Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности курса «Русский язык» в 1 классе ( 2 ч.)




Структура и содержание учебно-методического комплекта по изучению русского языка в 1 классе.

Методика работы по курсу с детьми разного уровня подготовленности.

Формы и методы работы, направленные на:

- эмоционально-нравственное развитие, воспитание у школьников уважения к русскому языку как к части нашей национальной культуры;

- речевое развитие (чтение, письмо, говорение, слушание);

- интеллектуальное развитие.

Условия, обеспечивающие усвоение учащимися первоначальных знаний в области фонетики, графики, синтаксиса, орфографии, лексики.

Способы обогащения словарного запаса учащихся.

Письменные работы по русскому языку (характеристика разных видов письменных работ и влияние каждого из вида работ на развитие младших школьников).

Примерные контрольные работы по русскому языку (варианты диктантов, варианты списывания печатного текста).

Современный урок (организационные, методические и дидактические требования к уроку по курсу «Русский язык» в УМК «Планета знаний»).

2.3.2. Реализация культурологического и коммуникативного подходов в построении курса русского языка во 2 — 4 классах (12 ч.)

Об особенностях курса русского языка во 2—4 классе.

Коммуникативный подход, при котором интегрируются языковые и речевые умения, устанавливается взаимообусловленность изучения грамматических сведений о языке как базового ресурса и освоения форм выражения смысла с параллельным включением изученных средств языка в речевые формулы для выражения своих мыслей и чувств.

Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

Важнейшей характеристикой коммуникативно ориентированного обучения языку является использования текста в качестве дидактической единицы учебного материала. На основе текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, овладевают навыками порождения текста. Опора на текст обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.

Реализация деятельностного подхода помогает связать в единое целое языковое и речевое содержание курса. Организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляется с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль.

Формирование мотива изучения языка как в целом, так и отдельных тем курса. С этой целью вводится специальный программный материал, а также создаются учебные ситуации с использованием мотивационных заданий учебника на уроках. Специальные задания мотивационного характера к учебному языковому материалу.

Реализация деятельностного подхода в курсе приобретает характер коммуникативно-деятельностного, что предполагает изменение характера деятельности на уроке и учащихся, и учителя. Учиться общению, общаясь — вот основная характеристика этого подхода. Это выражается и в особой организации учебного материала: выделении общих речевых тем и системы ситуативных упражнений (их называют коммуникативными).

Использование деятельностного подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования; формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.

Принципы вариативности содержания, установления межпредметных и внутрипредметных связей. Широкая филологическая основа курса позволяет наблюдать СЛОВО и его «работу» в предложении и тексте с разных сторон, а многие уроки строить как уроки словесности.

Системообразующая основа курса. Освоение функций и структурных особенностей языковых средств идет по концентрическому пути. Изучение языка в начальных классах начинается не с фонетики, как обычно, а с лексики — с осмысления номинативной функции слова — называть все, что существует в мире; с наблюдения за работой слов в составе предложений, с помощью которых люди могут выразить свои мысли, чувства, сообщить, спросить, посоветовать, пригласить и т.п. От ознакомления с разнообразными лексическими значениями слов дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям. Сначала акцент делается на роли их главных структурных частей (в слове — корня, в словосочетании — главного слова, в предложении — главных членов, в тексте — главной смысловой части, главной мысли), затем — на роли частей, имеющих значения «второй ступени» (приставки, суффикса, окончания — в слове, зависимых слов — в словосочетании, второстепенных членов предложения, композиционных частей текста).

Сквозными линиями в программе каждого класса распределен материал: 1) для изучения принятых среди носителей родного языка норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных; 2) для наблюдения над ролью изобразительноо-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.)

Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

В содержании коммуникативно направленного курса русского языка явственно проступает воспитательный потенциал предмета: дети учатся культуре речевого поведения, культуре общения, культуре обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточением духовного богатства народа, создающего языка.

В соответствии с основными линиями содержания строится программа курса, обеспечивающая реализацию требований ФГОС.

 

Характеристика курса математики в системе УМК «Планета знаний». Индивидуализация обучения математике (10 ч.)

Три направления ценностных ориентиров обучения математике: познавательное значение, воспитательное значение, практическое значение. Цель курса — дать достаточно богатый, разносторонний и доступный материал по всем этим направлениям, сохраняя значимость и содержательность каждого из них, обеспечить условия для реализации требований ФГОС

О деятельностном подходе при обучении математике и его реализации через систему учебных заданий. О познавательных стилях изучения математики. Стиль как средство индивидуализации обучения. Классификация учебных заданий по преобладающему у учащегося познавательному стилю.

Цели обучения математики и три группы задач, направленные на их достижение (учебные, развивающие, общеучебные).

Концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).

Принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме.

Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний».

Пропедевтика как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Использование опережающего обучения способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения.

Принцип вариативности предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику.

Учет реальных условий деятельности учителя и предоставление ему необходимого материала для работы с детьми разного уровня подготовленности и темпа развития.

Параметры обеспечения индивидуального подхода:

1. Различия в исходном уровне подготовки.

2. Склонность к определенному познавательному стилю.

3. Психологические особенности ученика.

Развитие основных содержательных линий в курсе математики 1—4: нумерация, величины, освоение вычислительных навыков, значение выражений, решение текстовых задач, решение уровнений, геометрический материал.

Особенности курса «Окружающий мир» в системе УМК «Планета знаний» (6 ч.)

Цель курса – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса: (систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире; формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др); социализация ребенка; развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; формирование самостоятельной познавательной деятельности; воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда человека.

Принципы построения курса (целостности, развития, гуманитаризации, культуросообразности, спиралевидности, вариативности и др.) Характеристика методов ознакомления младших школьников с окружающим миром (наблюдение, опыты, экспериментирование, игры, беседа).

Применение разнообразных методов обучения и их сочетаний.

Система заданий: на развитие внимания; на развитие мышления; на развитие восприятия; на развитие произвольной памяти; на развитие творческих способностей; на развитие нестандартного мышления; на информационную грамотность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...