Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Валидность теста и ее виды.





Психометрика – область ПД, связанная с теорией, практикой и измерениями ПД.

Методологическая дисциплина (по отношению к ПД):

Обосновывает требования к…

- измерительным психодиагностическим методам;

- процедурам разработки теста;

- применению процедуры статистического анализа;

- адаптации методик к новым условиям их применения;

- интерпретации тестовых данных (пр: проблема критерия и т.п.).

 

Знание психометрики необходимо для критичности…:

- в понимании ограниченности методик;

- в понимании допущений, которые были сделаны при разработке;

- в понимании валидности и надежности

и т.д.

 

Основные психометрические характеристики:

- надежность;

- валидность.

 

ВАЛИДНОСТЬ – это характеристика, которая включает в себя сведения об области измеряемых свойств и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

 

Валидность – это такая характеристика, которая показывает то, что измеряет данная методика и насколько хорошо она это делает.

 

Виды валидности:

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ – характеризует степень соответствия заданий теста измеряемой области психических свойств.

Закладывается уже на стадии разработки теста.

Устанавливается экспертами.

 

Этапы валидизации теста:

1. Определяется круг измеряемых свойств и (или) видов деятельности. Происходит расчленение свойства/ деятельности на элементы.

2. Разрабатывается модель тестовой деятельности или модель свойства, содержание которой подбирается путем выделения наиболее важных элементов реальной деятельности.

3. Проводится анализ степени соответствия разработанной модели реальной деятельности/ свойству (степень соответствия результатов 1 и 2 этапов).

 

КРИТЕРИАЛЬНАЯ/ эмпирическая ВАЛИДНОСТЬ – включает в себя текущую и прогностическую валидность.

- отражает степень соответствия прогноза и диагноза определенному кругу критериев измеряемого свойства.

Текущая валидность – степень соответствия диагноза.

Прогностическая валидность – степень соответствия прогноза.

 

В качестве критерия может выступать уровень достижений в какой-либо другой деятельности (производственная, научная, учебные успехи; степень развития какой-либо способности; степень выраженности какого-либо свойства личности; социально-демографические и географические данные и т.п.).

Подсчитывается корреляция двух рядов значений: баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности.

 

Пр: Разработка методики Экстра-Интраверсии.

Экстраверсия (1)/Интраверсия (2) → определение, свойства (1 и 2) → экспертная оценка участником эксперимента этих параметров + оценка экстра-интраверсии с помощью разрабатываемой методики → корреляция (чем выше, тем валидность больше).

 

КОНСТРУКТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ – отражает степень представленности измеряемого психологического конструкта в результатах теста.

 

Для того, чтобы доказать валидность представленности измеряемого свойства, необходимо найти уже проверенную конструкцию, направленную на измерение того же самого.

Если такой конструкции нет, то привлекаются эксперты. При этом они работают не с тестом (как это было в случае с содержательной валидностью), а с испытуемыми из выборки стандартизации (наблюдают).

Если и это не удается, тогда прибегают к оценкам особого типа – субъективным, которые выносят испытуемому люди из его круга, имеющие опыт реального общения с ним.

 

Виды конструктной валидности:

- конвергентная валидность (схождение) – для доказательства надо выбрать какое-то психологическое свойство, которое связано (прямо или обратно) с измеряемым свойством.

 

- дискриминативная валидность – доказывается отсутствием связи между измеряемым свойством и каким-либо другим свойством.

 

Различия:

Содержательная – соответствие заданий теста измеряемому свойству.

Критериальная – соответствие диагноза и/или прогноза какому-либо критерию.

Конструктная – соответствие результата теста психологическому конструкту.

 

 

КОНКУРЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ – оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валдность которых относительно данного параметра установлена.

 

ОЧЕВИДНАЯ ВАЛИДНОСТЬ – описывает представление о тесте, сложившееся у испытуемого. Тест должен восприниматься испытуемым как серьезный инструмент познания его личности.

 


Билет 19.

Технологический алгоритм разработки теста.

 

1. Определяемся с феноменом (с темой).

 

2. Изучение литературы по этому вопросу и знакомство с методиками, которые уже есть.

