Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Реформы, проведенные правителем Уруинимгиной

Материалы по древнейшему законодательству Месопотамии

Законы Уруинимгùны (2-й год пр. = 2317 года до н.э.)

Законы Хаммурапи – не первый в истории Месопотамии памятник законодательства. Первыми древнейшими законами были Законы Уруинимгùны (2318-2312 годы пр. до н.э.; последнего – 9-го правителя I-й династии Лàгаша), составленные во 2-й год его царствования (в 2317 году до н.э.). О законодательных мероприятиях рассказывают так называемая «Овальная пластина» и надписи на трёх конусах[1] Уруинимгины. Однако эти источники лишь излагают содержание законодательства – сначала провозглашённых устно правил – не приводя его текст дословно. Источники не дают нам самого текста новых законов, а только их изложение; к сожалению, оно весьма неясно и с точки зрения правовой науки составлено крайне неумело; к тому же исследователи пока еще недостаточно хорошо знают старошумерский язык, поэтому все попытки связного перевода надписей о «реформах» Уруинимгины пока не очень убедительны. Процитируем лишь некоторые, более понятные отрывки:

«С прежних дней, издавна – тогда корабельщик пользовался (?) ладьями (т. е. извлекал из лих доход? – И. Д.), ослами пользовался (?) главный пастух, баранами пользовался (?) главный пастух, рыболовными сетями (?) пользовался (?) надзиратель рыбаков;

жрецы– гуду отмеряли в Анбаре «установленное зерно» (ше губа) (на «Овальной пластине» тот же текст и еще добавлено: эти жрецы-гуду должны были строить свой «дом установленного зерна» в Анбаре);

пастухи рунных баранов за белого барана должны были выкладывать там серебро; землемер, главный певчий, абриг, изготовитель пива и благовоний и все (артельные) старосты (храмового персонала) за... ягненка должны были выкладывать там серебро (на «Овальной пластине» сказано иначе: все старосты, певчие, земледельцы, изготовители пива и благовоний, если они приводили барана, если обстригали его в э-гале, то, когда баран был бел, эту шерсть забирали в э-галь, чтобы было выложено 5 гин серебра[2]); волы богов возделывали огород энси [3], на лучшем поле богов[4] были огород и бахча энси; упряжные ослы, рабочие волы отбирались у всех жрецов– санга, ячмень всех жрецов– санга раздавался людьми энси.

(Далее перечисляются разные натуральные поборы, собиравшиеся со всех жрецов-санга.)

Назначаемый (правителем)? жрец– санга в саду соседа мог рубить из его деревьев и забирать у него плоды.

(Далее перечисляются поборы, собиравшиеся на похоронах в пользу жрецов и плакальщиков; следуют два неясных параграфа, может быть относящиеся к поборам с храмовых (?) ремесленников и к ирригационной (?) повинности [5].)

дом энси был объединен с полем энси, дом «женского дома»[6] – с полем «женского дома», дом «детства»[7] – с полем «детства»; от (канала) «Граница Нин-Нгирсу» до моря приказывали сборщики пошлины (?);

шуб-лугала. строил на широкой стороне своего поля свой колодец, а иги-ну-ду [ х ][8] пользовался им; арычной водой, бывшей на поле, (тоже) пользовался иги-ну-ду [ х ][9]: это был прежний закон».

(Текст «Овальной пластины» упоминает, кроме того, поборы, собиравшиеся на свадьбе и при разводе в пользу энси и его личных чиновников; произвольное похищение рыбы из частных рыболовных садков; случаи полиандрии и др.) Далее идет текст:

«Когда (бог) Нин-Нгирсу, воитель (бога) `Энлиля, дал Уруинимгине лугаль ство Лàгаша, (и) из 36000 мужей его рука взяла (его), судьбу былую он восстановил; слово, которое Нин-Нгирсу, его хозяин, ему сказал, он воспринял:

от ладей он отстранил корабельщика, от ослов, от баранов он отстранил главного пастуха, от рыболовных сетей (?) он отстранил надзирателя рыбаков;

от „установленного зерна" жрецов– гуду он отстранил начальника (казенной) житницы;

сборщиков уплаты серебра за белого барана и... ягненка он отстранил;

сборщиков приношения, которое все жрецы– санга приносили в э-галь, он отстранил;

в доме энси и в поле энси он поставил (бога) Нин-Нгирсу их хозяином, в доме „женского дома" и в поле „женского дома” он поставил (богиню) Бабу их хозяйкой, в доме „детства” и в поле „детства” он доставил (бога) Шульшагана их хозяином...»

