Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благодарность рождается в душе человека, способного осознать, что все вокруг пронизано заботой Бога




Благодарность рождается в душе человека, способного осознать, что все вокруг пронизано заботой Бога

 

Эта мысль, это переживание, как некое озарение, откровение для человека, что он достиг какого-то результата, есть действие благодати, и само проведение его по этому пути к достижению результата есть действие благодати. А если это благодать, то, естественно, следует и благодарение. Благодарение рождается тогда, когда человек переживает благодать.

В 142-м слове Иоанн Кассиан так и пишет:

Мы должны всегда возносить благодарение Богу не только за то, что Он создал нас разумными, одарил способностью свободного произволения, даровал благодать крещения, дал в помощь ведение закона, но и за то, что Он подает нам каждодневным Своим о нас промышлением, именно: освобождает от наветов вражеских, содействует нам преодолевать плотские страсти, покрывает нас без ведома нашего от опасностей, ограждает от впадения в грех, помогает нам и просвещает в познании и уразумении требований закона Его, тайно вдыхает сокрушение о нерадении и прегрешениях наших, спасительно исправляет нас, удостаивая особенного присещения, иногда даже против воли влечет нас ко спасению. Наконец самое свободное произволение наше, более склонное к страстям, направляет к лучшему душеполезному действованию, и обращает на путь добродетели присещением Своего воздействия на него.

И добавить-то нечего. Все, что происходит с нами хорошего, есть действие Его благодати, поэтому за все мы должны благодарить.

Святитель Иоанн Златоуст сказал: вера есть удел душ благодарных. Мне всегда хочется добавить, что благодарность есть способность души смиренной. Ведь если я сам все делаю, то тогда мне не за что благодарить Бога. А если я вижу, что все делает Он, венчая мои хрупкие, маленькие усилия, то как же не благодарить Его? Но это и означает, что я не себе приписываю мой путь к Богу; это действие Его любви, Его Промысла, Его заботы.

 

 

Передача от 9 ноября

 

Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана. Напомню, мы остановились на 142-м абзаце:

Мы должны всегда возносить благодарение Богу не только за то, что Он создал нас разумными, одарил способностью свободного произволения, даровал благодать крещения, дал в помощь ведение закона, но и за то, что Он подает нам каждодневным Своим о нас промышлением, именно: освобождает от наветов вражеских, содействует нам преодолевать плотские страсти, покрывает нас без ведома нашего от опасностей, ограждает от впадения в грех, помогает нам и просвещает в познании и уразумении требований закона Его, тайно вдыхает сокрушение о нерадении и прегрешениях наших, спасительно исправляет нас, удостаивая особенного присещения, иногда даже против воли влечет нас ко спасению. Наконец, самое свободное произволение наше, более склонное к страстям, направляет к лучшему душеполезному действованию, и обращает на путь добродетели присещением Своего воздействия на него.

Добавить к этому слову нечего. Благодарность – это действие, само собой разумеющееся, если человек ощущает в себе все, что описано Иоанном Кассианом. Если человек чувствует, что все вокруг пронизано заботой Бога, то благодарить для него естественно. Совершенно не случайно святой Иоанн Златоуст сказал по этому поводу: «Вера есть удел душ благодарных».

Но для того, чтобы принести благодарение, человеку необходимо смирение. Без смирения человек просто не видит никакой заботы Бога о себе. Он видит чудесную заботу Бога о себе именно тогда, когда смиряется в посылаемых Богом обстоятельствах и принимает их. Если человек не смиряется и злится на окружающие его обстоятельства, то он не может увидеть в этом Бога. Его вера рассыпается, потому что он не верит в то, что Бог действительно присутствует рядом с ним.

Кроме всего прочего смирение предполагает, что все происходящее есть действие Божественной благодати. Не я сам это делаю, а благодать, которая со мной. Хорошие, благодатные, добрые и правильные действия, которые я произвожу, – это действия Божественной благодати или я это делаю сам? Если я думаю, что делаю все сам, то и благодарить мне Бога не за что. Тогда и веры никакой нет, она мне не нужна. А если, несмотря на всю свою худость, негожесть и неспособность, я все-таки делаю добро, то очевидно, что это делаю не я, а благодать, которая со мной. Мысль, делаю я сам или во мне действует благодать, является демаркационной линией между человеком смиряющимся и человеком гордым.

Действительно, человек постепенно должен осознать, что все фундаментальные вещи, необходимые для спасения, – дар Божий. Здесь перечисляется неполный перечень благодатных даров, благодаря которым мы живы. Сама вера – это дар Божий.

Все это не должно стать привычкой для человека. Он никогда не должен переставать благодарить Бога за то, что Он призвал его, обыкновенного и грешного человека, и даровал ему веру. За одно только это благодарность никогда не должна в нас закончиться.

Дав веру, Бог дает и понимание этой веры. Как много людей, которые имеют веру, но совершенно не понимают, чего она от них требует. Если же человек сознает, что понимает эту веру именно так, как написано об этом в Евангелии, то его сердце преисполняется благодарностью за то, что Бог дал и познание, и разумение этой самой веры. Кроме того, Он дает человеку способность не только понимать, но и исполнять написанное. У человека появляется возможность жить по вере, исполнять то, что он понимает и считает правильным.

Три важнейших элемента христианской жизни: сама вера, понимание этой веры и способность жить в соответствии с этим пониманием – все это действие благодати. И как говорит преподобный Иоанн Кассиан в этом отрывке, каждый день Бог защищает нас от злых людей и бесовских козней, которые могли бы нам повредить и разрушить нормальное течение нашей жизни. Избежать этого нам помогает благодать Божия, Промысл Божий.

Человек, разумеющий что-либо в мире Божественного присутствия, должен совершенно отчетливо чувствовать, переживать и понимать, что все в нем есть действие благодати Божией. Человек начинает благодарить Бога просто за то, что открыл глаза, просто за то, что видит заботу Божию о себе: в луче солнца; в тепле, в котором он просыпается; в постели, на которой спит; в крыше над головой, которая у него есть; в здоровье, которое позволяет встать с кровати и двигаться. Всё это условия для возрастания в вере, условия, чтобы непрестанно благодарить Бога, даже если больше ничего нет.

Мы не видим большего, потому что никак не благодарим Бога за то, что у нас уже есть. Если человек смиряется и понимает, что в жизни все делает не он сам, а благодать, то постепенно благодарение становится все больше и больше, а вера все сильнее и сильнее. Если же он, напротив, с каждым разом все меньше замечает благодеяния Божии, если его деятельность превращается в постоянный ропот, недовольство, критику и осуждение, то постепенно умаляется и вера, превращаясь в некий мировоззренческий концепт, а не в предстояние Живому Богу. Конечно, это разрушает нормальное бытие верующего человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...