Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Петрограду нужна топливная база. Ударный экономический фронт. Поселок становится городом




Титульный лист книги Н.М. Афонского «Сланцы».

 

Выходные данные книги.

 

Н.М. Афонский

Сланцы

___________________________________________________________________

 

ОТ АВТОРА

 

Сланцы — один из самых молодых городов Ленинградской области. Он растет, развивается, благоустраи­вается значительно быстрее многих других, занимая все более видное место в хозяйственной жизни не толь­ко Ленинградского экономического района, но и всей на­шей страны.

Возникнув первоначально как топливная база про­мышленности Ленинграда, город Сланцы вскоре рас­ширил свое топливно-энергетическое направление: горючий сланец перерабатывают теперь не только в бы­товой газ и мазутное масло, но и в более сложную хи­мическую продукцию, необходимую предприятиям страны.

После майского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС перед коллективом шахтеров и химиков города встал вопрос об ускорении развития сланцеперерабатывающей про­мышленности в химическом направлении: налажено производство синтетического дубителя, увеличивается выработка шпалопропиточного масла и других продук­тов химической переработки сланцев.

Но особенно широкие перспективы открылись перед Сланцами после декабрьского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС, поставившего вопрос об ускоренном развитии химической промышленности как важнейшем условии подъема сельскохозяйственного производства и роста благосостояния народа. «Исходя из интересов коммуни­стического строительства, Пленум ЦК КПСС считает необходимым сосредоточить внимание партии и народа на ускоренном развитии химической индустрии, широ­ком использовании достижений химии для технического прогресса в народном хозяйстве, дальнейшего увеличе­ния производства продуктов сельского хозяйства и то­варов народного потребления», — говорится в постанов­лении Пленума. Это указание стало определяющим во всей деятельности рабочих, инженеров, техников слан-цевских предприятий. Началась напряженная, настой­чивая борьба за претворение в жизнь исторических предначертаний партии.

Город Сланцы становится одним из центров боль­шой химии Северо-Запада.

Цель этой книги — познакомить читателей с горо­дом Сланцы, его историей, сегодняшним днем и бли­жайшими перспективами развития.

 

ПО ПРЯМОМУ УКАЗАНИЮ ЛЕНИНА

 

Петрограду нужна топливная база. Ударный экономический фронт. Поселок становится городом

На крайнем юго-западе Ленинградской области, в 180 километрах от Ленинграда, находится город Сланцы. Широко и привольно раскинулся он на берегах Плюссы, там, где в нее впадает небольшая речка Кушолка, примерно в 20 километрах к югу от Нарвского водо­хранилища. А вокруг города на многие километры тя­нутся леса, перелески, пустошники, опасные трясины...

Возникновение города Сланцы связано с необходимостью создать для Ленинграда свою энергетическую базу.

До Великой Октябрьской социалистической револю­ции энергетика Петербурга базировалась на угле, при­возимом из Англии, нефти, доставлявшейся с Кавказа, и на дровах, поступавших из близлежащих лесных райо­нов; но основное место в топливном балансе огромного промышленного города все же принадлежало англий­скому углю. Такое положение сложилось потому, что экспортно-импортные операции со странами Западной и Северной Европы Россия вела через порты Балтий­ского моря — Петербург (Кронштадт), Ревель, Ригу, Виндаву и Либаву, причем наибольший грузооборот приходился на Петербургский порт.

В силу аграрного характера дореволюционной эко­номики России из страны вывозили преимущественно объемные грузы — зерно, муку, лес, лен, пеньку и дру­гие. Ввозили же главным образом тяжелые, но мало­габаритные грузы: металл и изделия из него, сырье для химической промышленности и т.п. В результате не­равного по объему тоннажа экспорта и импорта часть кораблей, следовавших в Россию, вынуждена была брать балласт. В качестве балласта в трюмы кораблей грузили преимущественно песок в мешках. Более 100 лет этот песок доставляли в Петербург со всего света и вы­сыпали в Финский залив близ порта. Погрузка и выгрузка балласта не только занимали время, но и требовали денежных затрат, а это, естественно, удорожало стоимость перевозимых грузов.

С развитием промышленности в Петербурге и дру­гих городах Прибалтики стала расти потребность в топливе для пароэнергетических установок; владель­цам промышленных предприятий пришлось покупать уголь в Англии. Корабли, следовавшие в Петербург порожняком, начали заходить в Англию и вместо бал­ласта брать там уголь. Таким образом, судовладельцы не только не платили за балласт, как это было прежде, но и получали плату за перевозку угля. Тарифы на такую попутную перевозку угля были выгодны как для судовладельцев, так и для покупателей. В итоге уголь из Англии обходился дешевле отечественного — донец­кого, поступавшего в столицу по железной дороге. По­этому вся промышленность Прибалтики работала на привозном угле.

Во время первой мировой войны петроградская про­мышленность не получала английского угля. После окончания гражданской войны уголь из Англии снова стал поступать на предприятия Ленинграда — вплоть до 1927 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...