Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.




№ п/п Дата Тема занятия Содержание работы
Задачи Виды работ, игры и упражнения
  Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. 1. Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразитель-ность. 5. Знакомство с Правилами речи. 1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п. 2. «В лесу», «Не разбуди Катю». 3. Скороговорки. 4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). 5. «Определи с какой интона-цией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией».
  В мире звуков. Звуки окружающего мира. 1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. 1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п. 2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы».
  Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. 1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи. 1.«Что звучало?» 2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».
  Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. 1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата. 2. Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики. 1. Работа с зеркалами и логопе-дическими профилями. 2. Артикуляционные упражне-ния.
  Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. 1. Тренировка плавного выдо-ха. Развитие силы и длитель-ности выдоха. 2. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. 3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота). 4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче).   1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?». 2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот». 3. Дыхание с задержкой под счет. 4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!».
  Общая моторика. Речь с движением. 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игры с передвижением под музыку. 2. Игры с мячом. 3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д. 4. «Расскажи стихи руками».
  Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Пальчиковая гимнастика с предметами. 3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.)
  Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. 1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать вербальную память. 1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?». 2. «Доскажи словечко», «Рифмы». 3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове». 4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь».    
  Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. 1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. 2. Развивать логическое мышление. 1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п. 2. «Запомни и нарисуй» и т.п. 3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п.
  Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. 1. Развивать зрительные, пространственные и временные представления детей. 2. Развивать зрительно-моторную координацию. 3. Развивать графо-моторные навыки детей. 1. Рисование бордюров, узоров. 2. Графические диктанты. 3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив). 4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п. 5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.

* - Календарно-тематическое планирование составляется для каждой группы на четверть (триместр). При составлении Календарно-тематического планирования необходимо иметь ввиду приблизительное количество логопедических занятий для каждой группы на весь учебный год и, следовательно, корректировать количество часов при изучении отдельных тем в каждой четверти (триместре) в зависимости от усвоения материала детьми и их потребностей. Данные рекомендации распространяются на все этапы логопедической работы.

** - ОНР – общее недоразвитие речи, ФНР – фонематическое недоразвитие речи, ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

 

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий на I этапе* коррекционной работы с учащимися 1-х классов,

Имеющими ОНР, ФНР, ФФНР

на 20____ - 20____ учебный год

№ п/п Дата Тема занятия Примечания
Тема I: Предложение (4 часа)
  Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.  
  Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».  
  Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.  
  Упражнение в выделении предложений из рассказа.  
Тема II: Звуки и буквы (1 час)
  Звуки и буквы. Алфавит.  
Тема III: Гласные и согласные (2 часа) 7 часов Уточнение гласных а, о, у, ы, и (5 часов)
  Гласные звуки и буквы.  
  Согласные звуки и буквы.  
  Уточнение гласного а.  
  Уточнение гласного о.  
  Уточнение гласного у.  
  Уточнение гласного ы.  
  Уточнение гласного и.  
Тема IV - V: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (13 часов)
  Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.  
  Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.    
  Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных.  
  Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных.  
  Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов.  
  Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.  
  Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.  
  Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов.  
  Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.  
  Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.  
  Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.  
  Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.  
  Проверка знаний и умений по пройденным темам. Самостоятельная работа.  
Тема VI: Согласные (89 часов) VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (23 часа)
  Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.  
  Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.  
  Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».  
  Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».  
  Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».  
  Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».  
  Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».  
  Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».  
  Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».  
  Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю».  
  Дифференциация гласных «о - у».  
  Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у».  
  Дифференциация гласных «ё-ю».  
  Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю».  
  Дифференциация гласных второго ряда. Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е - я» и т.д.
  Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда.
  Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.  
  Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов.  
  Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости.  
  Разделительный мягкий знак.  
  Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.  
  Проверка знаний и умений по теме«Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант. Варианты проверочных работ: диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа и т.п.
VI.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (38 часов)
  Звуки [б], [б׳], буква «Б».  
  Звуки [п], [п׳], буква «П».  
  Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях.  
  Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.  
  Звуки [в], [в׳], буква «В».  
  Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф».  
  Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях.  
  Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.  
  Звуки [г], [г׳], буква «Г».  
  Звуки [к], [к׳], буква «К».  
  Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Звуки [х], [х׳], буква «Х».  
  Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х] в слогах, словах, предложениях.  
  Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.  
  Звуки [д], [д׳], буква «Д».  
  Звуки [т], [т׳], буква «Т».  
  Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях.  
  Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.  
  Звук [ж], буква «Ж».  
  Звук [ш], буква «Ш».  
  Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.  
  Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.  
  Звуки [з], [з׳], буква «З».  
  Звуки [с], [с׳], буква «С».  
  Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [З] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях.  
  Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.  
VI.3 Различение шипящих – свистящих звуков (16 часов)
  Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях.  
  Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях.  
  Звук [щ], буква «Щ».  
  Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях.  
  Звук [ч], буква Ч.  
  Звук [ц], буква Ц.  
  Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях.  
  Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. Варианты проверочных работ: диктант, списывание, самостоятельная работа, тестовая работа, работа по карточкам и т.п.
VI.4 Различение аффрикат (6 часов)
  Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
VI.5 Различение соноров (6 часов)
  Звуки [р], [р׳], буква «Р».  
  Звуки [л], [л׳], буква «Л».  
  Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.  
  Упражнение в различении [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.  
  Тренировочные упражнения на различение [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях.  
  Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.  
Тема VII. Итоговая проверочная работа (1 час)
  Итоговый диктант.  
    Итого: 115 часов Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей.

* - В данном Календарно-тематическом планировании занятий I этапа все темы расписаны в большем объеме. Это даст учителям-логопедам возможность варьировать количество занятий для изучения каждой темы в зависимости от потребностей детей и, с легкостью, уменьшать их или увеличивать. Однако следует помнить, что при записи в журнал темы занятий не должны повторяться. Если данных формулировок тем не будет достаточно из-за того, что какая-либо тема плохо усвоена детьми и требует продолжения занятий, то учителю-логопеду придется расписывать эти занятия, используя новые формулировки.

 

Если работать по полному раскладу, то Подготовительный и Iэтап - это приблизительно полтора года работы (90+35 часов). Следовательно, если начинать работу со второго полугодия первого класса (здесь будет 48 часов), то на продолжение I этапа останется 77 часов (приблизительно с 15 сентября по 18 апреля). С 26 апреля – останется 3 недели до конца учебного года, т.е. 9 занятий (можно добавить в какие-либо темы). Следовательно 1 – 2 класс - это I этап. В 3 классе начинается II этап, что нам и нужно для лучшего понимания детьми тем второго этапа. На II этапе будет 55 часов (приблизительно 18 недель – с сентября по конец февраля). И III этап – будет приблизительно 30 занятий (10 недель до конца учебного года).

 

Календарно-тематическое планирование





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.