Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая психологическая характеристика основных форм личности




Квадрат. Если вашей основной формой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик? Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем прежде всего знамениты истин­ные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. И Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата. Если вы твердо выбрали для себя Квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатьюает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а — б — в — г и т.д. Квадраты скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но... увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в допол­нительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квад­рат неэффективно действует в аморфной ситуации.

Треугольник — эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Они, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали. Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффективного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники — честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом «высоком» уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чуют выгодное дело и в борьбе за него могут «столкнуть лбами» своих противников. Главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник: символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: «треугольную», «круглую» и т.д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с «человеком без стержня». Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, задать которые прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» — всего лишь стадия. Она пройдет!

Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает круг, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.

Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к кругам. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее ве­роятно, что именно Круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, например. Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны и кругом царил мир. Однако в одном отношении Круги проявляют завидную твердость, если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг — это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что круги не в ладах с логикой. Просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем, стиле мышления. Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса. Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» — Треугольника и Квадрата.

Зигзаг: это фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику — Кругу, только еще в большей степени, вам свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция — это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а... к...я! Поэтому многим линейным, «левополушарным» трудно понять Зигзагов. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях; поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.

Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»), что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

 

Литература: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- 3-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения 480 с.

 

Восьмицветовой тест М.Люшера

 

При рассматривании картины психологическое значение красок остается неосознанным, но все обстоит иначе, когда мы имеем дело с отдельными цветами, так как каждый из них имеет свое неповто­римое значение для человека, и психологическое и физиологическое влияние на него.

При выборе цвета предпочтение одного и непринятие другого имеет определенное значение, так как выбор цвета точно отражает душевное состояние человека. На этом основан и построен тест М.Люшера. Каждый из восьми цветов теста тщательно подбирался по своему специальному психоло­гическом) и физиологическому значению. С этой целью в течение пята лет проводились предваритель­ные опыты с 4500 оттенками цветов. Их значение является универсальным и неизменным, так как оно не зависит от расы, пола, социального положения и существует везде.

Тест чувствителен даже к малейшим изменениям актуального состояния и может быть исполь­зован для изучения личностных особенностей.

Тест М.Люшера относится к проективной методике исследования личности. Его преимущество перед другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоци­рует реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отноше­ние испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции. Впервые автор опубликовал свой тест в 1948 году.

Данные о надёжности и валидности теста неоднозначны В отечественных исследованиях изу­чалась валидность (И.М.Дашков, Е.А. Устинович, 1980), а также исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н.К. Плишко, 1980).

Методика подкупает своей лаконичностью и простотой, как в проведении, так и в интерпрета­ции, способностью выявлять наиболее непосредственные и неподвластные сознанию проявления ин­дивидуально-личностных свойств, при этом полученные данные наглядно демонстрируют связь конституционально заложенных свойств с типом реагирования на средовые воздействия, степень подвла­стности или сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты.

Стимульный материал состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Но обычно используется набор из восьми цветных квадратов, так называемый «Восьмицветовой тест М. Лютера». Из этого набора основными считаются: синий (1), зелёный (2), красный (3), жёлтый (4); а дополнительными— фиоле­товый (5), коричневый (6), чёрный (7) и серый (0).

Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обив­кой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в дан­ный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномер­ным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, предварительно перемешав их, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испы­туемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что ис­следование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

Психологическая интерпретация полученного ряда опирается на предположение о том, что каждому цвету присуще определённое символическое значение, а ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого, при этом функцио­нальную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Основные цвета сим­волизируют психологические потребности, которые М. Люшер обозначил как влечение к удовлетворению, покою и привязанности (синий цвет); стремление к самоутверждению (зе­лёный); стремление «действовать и добиваться успеха» (красный) и стремление «смотреть вперед и надеяться» (жёлтый). Поэтому они в норме и при полной уравновешенности, по мнению автора, должны находиться на первых четырёх позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере. Их роль как бы разделяю­щая или разбавляющая. По мнению Люшера, они не являются психологическими "первоэле­ментами" и включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

Важно отметить, что М. Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора. Функция цвета, отражающая субъективное отношение ис­пытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется следующим образом: "явное предпочтение" обозначается знаком "+", который присваивается первым двум предпочитае­мым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет "основной способ дейст­вия", а на второй - "цель", к которой стремится испытуемый. Просто "предпочтение" (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком "X" и указывает на "истинное положение вещей" (ситуацию) и "образ действия", вытекающий аз данной ситуации. "Безразличие " (5-я и 6-я - позиции) обо­значается знаком "=" и указывает на невостребованные в данный момент резервы, ин­дифферентную зону, бездействующие свойства личности. "Неприятие" (антипатия) - 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак "-", их функциональное значение - "подавленные потребно­сти". Таков классический подход к интерпретации цветового ряда по Люшеру.

