Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Передача от 20 июля




Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана. Напомню, в прошлый раз, читая девяносто четвертый абзац, мы говорили о том, что уединение – удел человека, достигшего определенного уровня духовного развития, который характеризуется способностью к смирению. Людям, которые не способны смиряться, общежитие крайне полезно, а уединение крайне вредно и даже противопоказано. И мы говорили, что общежитие как раз и является первичной школой, в которой человек смиряется, неизбежно приобретает навык не только уединенного бытия, но навык молитвы, навык служения Богу, навык стояния перед Богом. Потому что вне контекста смирения, вне способности смиряться с раздражающими факторами ни о каком предстоянии перед Богом, ни о какой молитве речи быть не может.

Если человек рвется из общежития, потому что устал от раздражения, от раздражающих факторов, от мирского характера окружающих его людей, от того, что у него условия в общежитии такие, что он не может молиться, поститься, исполнять волю Божию, если он хочет убежать от как бы неблагоприятных обстоятельств, не дающих возможности, как ему кажется, жить с Богом, – такой человек, от общежития убегающий в уединение, безумен, он готовит себе погибель.

На эту тему у святых отцов написано немало. В основном это истории скитских патериков, где рассказывается о том, как люди, искавшие уединения, не сумевшие ужиться в общежитии, духовно погибали. Потому что самочиние, самоволие, гордыня, уводящие человека в пустыню, приводят к тому, что он не имеет сил сопротивляться бесовским нападкам, не имеет сил для того, чтобы молиться Богу. А без молитвы к Богу, без Божественного укрепления и Божественного посещения ему не справиться с теми трудностями, которые готовит пустыня и уединенное бытие. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Если человек не идет путем смирения, еще не смирился, то благодати ему не взыскать. Само по себе уединение ничего не дает и даже в каком-то смысле опасно – гордыня может усилиться.

Если человек не в состоянии переносить немощи ближнего, не может носить тяготы другого, соответственно, не может исполнять евангельский закон, закон Христа – значит, он не смирился, он превозносится над людьми, осуждает их. Выходя в пустыню с таким состоянием сердца, естественно, человек готовит себе погибель, потому что против его гордыни выступает Бог. Вот об этом и говорит Иоанн Кассиан. И в 95-м абзаце он повторяет эту мысль:

К тому же искать пустыни следует совершенным и очищенным от всякой страсти или по выварении начисто всех страстей в обществе братий, и вступать в нее не по малодушному бегству, а по желанию достигнуть высоты Божественного созерцания, которая и совершенными не может быть иначе приобретена, как в пустыне. Ибо какие страсти перенесем мы в пустынь не уврачеванными, те будут чувствоваться скрытыми в нас, а не истребленными. И пустынь как для очищенных сердцем приберегает чистейшее созерцание и в приискреннейшем видении открывает ведение духовных тайн, так обыкновенно и страсти тех, кои не очистились от них, не только сохраняет, но еще усиливает. В таком случае иной дотоле кажется себе терпеливым и смиренным, пока ни с каким человеком не видается и не входит в сношение; но тотчас возвращается к прежнему своему нраву, как только какой-либо случай вызовет его к движению: тогда тотчас выникают из него страсти, которые скрывались и, как необузданные кони, откормленные в долгом бездействии, с большим стремлением и неистовством вырываются из своих затворов на погибель своего всадника…

Мысль достаточно проста. Если человек хочет убежать в пустыню (именно убежать), не вынося той ситуации, в которой он находится, – это есть настоящее бегство, только оно прикрывается благоприличной личиной, что он как бы стремится к уединению и тишине. Если мы не стяжали мира, не стяжали теплоты молитвы, не стяжали пребывания с Богом в общежитии, то мы никогда не найдем этого нигде. Это первая мысль, которую доносит до нас в этом абзаце Иоанн Кассиан.

Вторая мысль: уединение опасно тем, что страсти прячутся во время уединения. Это особенно характерно для современных уединенников. Понятно, что в пустынь, землянку или в леса сейчас мало кто уходит; больше люди закрываются, запираются дома, ища там молитвенного уединения, отрешенности. Когда человек пребывает в уединении собственной квартиры, ему, естественно, кажется, что все страсти побеждены, отступили, потому что нет раздражающих факторов: телевизор молчит, рекламу он не смотрит, с людьми не общается, живет один. Ну, сходил раз в магазин, купил какие-то продукты. Чревоугодие его не мучает, блудная страсть не мучает, раздражение не терзает, гнева даже близко нет – и человеку кажется, что он совершенный. И это может продолжаться достаточно долгое время.

