Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Характеристика звукопроизношения в норме




В возрасте 3—4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки, раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л, могут пропускаться или заменяться на ль.

В 4—5 лет исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т—д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук р.

В 5—6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.

В 6—7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическом наблюдении. При том недостаточно ограничиться лишь констатацией пробелов в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Необходимо иметь в виду что, как правило, всегда имеет место, пусть незначительное, но все-таки спонтанное речевое продвижение. Отсюда вытекает важность выявления имеющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которое можно опираться при дальнейшем обучении языку. Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что «они не знают, не умеют», но и то, что «они знают, умеют», а также то, что лежит в «ближайшей зоне" их речевого развития. Всесторонний анализ и оценка речевой деятельности обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы. Правильная оценка состояния речи дает возможность базироваться на тех усвоенных явлениях родного языка, которыми спонтанно или с помощью специалиста овладел ребенок.

Все вышесказанное, позволяет сделать вывод о том, что для преодоления речевой недостаточности требуется длительное, специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи.

Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы, позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.

Данные логопедического обследования подробно записываются в речевую карту.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Дата поступления ребенка в группу__________________________________________

2. Фамилия, имя ____________________________________________________

3. Возраст_________________________________________________________

4. Домашний адрес _____________________________________________________

5. Откуда поступил _________________________________________________________

6. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:

Мать__________________________________________________________

Отец__________________________________________________________

7. Анамнез:

От какой беременности по счету? ____________________________________________

Как протекали беременность и роды? _________________________________________

Когда закричал? __________________________________________________

Как протекало физическое развитие:

стал держать головку ____________________(1,5 мес.)

сидеть ___________________________(6 мес.)

вставать _________________________(10 мес.)

ходить ________________________________ (11-12 мес.)

Какие заболевания перенес от года?_______________________________________________

Речевое развитие ребенка:

Гуление ______________________________________________(2 мес.)

Лепет_________________________________________________(6 мес.)

Первые слова_________________________________________(12 мес.)

Речь фразой__________________________________________(1,5-2 г.)

Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями)_______________________________________________

Как быстро наращивался словарный запас?_______________________

8. Слух____________________________________________________________

9. Зрение__________________________________________________________

10. Интеллект______________________________________________________

11. Речевая среда и социальные условия _______________________________

Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? ___________________

Их результативность______________________________________________________

Как сам ребенок относится к речевому дефекту? _____________________

12. Общее звучание речи: темп ________________ голос__________________

разборчивость________________________ дыхание___________________

13. Обследование артикуляционного аппарата:

подвижность языка____________________ прикус ____________________

строение неба ________________________ зубов _____________________

состояние подъязычной уздечки__________________ губы ____________

14. Состояние общей моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок?)_____________

__________________________________________________________________

15. Общее развитие ребенка:

а) разговорно-описательная беседа:

· как тебя зовут?_____________________________________________

· сколько тебе лет?___________________________________________

· где ты живешь?____________________________________________

· как зовут маму?____________________________________________

· есть ли у тебя друзья?_______________________________________

б) счет прямой _____________________ обратный ___________________

в) геометрические формы: квадрат _________ прямоугольник __________

г) основные цвета____________________ оттеночные _________________

д) классификация предметов ______________________________________

е) выделение четвертого лишнего __________________________________

ж) ориентация во времени ______________ в пространстве ____________

з) способность к логическому мышлению ___________________________

16. Обследование понимания речи:

а) выполнение инструкций ________________________________________

б) понимание значений предлогов __________________________________

в) понимание числа _____________ рода ____________ падежа _________

17. Обследование связной речи:

а) составление рассказа по картинке ________________________________

_______________________________________________________________

б) составление рассказа по серии картинок __________________________

_______________________________________________________________

в) пересказ _____________________________________________________

_______________________________________________________________

г) рассказ–описание или рассказ по представлению ___________________

_______________________________________________________________

18. Обследование грамматического строя:

а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

Мост   Дом  
Стул   Пчела  
Ведро   Ухо  
Воробей   Утенок  

б) образование уменьшительно-ласкательной формы:

Дом   Елка   Женя  
Стул   Гриб   Костя  

в) префиксальное образование:

шел_________________________________

летел________________________________

г) Согласование прилагательных с существительными:

Синий шар   Красный флажок  
Синяя машина   Красное солнышко  
Синее платье   Красная звезда  

д) Согласование существительных с числительными 1,2 и 3:

ухо __________________________

помидор ______________________

стул __________________________

ручка_________________________

е) предложно-падежные формы ____________________________________

19. Состояние словаря:

1. Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник ______________________________________________

пылесос ___________________________________________________

б) показ и называние частей предметов:

чайник: донышко ___________

носик ______________

крышка ____________

ручка ______________

стул: сиденье ______________

спинка _____________

ножки _____________

в) уровень обобщений:

свитер, платье, шорты, юбка, колготки_________________________

сапоги, туфли, тапочки, валенки_______________________________

блюдце, сковорода, ложка, тарелка____________________________

помидор, репа, морковь, капуста______________________________

яблоко, персик, груша, лимон_________________________________

кошка, собака, волк, еж______________________________________

голубь, утка, воробей________________________________________

шкаф, стол, кресло, тумбочка_________________________________

автобус, электричка, трамвай, самолет_________________________

2. Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к имени существительному:

лимон – какой? _____________________

платье – какое? _____________________

лиса – какая? _______________________

б) подбор антонимов:

Высокий   Веселый   Прямой  
Длинный   Светлый   Сухой  
Широкий   Больной   Холодный  

в) образование прилагательных от существительных:

Матрешка из дерева   Стакан из стекла  
Сумка из кожи   Шуба из меха  
Ручка из пластмассы   Сок из клюквы  

г) образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост?______________________

Чей дом?_______________________

3. Глагольный словарь:

а) что делает?

врач _______________________

учитель ____________________

повар ______________________

почтальон___________________

б) кто как подает голос?

Кошка   Утка   Корова  
Собака   Лягушка   Мышь  
Гусь   Свинья   Петух  

20. Звукопроизношение:

Гласные: А__________ У__________ О__________ Ы__________

Звонкие и глухие согласные:

Б-п   Д-т  
В-ф   К-г  

Мягкие и твердые согласные:

Н-нь   К-кь  
М-мь   Г-гь  
Т-ть   Х-хь  

Йотированные гласные ___________________________________________

Свистящие:

С   Сь  
З   Зь  
Ц      

Шипящие:

Ш   Ж  
Щ   Ч  

Соноры:

Л   Ль  
Р   Рь  

21. Фонематический слух:

а) дифференциация звуков:

С-З   С-Ш   Ш-Ж   Ж-З  
Ш-Щ   Ш-СЬ   Ц-С   Ц-ТЬ  
Ч-С   Ч-ТЬ   Ч-Ц   Ч-Ш  
Щ-Ж   Л-Р   П-Б   Т-Д  
К-Х   К-Г   Ы-И      

б) повторение:

Та-да-та______________________

Да-та-та______________________

Ка-га-га______________________

в) повторение:

Кот-год-кот___________________

Том-дом-ком__________________

 

22. Анализ звукового состава слова:

а) выделение первого звука в слове:

Алик   Утка   Город  
Оля   Эхо   Волк  
Ира   Окна   Банка  

б) Выделение последнего звука в слове:

Пух   Кот  
Сок   Шары  
Луна   Руки  
Мука   Нос  

23. Произношение слов сложного слогового состава:

строительство _______________ велосипед ___________________

милиционер ________________ аквариум ____________________

24. Повторение предложений типа:

Экскурсовод проводит экскурсию_____________________________________

__________________________________________________________________

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.