Если проводится два тестирования, то делается разбиение цветовых выборов на так называемые функциональные пары. Это обозначает, что, если две цифры, определяющие цвет, оказываются рядом в двух выборах, даже если они меняются местами, то такая пара об­водиться «кружком». Согласно правилу, первая группа (или одна цифра) помечается знаком "+ " 2-я группа (или одна цифра) помечается знаком "X", последняя группа (или одна цифра) помечается знаком "-", все остальное помечается знаком "=" Это может привести к такой группировке, что одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе окажутся снабженными разными знаками. В таком случае каждый выбор следует помечать отдельно:

 

  + + х = = = = –
1-й выбор: (5 1)3(4 2)(6 0)7
2-й выбор: 3(5 1)(4 2)7(6 0)
  +х = = = – – –

 

Так как второй выбор является более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, при интерпретации следует учитывать группировку и обозначения второго вы­бора. Если после группировки два цвета, составляющие пару при первом выборе, при втором выборе "расщепились", т.е. стоят отдельно, то каждый из них заключается в квад­ратные скобки:

 

+ + х х = = – –
(3 1)5 4(0 6)(7 2)
(3 1)[4](6 0)(27)[5]
+ + х = = = = –

 

В таких случаях следует рассматривать соответствующие значения как группы, так и отдельно взятые цвета из разъединенной пары; в данном примере: Х4 Х5 и Х4 и - 5

Для того чтобы ценная информация не была упущена, цвета, попавшие в разные функциональные группы, должны интерпретироваться двояко ХХ

 

++ хх == ==
5 1 34 06 27
3 1 54 07 26
++ хх == ==

 

В данном случае в таблицах следует искать интерпретацию следующих пар: +3 +1, X1 Х5, =4 =0, =7 =2, -2 -6 (дополнительные группы, вытекающие из приведенного выбора, +3-6 и + 3-2 будут обсуждаться дальше).

Распределение функциональных значений начинает подчиняться другим прави­лам, если любой из основных цветов занимает одну из трех последних позиций ряда и символизируемая этим цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, т.е. является источником стресса; тогда он должен быть помечен знаком "-", так же, как и остальные расположенные справа от него цвета, независимо от их структурного значе­ния; кроме того, и он сам, и стоящие справа от него цвета означают неприятие и поме­чаются дополнительным знаком А - anxiety (тревога):

 

А А А

Компенсация тревоги определяется характеристикой цвета, находящегося на пер­вой позиции. Чтобы обратить на это внимание, каждый раз, когда в конце ряда стоит знак "А", цвет, находящийся на первой позиции помечается знаком "С" - compensation (ком­пенсация). Компенсация с помощью одного из основных цветов считается более успеш­ной, чем с дополнительными цветами, обусловливающими "утрированность" поведения, придающими обсессивный (навязчивый) характер поступкам. Присутствие серого, черно­го и коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком "+", а также "С". Если один из этих цветов находится на второй или третьей позиции, он сам и все последующие цвета, расположенные левее его, помечаются знаками "+" и "С":

 

 

Психологический (частично или полностью осознанный конфликт между желае­мым и возможным) или физиологический стресс (чаще - неосознаваемая эмоциональная напряженность, трансформированная в вегетативный и функционально-организменный дисбаланс), считается относительно слабым, когда основной цвет находится на 6-м мес­те, и более выраженным, если он на 8-м. Интенсивность тревоги при напряженности и стрессе измеряется количеством знаков "!". Наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на 6- и позиции оценивается как один знак"!", на 7-й как два "!!", на 8-й как три "!!!". Ин­тенсивность компенсаторных тенденций оценивается следующим образом: если 6, 7 или О цвет находится на третьем месте -это "!", если на втором - "!!", на первом - "!!!". (5-й цвет не обозначается "!" ни на какой позиции).

Таким образом, тревога в целом оценивается суммой "?" каждого ряда в отдельно­сти, числовое выражение баллов – от 0 до 12. Сравнение количества "!" в первом и вто­ром выборе является прогностически ценным и показывает тенденцию к нарастанию тре­воги, если во втором выборе "!" больше, чем в первом, и, наоборот, свидетельствует о тенденции к уменьшению тревожности, если количество"!" больше в первом выборе. В приведенном ниже примере речь идет о нарастании тревожности, а прогноз состояния должен, расцениваться как пессимистический.

