Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование состояния импрессивной речи




1. Пассивный словарь:

• понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов)

4 года __________________________________________________________________________

5 лет ___________________________________________________________________________

6 лет ___________________________________________________________________________

• умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию)

4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда) ______________________________________________

_______________________________________________________________________________

5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы) _____________________

_______________________________________________________________________________

6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт) __________________________________________________________________

• понимание действий (показать по предложенным картинкам)

4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует) ________________

_______________________________________________________________________________

5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет) __________________

_______________________________________________________________________________

6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) ________

• понимание признаков (показать по предложенным картинкам)

4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт) _____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье) ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом) _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Понимание различных форм словоизменения:

• дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам)

4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра) ____________

_______________________________________________________________________________

5 лет (глаз— глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна) __________________________

_______________________________________________________________________________

6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши) ______________

_______________________________________________________________________________

• понимание предложно-падежных конструкций с предлогами

4 года (в, на, у) ___________________________________________________________________

5 лет (в, на, у, под, за, по) __________________________________________________________

6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под) _______________________________________

• понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

4 года (стол-столик, машина-машинка, ведро-ведерочко) ________________________________

5 лет (носок-носочек, чашка-чашечка, окно-окошечко) __________________________________

6 лет (нож-ножик, рукавица-рукавичка, одеяло-одеяльце) ________________________________

• дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам)

4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ____________________________

_______________________________________________________________________________

5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут) _________________________

_______________________________________________________________________________

6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят) ___________________

_______________________________________________________________________________

• дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам)

4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки) _____

5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) _________________________________

6 лет (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому) ______

3. Понимание отдельных предложений и связной речи:

• понимание предложений (показать по предложенным картинкам)

4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.) ____________________

_______________________________________________________________________________

5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.) ___________________________

_______________________________________________________________________________

 

6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.) ______________________________________________________________________________________

• понимание текста

4 года (сказка «Репка») ____________________________________________________________

5 лет (сказка «Колобок») ___________________________________________________________

6 лет (сказка «Теремок») ___________________________________________________________

 

4. Состояние фонематического восприятия:

• дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам)

4 года

кот — кит _______________________________________________________________________

дом — дым ______________________________________________________________________

уточка — удочка _________________________________________________________________

киска — миска ________________________________________________________

5 лет

мышка — мишка ______________________________________________________

почка — бочка ________________________________________________________

катушка — кадушка ___________________________________________________

корка — горка ________________________________________________________

6 лет

мышка — мошка ______________________________________________________

пашня — башня _______________________________________________________

сова — софа __________________________________________________________

крот — грот __________________________________________________________

• дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

4 года

коса — коза __________________________________________________________

мишка — миска _______________________________________________________

кочка — кошка ________________________________________________________

малина — Марина _____________________________________________________

5 лет

речка — редька _______________________________________________________

цвет — свет __________________________________________________________

челка — щелка ________________________________________________________

рейка — лейка ________________________________________________________

6 лет

лук — люк ___________________________________________________________

марка — майка ________________________________________________________

ель — гель ___________________________________________________________

плач — плащ _________________________________________________________

 

Исследование экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

4 года ________________________________________________________________

5 лет _________________________________________________________________

6 лет _________________________________________________________________

1. Активный словарь.

Имена существительные:

• назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам

4 года

Игрушки: ____________________________________________________________

Посуда: ______________________________________________________________

Одежда: ______________________________________________________________

Обувь: _______________________________________________________________

5 лет

Мебель: ______________________________________________________________

Овощи: ______________________________________________________________

Фрукты: _____________________________________________________________

Птицы: ______________________________________________________________

 

6 лет

Ягоды: _______________________________________________________________

Насекомые: ___________________________________________________________

Животные: ___________________________________________________________

Транспорт: ___________________________________________________________

• назвать части тела и части предметов (по картинкам)

