Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение задачи Симплекс методом

Задача

В ресторане изготавливают 2 коктейля с использование апельсинового сока и Campari (вермут). Менеджер ресторана считает, что за неделю в ресторане может быть реализовано до 150 порций коктейля: для приготовления 1-ого коктейля под названием «Campari Orange» (апельсиновый сок, Campari) требуется около 100 мл. апельсинового сока и 150 мл. Campari, а для приготовления 2-ого коктейля под названием «Шот коктейль» (апельсиновый сок, Campari, сок лимона, мятный сироп) требуется около 200 мл. апельсинового сока и 100 мл. Campari. Ресторан может получать до 20 литров сока в неделю, и не меньше 3 литров Campari (для того чтобы поставщики продолжали сотрудничать с нашим рестораном необходимо заказывать не меньше 3 литров Campari).
Если прибыль от продажи «Campari Orange» составляет 3 у.е., а от «Шот коктейль»- 4 у.е.

 

Вопрос: Сколько коктейлей каждого вида следует произвести в неделю?

 

Данная задача придумана на основе практической деятельности. Все данные являются действительными.


Математическая постановка

X1 – кол-во коктейля «Campari Orange»

X2 – кол-во коктейля «Шот коктейль»

 

F(x) = 3X1+4X2 => max

 

Ограничительные условия:

 

X1+X2 150

 

0.1X1+0.2 X2 20

 

0.15X1+0.1 X2 3

 

X1 0, X2 0


Решение задачи Графическим способом

 


X1+X2 150

 

0.1X1+0.2 X2 20

 

0.15X1+0.1 X2 3

 

X1 0, X2 0

 

 

Заменим знаки неравенства на знаки равенства, построим прямые соответствующие уравнениям.

 

1. Построение границы 1
X1+X2 =150 – прямая линия

 

X1      
X2      

 

2. Построение границы 2

0.1X1+0.2 X2 =20 – прямая линия

 

X1      
X2      

 

3. Построение границы 3

0.15X1+0.1X2 =3 – прямая линия

 

X1      
X2      

 

 

Многоугольник ABDCE является областью допустимых решений этой задачи.

 

Построим линию уровня целевой функции

 

F(x) = 3X1+4X2 =0

 

X1      
X2     -30

 

 

Построим градиент, вектор, направление которого покажет max. скорость роста этой функции.

g (3; -4)

 

 

Передвинем линию уровня целевой функции в направлении градиента

Координаты точки E- оптимальный план

Точка В получена пересечением 1 и 2 границы


X1+X2 =150

 

0.1X1+0.2 X2 =20

 

Выразим X1

X1= 150- X2

0.1*(150- X2)+ 0.2 X2 =20

(0.1*150)-0.1X2 +0.2 X2 =20

15+0.1X2 =20

X2 =50

Подставляем X2 в одно из уравнений

X1 +50=150

X1 =100


X1 =100

 

X2 =50

 

F(x*)=100*3+50*4=300+200=500

Ответ: оптимальный план X1 =100, X2 =50. Max. значение функции 500


Решение задачи с помощью MathCAD


Решение задачи Симплекс методом

 

F= 3X1+4X2 => max

 


X1+X2 150

 

0.1X1+0.2 X2 20

 

0.15X1+0.1 X2 3

 

X1,…X2>0

 

Приведем системe ограничений к каноническому виду, путем введения неотрицательных переменных и затем преобразуем неравенство в равенство.

 


x1 + x2 + x3 = 150

 

0.1 x1 + 0.2 x2 + x4 = 20

 

0.15 x1 + 0.1 x2 - x5 = 3

 

В уравнении 3 нет переменной, которая входила бы в него с коэффициентом 1, а в остальные уравнения системы входила бы с коэффициентом ноль. Добавим к данному уравнению искусственную переменную R1

 

F= 3X1+4X2 -MR1

 

 

x1 + x2 + x3 = 150

 

0.1 x1 + 0.2 x2 + x4 = 20

 

0.15 x1 + 0.1 x2 - x5 + R1 = 3


 

Ц Базис x1 x2 x3 x4 x5 R1 П q
  x3                
  x4 1/10 1/5            
  R1 3/20 1/10     -1      
  F -3 -4           -
  оценка -1 -2/3       -1 - -

 

Разделим элементы строки 3 на 3/20

 

Ц Базис x1 x2 x3 x4 x5 R1 П q
  x3                
  x4 1/10 1/5            
  R1   2/3     -20/3 20/3    
  F -3 -4           -
  оценка -1 -2/3     20/3 -20/3 - -


От элементов строки 1 отнимает соответствующие элементы строки 3.

От элементов строки 2 отнимает соответствующие элементы строки 3, умноженные на 0.1.

От элементов строки L отнимает соответствующие элементы строки 3, умноженные на -3.

От элементов строки W отнимает соответствующие элементы строки 3, умноженные на -3/20.

Элементы столбца r1 можно не пересчитывать, так как переменная r1 больше не является базисной

 

Ц Базис x1 x2 x3 x4 x5 П q
  x3   1/3     20/3   -
  x4   2/15     2/3   -
  х1   2/3     -20/3   -
  F   -2     -20   -

 

За ведущий выберем столбец 5, так как -20 наименьший элемент в L строке. Элемент L строки, принадлежащий столбцу свободных членов не рассматриваем.

За ведущую выберем строку 1, так как отношение свободного члена к соответствующему элементу выбранного столбца для 1 строки является наименьшим. Обратите внимание, что отношение мы вычисляем только для положительных элементов столбца 5.


 

Ц Базис x1 x2 x3 x4 x5 П q
  x3   1/3     20/3   39/2
  x4   2/15     2/3    
  х1   2/3     -20/3   -
  F   -2     -20   -

 

Разделим элементы строки 1 на 20/3

 

Ц Базис x1 x2 x3 x4 x5 П q
  x3   1/20 3/20     39/2 39/2
  x4   2/15     2/3    
  х1   2/3     -20/3   -
  F   -2     -20   -

 

От элементов строки 2 отнимает соответствующие элементы строки 1, умноженные на 2/3.

От элементов строки 3 отнимает соответствующие элементы строки 1, умноженные на -20/3.

От элементов строки L отнимает соответствующие элементы строки 1, умноженные на -20.

За ведущий выберем столбец 2, так как -1 наименьший элемент в L строке. Элемент L строки, принадлежащий столбцу свободных членов не рассматриваем.

За ведущую выберем строку 2, так как отношение свободного члена к соответствующему элементу выбранного столбца для 2 строки является наименьшим. Обратите внимание, что отношение мы вычисляем только для положительных элементов столбца 2

 

Ц Базис x1 x2 x3 x4 x5 П q
  x3   1/20 3/20     39/2  
  x4   1/10 -1/10        
  х1              
  F   -1         -

 


Разделим элементы строки 2 на 1/10

 

Ц Базис x1 x2 x3 x4 x5 П q
  x3   1/20 3/20     39/2  
  x4     -1        
  х1              
  F   -1         -

 

От элементов строки 1 отнимает соответствующие элементы строки 2.

От элементов строки 3 отнимает соответствующие элементы строки 2.

От элементов строки L отнимает соответствующие элементы строки 2, умноженные на -1.

 

Ц Базис x1 x2 x3 x4 x5 П q
  x3     1/5 -1/2     -
  x2     -1       -
  х1       -10     -
  F             -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...