Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополненное вокальное именование нот в октавах.

Дополненные слоговые обозначения нот для ВОКАЛЬНОЙ практики

Предлагаю вниманию вокалистов-практиков слоговое именования каждой ноты в диапазоне человеческих голосов от баса до сопрано.

Как известно, кроме наименования нот натурального звукоряда «до, ре, ми, фа, соль, ля, си», которые взяли своё начало от первых строчек одного церковного гимна, причём, неудобный первый слог первой строчки «Ut», впоследствии был заменён слогом, удобным для пения - «до», мы имеем ещё два вида буквенной нотации: по Геймгольцу и научную, а так же запись нот на пятилинейном нотном стане.
Научная система обозначений, наиболее логичная и простая. Все девять неполных октав, которые включает в себя диапазон пианино, названы просто: ноты субконтроктавы обозначаются нолём, и дальнейшие октавы последующими цифрами. Но в ней нет обозначений полутонов.

Научная нотация

 

  Субконтр октава   Контр октава   Большая октава Малая октава   Первая октава   Вторая октава   Третья октава   Четвёртая октава       Пятая октава
  C0 D0 E0…   C1 D1 E1…   C2 D2 E2…   C3 D3 E3…   C4 D4 E4…   C5 D5 E5…   C6 D6 E6…   C7 D7 E7…   C8 D8 E8…

 

Так же существуют слогово-цифровые обозначения по Геймгольцу, которые тоже опускают полутона. Ноты в октавах различаются через написание слога с маленькой буквы, слога с большой и цифры.

Никто в вокальной практике не поёт ноту ля малой октавы как «ля-с-большой-буквы-ы-ы» и никто не поёт до второй октавы как «до-с-маленькой-буквы-два». Всё мы, вокалисты, и ля первой, и ля малой, и ля второй поём как просто ля. Что на самом деле далеко не всегда удобно, просто привычно. И вариантов, кроме как проговаривать иногда «ля-такой-то октавы» - нет. Не говоря уже о том, что нет своих имён, ни слоговых, ни цифровых у полутонов. И это очень. очень большой пробел в музыкальной, особенно вокальной практике!

Как вокалист практик я считаю, что это не просто пробел, это вред для развития музыкального слуха, мелодической памяти и абсолютного музыкального слуха.
Почему?
Потому что есть много распевок, которые мы начинаем учить по нотам, например: «до, до ре до, до ре ми ре до, си до», и, логичным образом, распеваясь, перемещаемся на пол тона вверх, и ещё на пол тона вверх, и ещё, а потом обратно.
Естественно, когда мы начинаем петь с ноты до диез, мы не поём «до диез, до диез, ре диез, до диез, до диез, ре диез, фа, ре диез, до диез…», мы поём всё то же «до, до, ре, до, до ре ми ре до…». И когда начинаем петь с «ре», мы тоже поём «до…». Таким образом, наш несчастный мозг, с начала занятий пытавшийся запомнить на каких герцах петь до и ре, на протяжении целого упражнения планомерно сбивается с толку, и в последствии не может быстро и точно идентифицировать эти ноты на слух.

То же самое мы имеем при разучивании с листа. Возьмём ноту си, которая пишется на третьей линейке. Мы её там и запомнили, зрительно и по звучанию. Потом мы начинаем учить песню в тональности с пятью бемолями, и автоматически любая нота си у нас уже понижена на пол тона. То есть мы видим всё ту же си, а озвучивать её должны ниже. Опять сбой системы. Конечно же, в результате мы привыкаем. Но сам результат, само развитие слуха, координации слуха с голосом, музыкальной памяти от этого становится более труднодостижим и более длителен. Просто мы привыкли к этим медленным результатам.
Как и к тому что «с музыкальным слухом надо родиться, если нет, то и развить невозможно»… И это неправда. Сколько талантливых певцов, композиторов, авторов-исполнителей так и не овладели умением петь и слышать, потому что высоколобые «учителя» забраковали их по отсутствию «природных данных»! Это миф и высокомерие людей со врождёнными способностями. Не каждый голос в результате разовьётся до силы и диапазона Лучано Паваротти или Марии Каллас, не каждая личная харизма будет способна так вдохновлять зал, но поставить приличный певческих звук и развить музыкальный слух, возможно каждому, у кого есть обычный голос и обычный слух, а главное – ЖЕЛАНИЕ петь.