4 года

ноги __________ спинка стула __________

руки __________ сиденье стула __________

голова __________ ножки стула __________

глаза __________ кузов машины __________

уши __________ колеса машины __________

5 лет

Нос __________ рукав __________

Рот __________ воротник __________

Шея __________ пуговица __________

живот __________ кабина машины __________

грудь __________ руль __________

6 лет

Локоть __________ манжета __________

ладонь __________ петля для пуговицы __________

затылок __________ фары __________

висок __________ мотор __________

• назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные

на картинке

4 года

Мяч, кукла, машинка ___________________________________________________

Рубашка, платье, шорты ________________________________________________

Тапки, туфли, ботинки _________________________________________________

5 лет

Стул, стол, шкаф ______________________________________________________

Огурец, помидор, морковь ______________________________________________

Яблоко, банан, апельсин ________________________________________________

Воробей, голубь, сова __________________________________________________

6 лет

Клубника, смородина, черника __________________________________________

Муха, комар, бабочка __________________________________________________

Кошка, собака, корова __________________________________________________

Самолет, автобус, машина ______________________________________________

• подобрать антонимы (слова «наоборот»)

6 лет

Друг __________ добро __________

Горе __________ горячий __________

Легкий __________ длинный __________

Давать __________ поднимать __________

Глаголы:

4 года (ответить на вопросы по картинкам):

Что делает мальчик? (ест) _______________________________________________

Что делает девочка? (спит) ______________________________________________

Что делают дети? (играют) ______________________________________________

Что делает птица? (летит) _______________________________________________

Что делают рыбки? (плавают) ___________________________________________

Что делают машины? (едут) _____________________________________________

5 лет (ответить на вопросы логопеда):

Как передвигаются птицы? (летают) _____________________________________

Как передвигаются рыбы? (плавают) _____________________________________

Как передвигается змея? (ползает) _______________________________________

Как передвигается лягушка? (прыгает) ____________________________________

Как передвигается человек? (ходит) ______________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (лает) ________________________________

А как подает голос корова? (мычит) ______________________________________

А как подает голос петух? (кукарекает) ___________________________________

6 лет (ответить на вопросы логопеда):

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует) ______________________

А как подает голос волк? (воет) __________________________________________

А как подает голос лошадь? (ржет) _______________________________________

А как подает голос овца? (блеет) _________________________________________

Врач лечит. А что делает учитель? (учит) _________________________________

А что делает продавец? (продает) ________________________________________

А что делает маляр? (красит) ____________________________________________

А что делает швея? (шьет) ______________________________________________

Имена прилагательные:

• назвать предъявленные цвета

4 года

Красный _____________________________________________________________

Синий _______________________________________________________________

Зеленый _____________________________________________________________

Желтый ______________________________________________________________

Белый _______________________________________________________________

Черный ______________________________________________________________

5 лет

Красный _____________________________________________________________

Оранжевый ___________________________________________________________

Желтый ______________________________________________________________

Зеленый _____________________________________________________________

Голубой ______________________________________________________________

Синий _______________________________________________________________

Белый _______________________________________________________________

Черный ______________________________________________________________

6 лет

Красный _____________________________________________________________

Оранжевый ___________________________________________________________

Желтый ______________________________________________________________

Зеленый _____________________________________________________________

Голубой ______________________________________________________________

Синий _______________________________________________________________

Фиолетовый __________________________________________________________

Розовый _____________________________________________________________

Белый _______________________________________________________________

Черный ______________________________________________________________

Серый _______________________________________________________________

Коричневый __________________________________________________________

• назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки)

4 года

Мяч какой? (круглый) __________________________________________________

Платок какой? (квадратный) ____________________________________________

5 лет

Солнце какое? (круглое) ________________________________________________

Печенье какое? (квадратное) ____________________________________________

Косынка какая? (треугольная) ___________________________________________

Огурец какой? (овальный) ______________________________________________

6 лет

Руль какой? (круглый) _________________________________________________

Окно какое? (квадратное) _______________________________________________

Флажок какой? (треугольный) ___________________________________________

Слива какая? (овальная) ________________________________________________

Одеяло какое? (прямоугольное) __________________________________________

2. Состояние грамматического строя речи.

• употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

4 года

Стол — столы

Кот

Дом

Кукла

Рука

Окно

5 лет

Рот — рты

Лев

Река

Ухо

Кольцо

6 лет

Глаз — глаза

Лист

Стул

Дерево

Пень

Воробей

• употребление имен существительных в косвенных падежах:

4 года

Что есть у мальчика? (мяч) ______________________________________________

Чего нет у мальчика? (мяча) _____________________________________________

Кому мальчик дает мяч? (девочке) _______________________________________

Что ты видишь на картинке? (машину) ___________________________________

Чем рисует девочка? (карандашом) _______________________________________

О ком думает кошка? (о мышке) _________________________________________

• образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

5 лет

Шаров

Ключей

Берез

Ложек

Окон

6 лет

Карандашей

Листьев

Книг

Вилок

Ведер

• согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

4 года

Красный мяч

Синяя шапка

Желтое ведро

5 лет

Оранжевый апельсин

Голубая бабочка

Белое блюдце

6 лет

Фиолетовый колокольчик

Серая ворона

Розовое платье

• употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

4 года

Где стоит ваза? (на столе)

Где лежат фрукты? (в корзине)

У кого мячик? (у мальчика)

5 лет

Где сидит снегирь? (на дереве) __________________________________________

Где стоит машина? (в гараже) ___________________________________________

У кого кукла? (у девочки) _______________________________________________

Где стоит коза? (за забором) _____________________________________________

Где едет машина? (по дороге) ___________________________________________

6 лет

Где лежит мяч? (под столом) ____________________________________________

Где летает бабочка? (над цветком) _______________________________________

Откуда вылетает птичка? (из клетки) _____________________________________

Откуда прыгает котенок? (с кресла) ______________________________________

• употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам):

4 года

Два кота

Пять котов

Две машины

Пять машин

5 лет

Два мяча

Пять мячей

Две розы

Пять роз

Два окна

Пять окон

6 лет

Два пня

Пять пней

Два воробья

Пять воробьев

Две шали

Пять шалей

Два ведра

Пять ведер

• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

4 года

Стол — столик ___________________________________________________

Чашка — чашечка________________________________________________

Сумка — сумочка________________________________________________

Ведро — ведерочко_______________________________________________

5 лет

Забор — заборчик_____________________________________________

Носок — носочек________________________________________________

Лента — ленточка______________________________________________

Окно — окошечко _____________________________________________

6 лет

Палец — пальчик_______________________________________________

Изба — избушка_____________________________________________

Крыльцо — крылечко_________________________________________

Кресло — креслице __________________________________________

• образование названий детенышей животных:

4 года

У кошки — котенок___________________________________________

У лисы ______________________________________________________

У утки ______________________________________________________

У слонихи ___________________________________________________

5 лет

У зайчихи ___________________________________________________

У волчицы___________________________________________________

У белки ______________________________________________________

У козы _______________________________________________________

6 лет

У медведицы__________________________________________________

У бобрихи____________________________________________________

У барсучихи _________________________________________________

У собаки ______________________________________________________

У коровы _____________________________________________________

• образование относительных прилагательных:

6 лет

Стол из дерева (какой?) — Деревянный.

Аквариум из стекла (какой?) ______________________________________

Крыша из соломы (какая?) _____________________________________

Стена из кирпича (какая?)________________________________________

Шапка из меха (какая?)_________________________________________

Носки из шерсти (какие?)

Сапоги из резины (какие?)

Крепость из снега (какая?)

Лопатка из металла (какая?)

Сок из яблок (какой?)

• образование притяжательных прилагательных:

6 лет

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины

Туфли мамы (чьи?)

Усы кошки (чьи?)

Хвост лисы (чей?)

Берлога медведя (чья?)

Гребень петуха (чей?)

• образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам):

6 лет

Мальчик выходит из дома.

Мальчик отходит от дома. ______________________________________________

Мальчик подходит к магазину. __________________________________________

Мальчик переходит улицу. ______________________________________________

Мальчик обходит лужу. ________________________________________________

Мальчик входит в дом. _________________________________________________

• образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):

6 лет

Девочка строит домик.

Девочка построила домик. ______________________________________________

Мальчик красит вертолет. ______________________________________________

4. Состояние связной речи.

• Пересказ текста из нескольких предложений:

4 года

 

Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

5 лет

• Пересказ текста из нескольких предложений:

 

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

• Составление рассказа по серии картинок:

6 лет

5. Исследование фонетической стороны речи.

