Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О чём нас предупреждает падение Денницы?




О чём нас предупреждает падение Денницы?

 

Абзац 135-й. Он очень большой. Абзац этот приводит читающему или слушающему человеку на память падение Денницы, падение сатаны. Здесь он называется вполне по традиции латинских авторов Люцифером, то есть светоносцем (это, собственно, слово, которое пытается передать церковнославянское слово «денница»). То есть это некий светозарный, несущий свет ангел, который являет свет всему миру. Падение Люцифера описывается в этом абзаце. Он был совершенный по творению, это было начало путей Божьих, он был высочайшим из всего, что сделал когда-либо наш Творец. И тем не менее он захотел упасть, он упал. И вот об этом Иоанн Кассиан пишет так:

Этот (архангел) одеянный Божественной светлостью, сияя паче других высших сил по щедродательности Создателя, возомнил, что этим блеском премудрости и этою красотою добродетели, какими украшался по благодати Творца, обладает он естественными своими силами, а не по великодаровитости Божией. И вознесшись по сей причине почел себя равным Богу, как ни в чем не имеющий нужды подобно Богу, – как будто для пребывания в такой чистоте не имел он нужды в Божественной помощи. Так всецело положился он на силу своего свободного произволения, веря, что ею одною будет ему в избытке доставляемо все, потребное для полного совершенства в добродетелях и для непрерывности верховного блаженства. Это одно помышление сделалось для него первою причиною пагубного падения. За нее будучи оставлен Богом, в Котором почел себя не имеющим нужды, и тотчас сделавшись от того неустойчивым и влающимся, он и немощность собственной своей природы почувствовал, и блаженство, которым по дару Божию наслаждался, потерял…

Мы видим: чтобы понять, что происходит с человеком (чтобы вошел в плоть, душу, разум смысл человеческого бытия, логика, траектория человеческого падения), всегда нужно помнить о падшем Деннице. Действительно, мы как-то забываем, даже люди очень образованные в духовном смысле, просвещенные, что Люцифер (дьявол, Денница) не всегда был таким. На самом деле он был верхом творений Божьих, он был совершенством творения, он был создан изначально добрейшим и прекраснейшим из ангелов. И при этом он возгордился, пал и превратился в то существо, о котором мы тоже немного представление имеем. Если такому совершенному существу, как сатана, его собственное совершенство не помешало восстать против Бога, его собственное совершенство стало основанием его собственной гордыни, то насколько же осторожнее нужно быть нам! Поэтому школу греха, школу гордыни мы должны возводить именно к описанию падения Денницы. Только наблюдая за ним, зная, как это все произошло, мы можем понять, от чего нам нужно убегать и что нам по-настоящему угрожает.

Если совершенный пал, обольщенный собственным совершенством, то что делать нам, несовершенным? Если совершенство обольстилось совершенством и упало, хотя было совершенно, то что делать несовершенству, которое вдруг возомнит себя совершенством? Что с ним-то будет?

Мы видим, что на самом деле совершенство, хотя бы мы к нему и были призваны, и реальность достижения этого совершенства в нашей эмпирической жизни под сомнением, потому что если мы станем совершенными, то можем возгордиться своей непохожестью, уникальностью, своей особенностью в отношении других людей. Получается, что для нас важно не совершенство, а именно несовершенство. Важна наша слабость, наши изъяны, а не наши победы, не наши достижения, которые всегда приводят к надмению человеческого сердца.

Второе, что мы видим в этом падении, в причине падения, которая привела к погибели сатану, что Божье на самом деле не Божье, а мое, что все, что у меня есть, это мое, я сам это сделал. Добродетели мои, красота моя, молитва моя. В итоге это приписывание себе Божественной милости, любви и благодати есть действие гордости. Он, сатана, возомнил, что все, что у него есть, все его совершенство, красота, мощь, сила и мудрость, есть его собственные приобретения, ему принадлежащие. И когда он так подумал, он это потерял и опытом познал, что это вовсе ему не принадлежало, это вовсе не его.

То же самое происходит и с человеком. Когда мы начинаем все, что у нас есть хорошего, доброго, умного, сильного, красивого, приписывать себе, благодать Божья отходит, и мы оказываемся в очень печальном состоянии. Мы живем с помыслом, который является самым вредным для человека: «Я сам! Я могу это сделать сам. Мне Бог на самом деле не нужен, я могу справиться с этим сам». Именно этим соблазнил сатана Адама и Еву, именно в этом мы сами подражаем сатане, когда говорим именно «я сам». «Я сам с этим справлюсь, мне Бог не нужен, мне люди не нужны, я сам смогу это сделать». Когда человек так мыслит, он уподобляется сатане и, как и тот, теряет Божественную благодать.

 

Передача от 19 октября

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...