Современная нотация, линейная и слоговая разработана для записи музыки, для передачи информации через письмо. И прекрасно справляется с этой задачей. Мы же говорим о вокале и его сегодняшних практических нуждах. Музыкальные теоретики чаще всего были инструменталистами и композиторами, откуда и имеем прекрасно разработанную теорию музыки. Обычно в юном возрасте, если говорить о средних веках, большинство начинало карьеру в церковных хорах, но практически никто из них не занимался впоследствии преподаванием вокала. Занимались преподаванием музыки, теоретической и инструментальной. По крайней мере, я не могу вспомнить ни одного преподавателя вокалиста, внёсшего вклад в теоретическую музыку.
Человек хотел петь всегда. Я считаю, что задача профессионала облегчить «простому» человеку путь к музыке, особенно если он не собирается делать это профессией, а не тащить его за уши в профессионализм, отнимая время, веру в себя и свои силы, а иногда и деньги. Вываливать всё, что наработала профессиональная музыкальная мысль за три тысячелетия на человека, который просто захотел петь, это всё равно, что продавать, навязывая профессиональное дорогостоящее спортивное снаряжение человеку, который решил по утрам делать зарядку. Впрочем, предложная система именования полутонов и нот в октавах, я считаю, ускорит и профессиональное обучение.

 

Именование полутонов.


Я предлагаю слоговые имена полутонам и слоговые имена нотам натурального звукоряда в каждой октаве, входящей в диапазон человеческого голоса.

Итак, каждому полутону в пределах октавы присваивается имя, исходя из следующей логики: вверх до середины октавы согласная от чистого тона, гласная от диеза, вниз до середины октавы – согласная от чистого тона, гласная от бемоля; и ноте си бемоль оставлено её историческое название - B (би).

Таким образом хроматическая гамма звучит как: «до, ди, ре, ри, ми фа, се, соль, ле, ля би, си.

А так как мы говорим о начальном вокале и облегчённости работы с ним, то неудобный для исполнения слог «ри» мы заменяем слогом «ли». И тогда хроматическая гамма гама звучит так:

до, ди, ре, ли, ми фа, се, соль, ле, ля би, си; на латыни: do di re li mi fa se sol le la bi si

Дополненное вокальное именование нот в октавах.


Предлагается первую октаву оставить с имеющимися слогами, приведённым выше.
Ко второй октаве присоединяется первая согласная от слова «второй» на латыни – с (секунда).

У ноты соль, единственной ноты, заканчивающейся на согласную, везде опускается «л». Получается:

 

dos, dis, res, lis, mis, fas, ses, sos, les, las, bis, sis

Логично было бы приставить к слогам третьей октавы букву «т» от слова «терция», но тогда мы получим знатную скороговорку, а не удобное для пения слоговое обозначение. Поэтому к слогам третьей октавы мы присоединяем звук «у», от слова «ундецима» -терция через октаву. Тем более что буква «у», часто встречающаяся в речи, в музыкальных обозначениях несправедливо обижена и не встречается нигде. Имеем:

 

dou, diu, reu, liu, miu, fau, seu, sou, leu, lau, biu, siu

 

Мы не трогаем четвёртую и пятую октавы, потому что мы там не поём.

Вернёмся вниз, к октавам ниже первой.
У нас остались не задействованы удобные для пения сонорные звуки. И так как, даже в группе романских языков на данный исторический период у некоторых слов совершенно разные корни, например: «малый» - «small»(английский), «petit» (французский), «klein» (немецкий), то мы по вольному выбору к нотам малой октавы присоединим окончание «н», а большой – «м».

 

Малая октава: don, din, ren, lin, min, fan, sen, son, len, lan, bin, sin.