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):

4 года

Кот

Вода

Стук

Мост

Спина

Банка

Фантик

Ступенька

5 лет

Самолет

Скворец

Фотограф

Микстура

Парашютист

Погремушка

Сестренка развешивает простыни.

В универсаме продают продукты. ________________________________________

Парашютисты готовятся к прыжку. ______________________________________

6 лет

Тротуар ______________________________________________________________

Градусник ____________________________________________________________

Фотоаппарат __________________________________________________________

Экскаватор ___________________________________________________________

Виолончелист ________________________________________________________

Регулировщик ________________________________________________________

Виолончелист укладывает инструмент в футляр. ___________________________

_____________________________________________________________________

Регулировщик руководит движением на перекрестке. _______________________

_____________________________________________________________________

У фотографа фотоаппарат со вспышкой. __________________________________

_____________________________________________________________________

 

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):

4 года (изолированно, в словах, в предложениях)

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ______________________________________________

Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’] ______________________________________

[в], [ф], [в’], [ф’] _______________________________________________________

[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’] ____________________________________________________

[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’] _________________________________________________

[й] __________________________________________________________________

[с], [з], [ц], [с’], [з’] _____________________________________________________

[ш], [ж] ______________________________________________________________

[ч], [щ] _______________________________________________________________

[л], [л’] _______________________________________________________________

[р], [р’] _______________________________________________________________

5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ______________________________________________

Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’] ______________________________________

[в], [ф], [в’], [ф’] _______________________________________________________

[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’] ____________________________________________________

[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’] _________________________________________________

[й] __________________________________________________________________

[с], [з], [ц], [с’], [з’] _____________________________________________________

[ш], [ж] ______________________________________________________________

[ч], [щ] _______________________________________________________________

[л], [л’] _______________________________________________________________

[р], [р’] _______________________________________________________________

6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ______________________________________________

Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’] ______________________________________

[в], [ф], [в’], [ф’] _______________________________________________________

[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’] ____________________________________________________

[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’] _________________________________________________

[й] __________________________________________________________________

[с], [з], [ц], [с’], [з’] _____________________________________________________

[ш], [ж] ______________________________________________________________

[ч], [щ] _______________________________________________________________

[л], [л’] _______________________________________________________________

[р], [р’] _______________________________________________________________

 

6. Состояние дыхательной и голосовой функций:

• тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

• объем дыхания (достаточный, недостаточный) ____________________________

• продолжительность речевого выдоха ___________________________________

• сила голоса _________________________________________________________

_____________________________________________________________________

• модуляция голоса ____________________________________________________

5 лет

• тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

• объем дыхания (достаточный, недостаточный) ____________________________

_____________________________________________________________________

• продолжительность речевого выдоха ___________________________________

_____________________________________________________________________

• сила голоса _________________________________________________________

_____________________________________________________________________

• модуляция голоса ____________________________________________________

_____________________________________________________________________

6 лет

• тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

• объем дыхания (достаточный, недостаточный) ____________________________

• продолжительность речевого выдоха ___________________________________

_____________________________________________________________________

• сила голоса _________________________________________________________

• модуляция голоса ____________________________________________________

 

7. Особенности динамической стороны речи.

4 года

• темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___________________________

• ритм (нормальный, дисритмия) _________________________________________

• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ________________

• употребление основных видов интонации _______________________________

_____________________________________________________________________

5 лет

• темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___________________________

• ритм (нормальный, дисритмия) _________________________________________

• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ________________

• употребление основных видов интонации _______________________________

_____________________________________________________________________

6 лет

• темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___________________________

• ритм (нормальный, дисритмия) _________________________________________

• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ________________

• употребление основных видов интонации _______________________________

 

8. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

4 года

ба-па __________ па-ба __________

га-ка __________ ка-га __________

да-та __________ та-да __________

ма-ба __________ ба-ма __________

ва-ка __________ ка-ва __________

ня-на __________ на-ня __________

5 лет

ба-па-ба __________ па-ба-па __________

да-та-да __________ та-да-та __________

га-ка-га __________ ка-га-ка __________

за-са-за __________ са-за-са __________

та-тя-та __________ тя-та-тя __________

6 лет

са-ша-са __________ ша-са-ша __________

жа-ша-жа __________ ша-жа-ша __________

са-ца-са __________ ца-са-ца __________

ча-тя-ча __________ тя-ча-тя __________

ла-ля-ла __________ ля-ла-ля __________

Выделение начального ударного из слов.