 

3. Формулируем операциональное определение феномена (операционализируемое – в котором содержаться поведенческие индикаторы).

 

4. Составление группы вопросов на каждый поведенческий индикатор (≈10-15 вопросов).

 

5. Экспертиза для установления содержательной валидности (экспертов д.б. не менее 3-х).

а) эксперт должен оценить каждый вопрос по степени соответствия изучаемому конструкту.

б) эксперт должен оценить степень корректности формулировок (понятность, недвусмысленность, предполагает ответы как ДА, так и НЕТ, не социально желательны, и т.д.).

 

6. Компоновать методику (для профилактики установки на согласие):

- по предполагаемым ответам;

- по группам;

- по формулировке и т.д.

 

7. Составить инструкцию и шкалу ответов.

 

8. Проведение на выборке испытуемых (не менее 100–150 человек).

 

9. Обработка данных и психометрическая проверка опросника.

а) определение шкал опросника (определение его психометрического конструкта).

факторный анализ:

(1)- по каменистой осыпи определяем количество факторов;

(2)- факторизуем по выделенному количеству факторов;

(3)- убираем вопросы с минимальной нагрузкой → (2) → (3)

(4)- создаем ключ.

б) проверка надежности:

- делим на 2 половины;

- сравниваем методом альфа-Кронбака.

 

10. Проверка валидности.

а) конструктная валидность (конвергентная – сравнить наш опросник с аналогичным (суммарный балл по нашему + суммарный балл по другому)). Оптимально: р = 0,7 или 0,8.

б) критериальная валидность – оценить каждого человека и т.д.

 


Билет 20.

Требования к психометрической подготовке психолога.

 

Для эффективного развития практической диагностики сегодня требуется резкое повышение психометрической культуры всех психологов, использующих измерительные психодиагностические методики-тесты.

Методами рестандартизации теста, простейшими приемами проверки надежности и валидности должны владеть все психологи.

 

Всеобщая психометрическая грамотность психологов не исключает выделение из их среды специалистов особого рода – психологов-психометристов, профессионально занимающихся психометрическим обеспечением ПД. ð целесообразно привести 2 списка нормативных требований – к психологу вообще и к психологу-психометристу.

 

Требования к психологу.

Психолог должен…

1. …уметь квалифицированно разбираться с психометрической документацией в методической литературе по ПД. Должен знать:

- какие психометрические характеристики теста должны указать его разработчики;

- в какой степени эти психометрические характеристики соответствуют типу теста, с одной стороны, и актуальной задаче, для которой требуется его использование – с другой

 

2. …правильно определить:

- в какой мере известные тестовые нормы по требующейся методике применимы в его ситуации с учетом контингента испытуемых и типа диагностической ситуации;

- в какой мере имеет место ситуация «внутрикультурного переноса» и требуется произвести рестандартизацию тестовых норм.

 

3. …уметь самостоятельно собрать данные, провести корреляционную обработку и измерить эмпирическую валидность – эффективность методики по отношению к заданному критерию. При необходимости должен уметь самостоятельно конкретизировать операциональные индикаторы критериальной информации.

 

4. …уметь самостоятельно определять появление слишком высокой погрешности в результатах, утрату методикой необходимого уровня надежности (при этом проверять свою гипотезу статистически).

 

5. …вести двойную документацию: все копии протоколов он должен быть готов передать в головную методическую организацию (научно-академическую или отраслевую) для пополнения общего банка данных и совершенствования психометрических характеристик методики.

 

6. …уметь самостоятельно выявлять и измерять уровень мотивационных искажений, обуславливающих фальсификацию испытуемыми тестовых данных, должен уметь корректно отсеивать недостоверные протоколы, статистически фиксировать достижение приемлемого уровня достоверности для массовых результатов в групповой диагностике.

 

7. …овладевать приемами сложного качественного подсчета косвенных тестовых показателей, а также интегральных показателей, требующих агрегирования многообразной числовой информации. Он должен уметь поставить задачу программисту (или психологу-психометристу) для автоматизации подсчетов на ЭВМ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...