 

Большая октава: dom, dim, rem, lim, mim, fam, sem, som, lem, lam, bim, sim

 

Таким образом, если мы начинаем заниматься пением, сразу выучивая каждый полутон, КАЖДЫЙ звук по ЕГО имени, он быстрее закрепляется в «карте расположения звуков» в нашей памяти. Читая с нот, нам не нужно будет ноту си бемоль петь как си, при этом держа в уме, что это си бемоль и автоматически «ездя» связками в поисках нужного непривычного звука. Ноту си бемоль мы сразу при чтении с нотного листа озвучим как «би». Шансы попасть в неё с первого раза гораздо выше, особенно если в начале урока были сделаны упражнения по хроматической гамме, с участиём всех имён нот.

 

Это величайшая несправедливость. В вокале нет не главных звуков, невозможно сказать, что ты чисто спел,

если ты все звуки натурального ряда спел чисто, а полутона кое-как. Но почему-то в теоретической музыке звуки натурального ряда имеют свои ступени и названия, которые постоянно на слуху, а бедные «герцы», которым не повезло оказаться в полутонах, менее известны. И как следствие, для исполнения даются хуже.

 

Дополненное вокальное обозначение, удобное для озвучивания
Нотация Геймгольца, удобная для теоретических записей

 

 

Нота   Большая октава   Малая октава   Первая октава   Вторая октава   Третья октава Большая октава Малая октава   Первая октава   Вторая октава   Третья октава
  До   До   до   до1   до2   до3   dom   don do   dos   dou
до # или ре b _____ _____ _____ _____ _____   dim   din di   dis   diu
  Ре     Ре     ре     ре1     ре2     ре3     rem   ren re   res   reu
ре # или ми b _____ _____ _____ _____ _____   lim   lin li   lis   liu
  Ми     Ми     ми     ми1     ми2     ми3     mim   min mi   mis   miu
  Фа     Фа     фа     фа1     фа2     фа3     fam   fan fa   fas   fau
фа # или соль b _____ _____ _____ _____ _____   sem   sen se   ses   seu
  Соль     Соль     соль     соль1     соль2     соль3     som   son sol   sos   sou
соль # или ля b _____ _____ _____ _____ _____   lem   len le   les   leu
  Ля     Ля     ля     ля1     ля2     ля3     lam   lan la   las   lau
ля # или си b _____ _____ _____ _____ _____   bim   bin bi   bis   biu
  Си     Си     си     си1     си2     си3     sim   sin si   sis   siu


Редкие басы - октависты могут репетировать на звуках контроктавы с буквой» г» (grand), а колоратурные сопрано взять оставшийся сонорный звук «л», а ноту соль исполнять как «soil». Написание нот на нотном стане остаётся неизменным. Меняется только их прочтение с нотного стана.

Посмотрите, как по этой системе легко подниматься и опускаться:

 

до, до ре до, до ре ми ре до, си, до;

 

ди, ди ли ди, ди ли фа ли ди, до ди;

 

ре, ре ми ре, ре ми се ми ре, ди ре;

 

ми, ми се ми, ми се ле се ми, ли ми…. и т.д.

 

Не правда ли, это петь легче, чем то, что было в ходу? А при регулярных занятиях со включением всех этих нот с названиями, они гораздо быстрее закрепятся в слуховой и мышечной памяти, ускоряя развитие абсолютного слуха.

Или вот вам пример. Я, не зная гармонии, а может даже нотной грамоты, а просто выучив названия нот и запомнив их при разучивании песни, хочу передать вам песню. К примеру:

 

сон, ли, ли, ли, ли, ли-и. ре, ре фа, фа, ли ре, ре-ли до …

При этом я могу и сфальшивить, и начать петь совсем не с того звука, но ВЫ УЖЕ ПОЛУЧИЛИ ИНФОРМАЦИЮ КАКИЕ НОТЫ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ. Потому что «сон», это конкретно соль малой октавы, а «ли» это ре диез первой. А песня была «Прекрасное далёко».

Данное дополнение к практическому вокалу по сути состоит из двух частей: именование полутонов в пределах одной октавы и именование - через окончание - нот в остальных октавах. Я надеюсь, что это дополнение, в обоих своих частях, поможет делу развития слуха и связи слуха с голосом у последующих поколений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...