Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и направления государственного регулирования рынка ценных бумаг

Тема 2. Регулирование рынка ценных бумаг в РФ

2.1. Сегменты в структуре рынка ценных бумаг

2.2. Цели и направления государственного регулирования рынка

ценных бумаг

2.3. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг

 

Термины

1. Согласно (благодаря, вопреки) Федеральному закону РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей,
которые осуществляют определённые виды деятельности.

3. Брокер -профессиональный участник РЦБ, осуществляющий деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счёт клиента или от своего имени и за счёт клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

4. Дилер -профессиональный участник РЦБ, осуществляющий деятельность по совершению сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счёт путём публичного объявления цен покупки и/или продажи этих ценных бумаг.

5. Управляющий – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица ценными бумагами и денежными средствами.

6. Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг в России признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Сегменты в структуре рынка ценных бумаг

В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок последний можно разделить на первичныйивторичный. Впервые ценные бумаги появляются на первичном рынке, где осуществляется продажа их первым владельцам (инвесторам). Обязательными участниками первичного рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Процесс купли-продажи может осуществляться как с помощью, так и без помощи посредников. Именно на первичном рынке эмитенты путём продажи ценных бумаг привлекают средства инвесторов, которые используются для реализации
намеченных коммерческих целей.

Все последующие операции с ценными бумагами осуществляются на вторичном рынке. Но отличие вторичного рынка ценных бумаг от первичного заключается не только в том, что вторичный рынок следует за первичным, и ценные бумаги не могут появиться на вторичном рынке, минуя первичный. На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путём купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитента. На вторичном же рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за
проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг. То есть операции на вторичном рынке происходят без участия эмитента и не оказывают непосредственного влияния на положение дел эмитента. Важным для эмитента является лишь объем обязательств по ценным бумагам.

Структура рынка ценных бумаг представлена на схеме (рис. 2.1).

 

Рис.2.1. Структура рынка ценных бумаг

В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами можно выделить биржевой (организованный) и внебиржевой (неорганизованный или «уличный») рынки ценных бумаг. Организованный рынок образуют фондовые биржи. Все остальные сделки с ценными бумагами осуществляются на неорганизованном рынке.

В зависимости от типа продаваемых ценных бумаг выделяют также такие части рынка ценных бумаг, как денежный рынок и рынок капиталов.

Денежный рынок – это рынок краткосрочных финансовых требований (со сроком действия до одного года).

Рынок капиталов - это рынок ценных бумаг со сроком действия более одного года. Хотя такое деление и является довольно условным, в нем есть определённый смысл, так как на денежном рынке удовлетворяются потребности, главным образом, в оборотном капитале, а на рынке капиталов – потребности в основном капитале.

 

Цели и направления государственного регулирования рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования. Целью государственного регулирования рынка является создание такой системы, которая должна способствовать притоку инвестиций в экономику, создавать равные возможности для реализации прав всем участникам рынка и не допускать ущемления интересов одних участников рынка за счёт других.

Система государственного регулирования оказывает непосредственное влияние на развитие отдельных сегментов финансового рынка. Так, если «американская» система регулирования нацеливает на привлечение капитала путём выпуска ценных бумаг, то «немецкая» модель, напротив, отдаёт предпочтение развитию кредитных отношений.

Государственное регулирование фондового рынка осуществляется соответствующими государственными органами в соответствии с нормативноправовыми актами, в которых определены основные направления и рычаги регулирования.

Нормативно-правовая база регулирования рынка ценных бумаг складывается из трёх уровней:

1) верхний уровень — это законодательные акты, принимаемые высшим законодательным органом страны. В законах, как правило, прописываются основные принципы регулирования без подробной детализации;

2) второй уровень образуют нормативные акты, которые принимаются органами исполнительной власти - правительством, министерствами и ведомствами;

3) третий уровень - это правила, инструкции, методики, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями и организаторами торговли.

Если требования законодательных и нормативных актов являются обязательными для всех участников фондового рынка, то правила третьего уровня предназначены для членов и участников соответствующих организаций.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется по следующим основным направлениям:

1) установление правил выпуска и обращения ценных бумаг. Так, например, выпуск и обращение эмиссионных ценных бумаг на территории Российской Федерации должны осуществляться в строгом соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и «Стандартами эмиссии», утверждёнными приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. № 05-4/ПЗ-Н, а выпуск векселей - в соответствии с Федеральным законом «О переводном и простом векселе»;

2) определение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установление обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка и контроль за деятельностью профессиональных участников;

3) разработка системы квалифицированных требований к руководителям и специалистам организаций — профессиональным участникам рынка ценных бумаг и аттестация их для работы с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время положению руководители, контролёры и специалисты организаций — профессиональных участников фондового рынка должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

4) лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или другими уполномоченными органами. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» лицензированию подлежит деятельность всех профессиональных
участников рынка ценных бумаг.

В России первоначально складывалась модель регулирования фондового рынка, тяготевшая к «американской» модели. Так, распоряжением Президента Российской Федерации от 9 марта 1993 г. № 163-рп было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам – коллегиальном органе при Президенте Российской Федерации, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг.

В дальнейшем Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением её прежних функций.

В тексте Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (в ред. 1996 г.) название Комиссии было несколько изменено — она стала именоваться Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была ликвидирована, а её функции переданы в Федеральную службу по финансовым рынкам.

С 1 сентября 2013 г. Федеральная служба по финансовым рынкам была упразднена (Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 645), а её полномочия переданы Банку России (в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

Таким образом, в настоящее время функции регулятора фондового рынка в России выполняет Служба Банка России по финансовым рынкам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...