основные виды учебной деятельности Планируемые предметные результаты Универсальные учебные действия Личностные результаты  
  02.09.   Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях Знать основное содержание изученных произведений, их авторов Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и выполнения. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе.  
Любимые книги (6 ч+1ч)  
  03.09.   Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий Знакомство с произведениями современной отечественной литературы, доступными для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний   Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения. Проводить самоконтроль и самооценку. Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность к чтению.  
  7.09.   Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»  
  8.09.   Е. Велтистов «Приключения Электроника» Сходство и различие сказочной и фантастической повести Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста Планировать, контролировать и оценивать УД в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Ориентироваться в нравственном содержании и смысла поступков.  
  10.09. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» Урок работы с новым текстом Знакомство с произведениями современной отечественной литературы, доступными для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности   Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действия. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.  
  14.09.   Проверочная работа № 1 Развитие речи. Сочинение о любимом писателе   Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения  
  15.09.   Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов Планировать, контролировать и оценивать УД в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Принимать внутреннюю позицию школьника. Чувствовать красоту художественного слова.  
У истоков русской детской литературы (14 ч)  
1/8 17.09.   Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова.  
2/9 21.09.   «Повесть временных лет». Расселение славян Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста     Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Предлагать разные способы выполнения задания. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.  
3/10 22.09.   Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.  
4/11 24.09.   «Похвала книгам» Ярослава Мудрого Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова.  
5/12 28.09.   «Поучение» Владимира Мономаха детям. Д. Герасимов «О поселянине и медведице» Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль   Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – отличать древнерусские стихи от современных Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Предлагать разные способы выполнения задания. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.  
6/13 29.09.   Путешествие 2. Стихи Савватия. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика Знать темы и героев путешествия Знать темы и героев путешествия Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Владеть диалогической формой речи. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.  
7/14 1.10   Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа Уметь: – выполнять творческие задания; – определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Стремиться к совершенствова- нию собственной речи.  
8/15 5.10   Внеклассное чтение. Книги о книгах. Проверочная работа № 2 Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений     Знать названия, основное содержание изученных пр оизведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.  
9/16 6.10   С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Определять цели учебной для решения различных коммуникативных задач, деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Адекватно использовать речевые средства Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова.  
10/17 8.10   А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Понимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.  
11/18 12.10   Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи Знать: – о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом; – отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов. Уметь: – сравнивать построение нравоучительных статей; – соотносить текст с пословицами  
12/19 13.10   Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Предлагать разные способы выполнения задания. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.  
13/20 15.10   Проверочная работа № 3 Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний      
14/21 19.10   Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»   Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению Уметь: – выбирать смысловые слова, тему; – анализировать тему и содержание сочинения Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.  
XIX век. Путешествие продолжается… (33 ч)  
1/22 20.10   Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения   Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Адекватно использовать речевые средства. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.  
2/23 22.10   И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста  
3/24 26.10   Обобщение. Басни И. А. Крылова Выразительное чтение. Средства художественной выразительности  
4/25 27.10   Путешествие 4. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» Различие жанров произведений. Осознанное чтение  
5/26   29.10   А. Погорельский «Черная курица».   Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки   Уметь: – характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку; – составлять стилизованный план; – делать вывод Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предлагать разные способы выполнения задания. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова.  
6/27 09.11   А. Погорельский «Черная курица». Главный герой сказки. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения  
7/28   10.11   Путешествие 5. Лето 1831 года. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей  
Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.  
8/29 12.11   А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Сказочное и реальное в тексте сказки. Понимание содержания литературного произведения  
9/30 16.11   А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» В чём главный смысл сказки? Устное изложение текста по плану. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.  
10/31 17.11   Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна» Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного   Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;  
11/32 19.11   Обобщение. Литературные сказки. Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.  
12/33 23.11   Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля) Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка  
13/34 24.11   Как надо писать для детей? А. Ишимова «Славяне» Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.  
14/35 26.11   Обобщение. Проверочная работа №4 Жанры. Главная мысль   Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы  
15/36 30.11   Внеклассное чтение. Литературные сказки писателей XIX века. Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.  
16/37 01.12   Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения  
17/38 03.12   Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Выразительное чтение, выделение смысловых частей Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.  
18/39 07.12   Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого, А. Плещеева, А. Майкова и Ф. Тютчева. Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения   Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.    
Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать и осваивать роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.  
19/40 08.12   Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер   Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.  
20/41 10.12   Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.  
21/42 14.12   Путешествие 7.Школа в Ясной Поляне. Л.Н.Толстой «Два брата» Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л. Н. Толстого Жанры: сказка, описание, рассказ Самостоятельно формулировать тему и цели урока Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Принимать и осваивать роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.  
22/43 15.12   Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья» Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них   - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.  
23/44 17.12   Практикум «Учусь читать художественную прозу» Правильное, сознательное и выразительное чтение  
24/45 21.12   Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» Главная мысль. Жанр. Элементы  
25/46 22.12   Первое знакомство с Родиной. К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога» Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей.  
26/47 24.12   Сочинение в форме путевого очерка Создание небольших письменных ответов по прочитанному  
27/48 28.12   Как помочь детям полюбить свою родную землю? К.Д.Ушинский «Наше Отечество» Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.  
28/49 29.12   Сочинение-подражание Ушинскому К.Д.Ушинский «Жалобы зайки» Связной рассказ. Элементы   Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.     Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы  
29-31/ 50-52     А.И.Куприн «Слон». Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.    
Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения  
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)  
32/53     Проверочная работа №5. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.  
33/54     Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики»   Произведения А. П. Чехова. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний   Уметь: – выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А. П. Чехова; – охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений; – выразительно читать (пересказывать) Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  
Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...