Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институт конституционного судопроизводства зарубежных стран.




Понятие конст. контроля и конст.надзора. В юр. лит-ре нет единой точки зрения о соотношении этих понятий, но есть 2 подхода:

1. контроль –такая система отношений м/у органами публичной власти, при ктрой контролирующий орган м. отменять акты подконтрольного органа. надзор такая система отношений, при ктрой надзорный орган м. обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и вправе только приостановить действие его акта.

2. контроль –проверка деят-сти подконтрольного органа на основе обращения уполномоченного S’а. надзор –постоянное наблюдение за деят-стью поднадзорного органа, это осн-ая цель деят-сти.

Виды конст. контроля:

1. по времени осуществления: 1)предварительный–осущ-ется до момента вступления его в силу; 2)последующий–осущ-ется на вступившие в силу и опубликованные НПА.

2. по органам, ктрые осуществляют контроль: 1)внутренний–осуществляется тем органом, ктрый принимает данный акт; 2)внешний–осуществляется иным органом чем внутренний;

3. по форме или по способу проведения: 1)абстрактный–применяется при рассмотрении конституц-ности НПА вне связи с его конкретным применением (н-р, Германия); 2)конкретный–возникает в связи с применением норм. акта конкретным обстоят-вам;

4. по содержанию: 1)формальный–допускается только проверка правильности процедуры принятия и издания соотв-ющего норм. Акта; 2)материальный–осуществляется сопоставление содержания НПА положениям К.;

5. по обязательности: 1)факультативный–рассмотрение вопроса в органе конст. контроля связано с инициативой уполномоченного заинтересованного S’а; 2)обязат-ный–нормативный акт подлежит проверке с точки зрения его конституц-ности независимо от чьей-либо воли (Н-р, Франция–Конст-ный совет);

6. по правовым последствиям: 1)консультативный–решение органа конст. контроля обладает только моральной, но не юр. силой; 2) постановляющий –решение имеет общеобязат-ную силу и распространяется на всей терр-рии гос-ва.

Модели конст. контроля. В наст. вр. в ЗС выделяют 4 модели конст. контроля: 1.американская, 2.европейская (австрийская/континентальная), 3.французская, 4.модель, ктрая сущ-ет в мусульманских странах.

О бщая хар-ка американской модели. В Европе данная модель сущ-ет в Дании, Норвегии, Швеции, в Азии–в Израиле, Индии, Японии, в Африке–Камерун, Кения, в Америке–в Аргентине, США, Канаде и т.д.

Хар-ка: 1.конст-ность актов при этой модели проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел (уг-ное, гражд-кое, админ-ное право и т.д.); 2.вопрос о конституц-ности НПА м. возникнуть после того, когда эти акты опубликованы и вступили в силу; 3.если норм. акт будет признан неконст-ным, то он теряет юр.силу, однако, отменить данный закон может только Парламент.

Европейская модель. Данная модель сущ-ет в Австрии, Германии, Ираке, Турции, Египте. Сущ-ет 2 разновидности: либо Высший суд, либо Конст-ная палата. Особ-сти: 1.конст. контроль осущ-ют специализированные органы, ктрые не входят в систему судов общей юрисдикции; 2.КС или специализированный орган рассматривает исключит-но конст.но-правовые вопросы и споры; 3. если закон признан неконст-ным, он утрачивает юр. силу с момента провозглашения решения суда.

Французская модель. Данная модель существует во Франции по К. 1958 г. Особ-сть: констит. контроль осущ-ется спец-зированным органом, ктрый по своей природе не явл. суд. органом; по К. Франции 1958 г. функционирует Конст-ный совет, ктрый м. осущ-лять только предварительный контроль в отношении регламентов палат (Нац. Собрание и Сенат), а также в отношении органических законов.

Модель, ктрая сущ-ет в мусульманских странах. Иранский Совет стражей К-ции. Он функцион-ет с целью обеспечения действия принципов ислама в К. и предотвращения какого-либо конфликта этих принципов и законов Парламента.

Компетенция органов конст. контроля. О рганы конст. контроля рассматривают дела, предметом ктрх явл. конст.но-правовые вопросы и споры. Компетенция таких органов устанавливается, 1)К. гос-ва, 2)спец. законами. Полномочия органов конст. контроля м. систематизировать в 4 осн-ые группы: 1.полномочия, связанные с обеспечением верховенства К. в системе источников нац. права; 2.полномочия, связанные с соблюдением принципа разделения властей; 3.полномочия, связанные с защитой конст-ных прав и свобод чел-ка и гражданина; 4.полномочия, связанные с защитой К. от её нарушения высшими долж-ными лицами, а в нектрх гос-вах и полит. партиями.

Конст-ное правосудие (конст-ная юстиция)–деят-сть суд. органов, состоящая в просмотрении дел, предметом ктрх явл-ся конст.но-правовые вопросы, связанные с обеспечением верховенства К., также в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия.

I. Американская модель конст-ной юстиции.

1.Верх. суд –помимо своей осн-ой задачи, параллельно осущ-ет ф-цию К. юстиции;

2. децентрализованность, т.е. любой суд, при рассмотрение дела, м. толковать К., а также м. давать оценку НПА на соотв. К.

3.все решения носят конкретный хар-р, д.б. конкретное дело, в рамках ктрго будет толковаться К.

4 .суды м. говорить о конституц-ности только вступивших в силу НПА.

II. Европейская модель

К С получает полномочия: 1.толкование К.; 2.проверка актов на соотв-ствие К. Х ар-ки:

1. централизованный хар-р –создаётся спец. суд, ктрый единственный м. заниматься проверкой НПА и толкованием К.;

2.решения КС носят абстрактный хар-р (суд принимает своё решение, вне зависимости от др.решений)

3.КС м. рассматривать не только вступившие в силу акты, но и акты не вступившие в юр. силу.

Р азрешая любое дело, КС проводит для себя толкование путём уяснения К., которое затем находит непосредственное выражение в решениях по конкретным делам, являющихся обязат-ными д/тех, к кому они обращены. Т.о., разъяснение КСсмысла положений К. применительно к конкретным обстоят-вам дела явл. обязат-ным д/всех S’ов права, к ктрм обращено его решение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...