5 лет

Астра __________ арка __________

Осень __________ озеро __________

Улей __________ уши __________

Иглы __________ искры __________

Выделение конечного согласного из слов.

6 лет

Кот __________ суп __________

Сом __________ лимон __________

Мох __________ сок __________

Выделение ___________ согласного из слов.

6 лет

Мост банка __________

Пол тапки __________

Дом нос __________

Вода фартук __________

Кот __________ год __________ хлеб __________

 

Определение последовательности звуков в слове.

6 лет

Кот вата __________

Дом дубы __________

Определение количества звуков в словах.

6 лет

Бык вата __________

Дом __________ банан __________

 

Логопедическое заключение

(4 года)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Логопед ___________

 

Дата ___________ Зав. ГДОУ ___________

М. П.

 

 

Логопедическое заключение

(5 лет)

 

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Логопед ___________

 

Дата ___________ Зав. ГДОУ ___________

М. П.

 

 

Логопедическое заключение

(6 лет)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Логопед ___________

 

Дата ___________ Зав. ГДОУ ___________

М. П.

 

Методикапроведенияиндивидуальнойпедагогическойдиагностики

 

Сбор анамнестических данных. Отметить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия (генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромагнитных и других полей, острые и хронические и бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавления, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков; отсутствие или слабую выраженность родовых схваток, стимуляцию родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большую или малую массу тела новорожденного, преждевременное рождение; нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесенные в раннем возрасте заболевания).

При изучении постнатального развития отметить характер грудного вскармливания (как ребенок взял грудь, как удерживал сосок, не было ли подтекания молока по уголку губ, пота над верхней губой при сосании, засыпания во время кормления, частых и обильных срыгиваний), особенности сна и бодрствования (чрезмерное двигательное возбуждение, сильный приступообразный, так называемый мозговой крик, особенности раннего развития ребенка (когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ходить, узнавать близких, когда появились первые зубы, сколько зубов было к году).

По медицинской карте сделать заключение о соматическом состоянии ребенка (у каких специалистов стоит на учете, с каким диагнозом).

При изучении характера речевого развития необходимо отметить время появления гуления, лепета, первых слов и первых фраз; отметить, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине; использование жестов в качестве замены или дополнения речи; отношение окружающих к состоянию речи ребенка; занимался ли с логопедом, каковы результаты.

Проведение обследования. Исследуя поведениеиэмоциональнуюсферу ребенка, обязательно отметить особенности коммуникативной сферы: сразу ли и как легко он вступает в контакт, избирательность контактов, негативизм, уровень адекватности и устойчивости эмоциональных реакций.

Исследование слухового восприятия проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов. Логопед показывает ребенку, например, колокольчик, маракасы, бубен, дудочку, называет их и показывает, как можно издавать звуки с помощью этих музыкальных инструментов, предлагает ребенку самому поиграть на них. Затем логопед закрывает музыкальные инструменты маленькой ширмой и производит за ней звуки. Ребенок узнает и называет музыкальные инструменты.

Следующее задание позволяет выявить способность ребенка определять направление звука. Логопед предлагает ребенку встать лицом к стене, внимательно послушать и показывать рукой или сказать, откуда раздается звон уже знакомого ему колокольчика. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребенок показывает или говорит, где звенит колокольчик.

Завершает исследование слухового восприятия отстукивание или прохлопывание ребенком разных ритмических рисунков вслед за логопедом.

Исследование зрительного восприятия проводится в процессе узнавания и различения ребенком цветов. Четырехлетнему ребенку логопед предлагает подобрать блюдца такого же цвета к чашкам красного, желтого, зеленого, синего, белого и черного цветов. Если ребенок выполняет задание неуверенно, можно предложить ему попробовать свои силы в подборе шарфиков тех же цветов к шапочкам. Пятилетний ребенок подбирает блюдца к чашкам или шарфики к шапкам красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, белого, розового и черного цветов. Для шестилетнего ребенка можно усложнить задание, добавив предметы фиолетового, коричневого и серого цветов.

