Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толтекская цивилизация. 60  Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций. 60         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций




Толтекская цивилизация



ше похожим на мачете, и использовался только когда было сломано или потеряно копьё. Обычно они деморализовывали врага непрерывным пото­ком стрел, и пока он не успевал опомниться, на­падали на него с копьями.

Оружие было сделано хорошо, потому что перуанцы превосходно владели искусством рабо­ты по металлу. Они использовали железо, но не знали, как сделать из него сталь, и потому оно для них было менее ценным, чем медь и различные латуни и бронзы, которые они могли делать чрез­вычайно твёрдыми, сплавляя их с разновидно­стью своего примечательного цемента, тогда как железо не могло сплавляться с ним столь совер­шенно. Процесс упрочнения давал замечательные результаты, и даже медь, будучи подвергнута ему, могла быть выкована так же тонко и быть при этом такой же острой, как наша лучшая сталь, и нет сомнений, что некоторые из их сплавов бы­ли твёрже любого металла, который мы в состоя­нии изготовить сейчас.

Возможно, самой красивой чертой их работы по металлу была её чрезвычайная тонкость. Неко­торые из их гравировок были просто удивитель­ны — узор был почти неразличим невооружённым глазом, во всяком случае, глазом современного че­ловека. Лучше всего была удивительная работа, подобная филиграни, в которой они так преуспе­ли — невозможно понять, как им удавалось вы­полнить её без увеличительного стекла. Большая


60         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

её часть была столь неописуемо утончённой, что её нельзя было чистить любым обычным спосо­бом. При попытке тереть или чистить её, как бы осторожно это ни делалось, она была бы сразу испорчена; так что когда это было необходимо, её приходилось чистить чем-то вроде выдувной трубки.

Другим производством, ставшим особенно­стью этой цивилизации, было гончарное дело. Они придумали, как, смешивая глину с особым химикатом, придавать ей красивый розовый цвет, и инкрустировали её серебром и золотом так, что достигался эффект, не виданный нами где-либо ещё. Здесь нас опять восхитила чрезвычайная тонкость линий. Достигались также и другие пре­красные цвета, а одна из модификаций оказывав­шегося повсюду полезным кремнёвого цемента, будучи смешана с приготовленной глиной, дела­ла её прозрачной почти как наше лучшее стекло. Огромным преимуществом такого стекла было то, что оно было значительно менее хрупким, чем со­временное — оно почти что напоминало «ковкое стекло», о котором иногда приходится читать как о средневековой выдумке. Они несомненно владе­ли искусством изготовления определённого вида тонкого фарфора, который мог гнуться, не разби­ваясь, о чём пойдёт речь, когда мы перейдём к их литературным достижениям.

Поскольку у этой нации не в обычае было ис­пользование дерева, металлическое и гончарное


Толтекская цивилизация                                                    61

производство в значительной мере его заменяли, причём с большим успехом, чем нам бы показалось возможным в наши дни. Несомненно, что древние перуанцы, в своих постоянных химических иссле­дованиях, открыли некоторые процессы, которые до сих пор остаются тайной для наших произво­дителей, но со временем они будут вновь открыты и нашей пятой расой, и когда это случится, на­стоятельные потребности и конкуренция нашего времени приведут к применению их в областях, о которых в древнем Перу и не мечтали.

Искусство живописи практиковалось там в значительной мере, и всякому ребёнку, показав­шему особую склонность, помогали развить свой талант до предела. Однако методы, принятые там, совершенно отличались от наших собственных, и их специфика необычайно увеличивала трудно­сти обучения. В качестве поверхности не исполь­зовалось ни бумаги, ни холста, ни деревянных досок, но вместо этого применялись листы осо­бого материала на основе кремния. Его точный состав оказалось трудно выяснить, но у него бы­ла нежная кремовая поверхность, напоминающая тонкий и ещё не покрытый глазурью фарфор. Он не был ломким, но мог сгибаться, как лист фоль­ги, а толщина, в соответствии с размером, варьи­ровалась от толщины плотной бумаги до толстого картона.

На эту поверхность краски большой яркости и чистоты наносили кистью, предоставленной


62         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

самой природой. Это был просто кусок, отрезан­ный от треугольного в сечении стебля какого-то распространённого там волокнистого растения. У этого куска последние два сантиметра или чуть больше толкли, пока не оставались только волокна, тонкие, как волос, но почти такие же жёсткие, как проволока; и так получалась кисточка, тогда как остальная часть служила ей ручкой. Такую кисть, конечно же, можно было снова и снова обновлять по мере износа, подобно тому, как мы чиним ка­рандаш. Художник просто отрезал износившиеся волокна и размягчал следующий отрезок ручки. Острое треугольное сечение этого инструмента позволяло умелому художнику использовать его и для тонких линий, и для широких мазков, ис­пользуя в первом случае угол, а во втором — сто­рону треугольника.

Краски были обычно в виде порошка, и по мере надобности разводились, но не маслом и не водой, а каким-то особым составом, который мо­ментально высыхал, так что раз нанесённый мазок уже более не мог быть изменён. Никаких эскизов не делалось — художник должен был научиться работать верными и быстрыми мазками, доби­ваясь нужного цвета и нужной формы одним ис­черпывающим усилием, во многом так же, как это делается при создании фресок или в некоторых японских техниках. Эти краски были чрезвычайно эффектными и яркими, и некоторые из них превос­ходили по чистоте и тонкости цвета любые, при-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...