 

 

Итак. 8-я позиция ряда всегда означает подавленную потребность и обозначается знаком " -". Если какой - либо из основных цветов (1, 2, 3 или 4) занимает 6-ю, 7-ю или 8-ю позицию, то он вместе с цветами, расположенными вправо от него, означает "трево­гу", поэтому все они обозначаются знаком «-» и буквой А и вскрывают основной источ­ник стресса. При этом цвет, находящийся на первой позиции, следует рассматривать как компенсацию и пометить буквой С. Цвет, занимающий первую позицию, всегда обозна­чается знаком «+». Если какой-либо из дополнительных цветов (0, 6, 7) занимает первую, вторую или третью позиции, то он и все расположенные слева от него цвета обозначают­ся знаком «+» и буквой С, и выявляют компенсацию. Если имеется цвет, обозначенный С, то цвет, занимающий восьмую позицию, можно рассматривать как тревогу и пометить буквой А. Интенсивность тревоги или компенсация выражается суммой восклицатель­ных знаков. Если цвета 0, б, 7 находятся в позиции с первой по третью, то после них сле­дующему (одному) присваивается X, а все оставшиеся цвета получают автоматически знак «=». Если цвета 0, 6, 7 не стоят в позиции с первой по третью, то первую и вторую позиции обозначают знаком «+». Если цвета 1, 2, 3, 4 имеют знак «-», то их необходимо смотреть в паре. Если на седьмом или восьмом месте стоит основной цвет, то его ставят на второе место и получают ещё одну пару. Плюс пару образуют первая и восьмая пози­ции. Проблема, с которой связана эмоциональная напряжённость, выявляется соотноше­нием цветов со знаком «+» и «-», т.е. тех, которые обозначены как тревога А и компенса­ция С. Наиболее значима проблема, представленная сопоставлением цветов первой и восьмой позиций, наименее значимой представляется проблема, выявляемая цветами, от­далёнными от крайних позиций, т. е. третьей и шестой. Обычно количество рассматри­ваемых проблем не ограничивается сопоставлением диаметрально противоположных пар, а возрастает за счёт перебирания всех возможных сочетаний А и С.

 

Например,

рассматриваем сочетания +7-3, +0-7, +0-4, +6-2, +7-4, +0-3, +7-2, +0-2, +6-3, +6-4, +7-3, +7-4, +0-3, +0-4, +7-2, +0-2,+6-3.

Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении первого и второго выборов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к символи­зируемой этим цветом потребности.

Комбинация из 2, 3,4 цветов (в любом порядке) называется "рабочей группой", их по­ложение в начале ряда выявляет целенаправленную активность и хорошую работоспособность. Если рабочая группа "разбита", то это отражается на работоспособности негативно. Особенно проявляется истощаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигаются к концу ря­да. "Уход" собранной рабочей группы в индифферентную зону в этом отношении прогностически более благополучен, так как может быть отнесен за счет временно существующей не­благоприятной ситуации.

 

Пример:

 

смотреть пары: +3+1, х1х5, =4=0, =7=2, -2-6, +3+2, +-2.

ЗНАЧЕНИЕ ВОСЬМИ ЦВЕТОВ

Серый (0).

Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенси­рующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, уча­стие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпо­читаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потреб­ностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то "произошло выклю­чение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувству­ет себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения". Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако, перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

Синий (1).

Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, пре­данность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмо­циональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает "разрывание пут" или желание их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенно­сти компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмо­циональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную (помимо первых 3-х) позицию.

Зеленый (2).

По Люшеру - это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целе­устремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассмат­ривается как вариант самоутверждения. "Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение". Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. "асе, что приводит к абстрактному формализму", а также потребность производить впечатле­ние, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализа­ции этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация по­зиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбу­ждения (4-й). Компенсация за счет +4 ("бегство к свободе") представляется более продуктив­ной. канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает на­пряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й и 4-й.

Красный (3).

Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный -выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жад­ного желания всех жизненных благ. Это - воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, "сила воли". Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало возбужденную деятельность. Отвержение красного свиде­тельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих фак­торов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако, такое сочетание мо­жет отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоциональ­но-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4).

Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность релаксацию, полную радо­стных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпоч­тение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7-е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, "попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований". Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет "мазохистическое прилипание" к объекту при­вязанности. Компенсация +2-4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой слу­жит стремление к высокому социальному статусу а +3-4 -поиск приключений, активация сек­суальности. Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2, 3,4 и 5

Фиолетовый (5).

Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет победность красного и ка­питуляцию синего, символизируя тождество т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшеб­ство магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность. Предпочтение фио­летового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивы­ми Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью проявляющей­ся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чут­кости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позиции с третьей по седьмую, а у детей и беременных женщин— на первой и второй позициях.

Коричневый (6).

Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом диском­форте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда Чувство утраты корней, по­тери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На восьмой позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиоло­гической удовлетворённости или подавление физиологических потребностей. Цвет настора­живает, если он не занимает пятое— седьмое места.

Чёрный (7).

Это «нет» в противоположность «да» (белый), это «конец», за которым больше ничего нет. 7 и 4 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчёркивая и усиливая свойства этого цвета. В пер­вой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального ти­па. На первом месте чёрный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Чёр­ный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на пер­вой позиции. Чёрный цвет на третьей позиции компенсируется цветами, расположенными на первой и второй позициях, восьмая позиция для цвета статистически наиболее часто встре­чающаяся.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...