Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Стилистика современного русского литературного языка




ТЕМА 15. СТИЛИСТИКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Практическое занятие 1.

Тема. Стилистика как лингвистическая дисциплина

Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа, опрос.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о стилистике и о стилях русского языка.

2. Понятие о стилистической окраске слова.

3. Функционально-стилевое расслоение лексики литературного языка.

Методические рекомендации

В первом вопросе студент должен дать определение понятий «стиль», «стили языка», «функциональные стили речи»; разграничить понятия «разговорная речь», «книжная речь». Следует также рассказать о формировании функциональных стилей русского литературного языка, изложить суть концепции «трех штилей» М.В. Ломоносова; дать общую характеристику функциональных стилей современного русского языка, обратить внимание на взаимодействие функциональных стилей.

Во втором вопросе необходимо охарактеризовать понятия «стилистическая окраска языковых средств», «эмоционально-экспрессивная лексика»; рассмотреть особенности стилистических норм и типы стилистических ошибок; показать отличие экспрессивной лексики от эмоциональной.

Отвечая на третий вопрос, студент должен уяснить, что одну и ту же информацию можно передать разными лексическими средствами, поэтому существует разделение лексики на общеупотребительную и закрепленную за определенным стилем (разговорная и книжная лексика, термины, просторечие).

При подготовке к занятию необходимо изучить учебный материал по: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 2. Структурные и коммуникативные свойства языка); Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. (Глава 2. Разновидности речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Прочитайте фрагмент из «Поучения Владимира Мономаха». Найдите слова и выражения книжного и разговорного стиля.

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную – это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил. <….>

Научись … быть благочестию свершителем, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, … лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу».

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

(Перевод Д.С. Лихачева)

Задание 2. Изложите сюжет выбранного вами известного кинофильма от лица:

- писателя, сочиняющего сценарий фильма;

- полицейского, составляющего протокол;

- тележурналиста в репортаже;

- вашего сокурсника.

Задание 3. Установите соответствие между функциональными стилями и характеризующими их особенностями.

1. Художественный 2. Публицистический 3. Разговорный 4. Научный 5. Официально-деловой 1) стремление к единообразию, четкости в выражении понятия; 2) логичная (последовательная и аргументированная), точная, беспристрастная передача информации; 3) непринужденное, без особых забот о литературной правильности речи выражение личного отношения к чему-либо; 4) повествование через систему образов в отшлифованной форме речевого произведения; 5) точное изложение информации по общепринятому стандарту; 6) спонтанность, неофициальность, эмоциональность и использование невербальных средств общения; 7)стандартизированность, клишированность; 8) ослабление норм, незаконченность речевых построений; 9) прямое и призывное, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражение гражданской позиции автора.

Задание 4. Укажите функционально-стилевую принадлежность слов. Выпишите в три столбика научные термины, разговорную лексику, просторечия. Подберите к просторечиям литературные синонимы.

Альтернативный, зорька, парадигма, подпасок, районировать, упорядоченный, припоздать, летучка, экзистенциализм, жадничать, задарма, киношка, споднизу, отсебятина, десятка, гипертекст, водила, префикс, ехай, девчоночка, ядрёный, тута, античность, ейный, конгруэнтный, классицизм.

Задание 5. Подчеркните слова, которые, на ваш взгляд, имеют отрицательный оттенок.

Дорогущий, тема, шарашка, подработка, общага, дыра, кинуть, конкретный, хапнуть, базар, выпендриваться, поляна, тонюсенький, голубушка, нахаляву, бестия, лады, прикол, пахать, показуха, нафуфыриться, гламур, тупить.

Задание 6. Отметьте предложения со стилистическими ошибками.

1) Новое повышение квартплаты заставит отмусоливать деньги в городскую казну не самых богатых, но наиболее законопослушных граждан.

2) В результате применения новой технологии металлов себестоимость изделий уменьшится на 12%.

3) По линии привлечения детей к занятиям спортом классный руководитель моего сына разработал план соответствующих мероприятий.

4) Не обращая внимания на очередь, голубой берет пробился к кассе.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

3. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

Практическое занятие 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...