Как пишут некоторые святые отцы на эту тему, в этом есть особая хитрость дьявола. Конечно, он мог бы показать, что человек на самом деле вовсе не такой, но зачем ему это делать – пусть человек пребывает в самомнении, самообольщении. Он и так гибнет, зачем дьяволу его еще искушать?

Другое дело, что Бог заботится о спасении этого человека и устраивает ему ситуации, когда он легко познает свою немощь. Все-таки надо ходить в храм, чтобы причащаться. И в храме такой человек быстро обнаруживает, что люди его раздражают. Опасность самообольщения именно в том и состоит: вместо того чтобы понять, что люди его раздражают, что его сердце немирное и непокойное, он думает: «Как все-таки хорошо дома! Там я сижу тихонько, никто меня не раздражает. А здесь все люди какие-то бешеные, неспокойные, неуравновешенные, они просто будоражат во мне страсти. Поэтому реже буду ходить в храм. Раньше ходил каждое воскресенье, чтобы причаститься, теперь буду ходить раз в месяц. Вон святой Антоний Великий вообще очень редко причащался, ну и я буду так же».

Но поскольку и через месяц он встретит в храме то же самое, он подумает: «Нет, буду причащаться Великим постом, на Пасху, Рождественским постом, а больше вообще не буду выходить к людям». Таким образом, он консервирует свое страстное состояние, не может выйти из него. Духовника он не слушает: «Какой смысл его слушать? Батюшка на машинах ездит, деньги получает, семью воспитывает, с людьми ругается, с властью целуется. О чем вообще можно с ним говорить? Он даже о молитве никакого понятия не имеет. То ли дело я – у меня все мирно, тихо».

Но если каким-то образом его уединение будет разрушено – например, приехала мама, или он поехал к маме, потому что за ней нужно ухаживать, или еще каким-то способом Бог стучится, вторгается в его жизнь, чтобы показать ему, что никакого совершенства, никакого бесстрастия у него нет, а есть только самомнение, самоуверенное успокоение, – человек может понять, что он вовсе не тот, каким кажется.

Но человеку так приятно это обольщение, будто бы он бесстрастен, что он прячется в своих подвалах и подпольях, чтобы никто его не дергал, никто не задевал. Дьявол же просто оставляет его в покое – зачем ему какие-то искушения, человек и так гибнет, роя себе яму.

Вот что часто ждет человека в наше время, если он взыскивает себе уединение. Уединение купирует страсти; оно их не изгоняет, не очищает сердце, оно только делает их невидимыми. Болезнь есть, но она, как сейчас принято говорить, проходит бессимптомно. Наша душа разрушается, мы гибнем, но этого не знаем, потому что никаких внешних проявлений того, что мы гибнем, нет. Люди могли бы нам это рассказать, но мы их, как единственное врачевство и лекарство, выгнали из своей жизни, поэтому пребываем неисцеленными.

Я уже употребил фразу из Послания апостола Павла, что закон Христа состоит в том, чтобы носить немощи друг друга (см. Гал. 6, 2). Если мы носим немощи друг друга, то мы исполняем закон Христов. Если мы не в состоянии носить немощи друг друга, то этим свидетельствуем, что исполнять закон Христа мы не в состоянии, не можем, не хотим и исполнять не будем – мы хотим удобного, приятного уединения, в котором пребываем в самообольщении. Вот что мы ищем, повторюсь, себе на погибель.

 

 

                          Глава 9                           к оглавлению
             Борьба с духом печали и уныния

 

Текстовая запись шести выпусков
передачи «Читаем Добротолюбие»,
выходивших в эфир на телеканале «Союз»
с 20 июля по 24 августа 2020 года

 

 

20 июля сайт видео
27 июля сайт видео
03 августа сайт видео
10 августа сайт видео
17 августа сайт видео
24 августа сайт видео
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...