Следующее задание позволяет выяснить, знает ли ребенок геометрические формы. Четырехлетний ребенок выбирает по просьбе логопеда из контейнера с разными геометрическими формами круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб. Пятилетнему ребенку логопед предлагает выбрать еще и прямоугольник, а шестилетнему — многоугольник и цилиндр.

Исследование восприятия пространственных представлений начинается с выявления навыков ориентировки в пространстве. По просьбе логопеда четырехлетний ребенок показывает, какие предметы находятся вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему. Пятилетний ребенок должен также показать предметы, которые находятся слева и справа от него. Задача шестилетнего ребенка еще сложнее. Он должен показать предметы слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху.

Далее логопед проверяет умение ребенка ориентироваться в схеме собственного тела. Четырехлетнему ребенку предлагается последовательно показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу. Пятилетний ребенок должен так же показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо. Шестилетнему ребенку предлагается показать правой рукой левый глаз и левой рукой — правое ухо.

Исследование зрительного восприятия, а также мышления продолжается в процессе составления ребенком разрезных картинок. Четырехлетний ребенок складывает последовательно картинки из двух, трех, четырех частей (вертикальный и горизонтальный разрезы), обязательно ориентируясь на картинку с целым изображением. Если ребенок не может сложить картинку из двух частей без помощи логопеда, то картинка из трех частей ему уже не предлагается и т. д. Пятилетнему ребенку можно предложить сложить картинки из 4 — 6 частей с разными видами разрезов. Опора на целое изображение обязательна. Задание так же усложняется постепенно по мере выполнения ребенком.

Далее логопед предлагает ребенку сложить из палочек несколько фигур, ориентируясь на образец. Четырехлетний ребенок складывает из четырех палочек «стульчик» и «кроватку», из пяти палочек — «лесенку». Пятилетний — «домик» и «елочку» из шести палочек, «лесенку» из семи палочек, а шестилетний — «елочку» и «дерево» из шести палочек, «лодочку» и «лесенку» — из семи палочек.

При исследовании состояния органов артикуляции логопед отмечает наличие аномалий в строении губ (тонкие, толстые; частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы), зубов (редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов), прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрестный), твердого неба (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная), мягкого неба (отсутствие, укорочение, отсутствие маленького язычка), наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки; языка (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка), подъязычной связки (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

Исследуя состояние общей моторики, логопед предлагает четырехлетнему ребенку попрыгать на двух ногах без поддержки, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать мяч. При чем, если восприятие речи ребенком затруднено, логопед показывает, что следует делать, и делает упражнения вместе с малышом. Пятилетнему ребенку логопед, кроме перечисленных упражнений, предлагает бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через мягкую игрушку, попрыгать на левой ноге и на правой ноге. Шестилетнему ребенку предлагается еще ряд заданий: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее. После этого педагог отмечает состояние общей моторики, объем выполняемых движений (полный или неполный), темп (нормальный, быстрый, медленный), активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), проявление моторной неловкости.

Исследование состояния ручной моторики четырехлетнего ребенка проводится в процессе выполнения заданий на определение кинестетической основы движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке), кинетической основы движений (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей, одну сжимать в кулак, пальцы другой выпрямлять), проверки навыков работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), манипуляций с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, складывание мелких игрушек в ведерко и поочередное их вынимание, перекладывание мелких игрушек из одной руки в другую). Если ребенок с трудом понимает обращенную речь, логопед сначала предлагает образец выполнения заданий, а потом делает их вместе с ребенком. Исследуя кинестетическую основу движений пятилетнего ребенка, логопед предлагает ему одновременно вытянуть указательный и средний пальцы на правой руке, потом на левой руке, затем на обеих руках. Для проверки кинетической основы движений ребенку предлагают изобразить «игру на рояле» и выполнить пробу «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой.

Продолжает исследование состояния ручной моторики проверка навыков работы с карандашом (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, чел

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...