(Точно так же перечисляется отмена и других «несправедливостей»; заметим, однако, что при сокращении поборов в пользу заупокойных жрецов и плакальщиков устанавливаются некоторые новые поборы в пользу разных других, главным образом мелких, жрецов, а также на содержание людей иги-ну-ду[х].)

Затем идет еще установление, запрещающее старосте группы шуб-лу-галей бесплатно вымогать у своих подчиненных рабочий скот (ослов) и обязывающее платить за него серебром, и то лишь при условии добровольного, согласия подчиненного.

Затем следует важное указание:

«Если дом начальника прилегает к дому шуб-лугалы и этот начальник скажет: „Я хочу (его) у тебя купить", то, когда он будет у него покупать, пусть (шуб-лугала) скажет: „Отвесь мне хорошее серебро по моему желанию... ячменя за это насыпь мне"; а когда он у него не сможет купить, то этот начальник на шуб-лугалу не должен гневаться».

(Далее указывается, что были установлены законы против долговой кабалы, грабежа, воровства и убийства и отменены долговые и продажные сделки – так надо, по-видимому, понимать шумерский термин ама-р-ги“ освобождение ”; вероятно, аналогичные постановления были и на «Овальной пластине».)

В конце текста стоит: «Чтобы сироте и вдове сильный человек ничего не причинил, он заключил с Нин-Нгирсу этот завет». Таково древнейшее в мире известное нам законодательство. Как видно из приведенного текста, в нем многое неясно и непонятно.

 

ТЕКСТ ИСТОЧНИКА

(Строительная деятельность правителя)

Для бога Нин-[Н]гирсу, витязя бога Энлиля Уру[имим]гина, царь Лàгаша, дворец Тираш[i][1] достроил, Антасурра ему построил[ii][2]. Храм богине Баба он построил, Бурсаг[iii][3], дом жертв ее, ей построил, помещение (для) стрижки овец «Города священного»[iv][4] ей построил. Богине Нанше «Канал (в) Сираран текущий», канал любимый её, он прорыл; водохранилище его (с) морем в середине (храма ее) ей здесь соединил. Стену Гирсу ему (т.е. Нин-[Н]гирсу) построил.

(Злоупотребления, существовавшие до Уру[имим]гины)

1. Подчинение мытарям трудящихся на не освоенной государством территории.

С дней давних, с древнего времени[v][5], тогда корабельщики-мытари корабли выставляли[vi][6], ослов пастухи-мытари выставляли, овец пастухи-мытари выставляли[vii][7], сети рыбаки-мытари выставляли[viii][8], жрецы шутуг [ix][9] зерно за аренду[x][10] на (самом) болоте отмеряли.

2. Замена натуральных поборов денежными.

Пастухи овец руноносных взнос за овцу белую серебром платили[xi][11]. Землемер, жрец-чтец[xii][12] главный, агриг [xiii][13], пивовар, надзиратели[xiv][14] взнос за ягненка-первинку серебром платили[xv][15].

3. Самоуправство [энси] и его подчиненных в храмовом хозяйстве богов [xvi][16].

Быки богов огород [ эн ] си обрабатывали. Поле хорошее богов огородом, местом радости [ эн ] си стало. Ослы тягловые, быки в ярма всех верховных жрецов[xvii][17] им впрягались[xviii][18], зерно всех верховных жрецов воины [ эн ] си выдавали.

4. Поборы с верховных жрецов богов [xix] [19].

Одежду широкую богини Нинуггинина, одежду «уаш», одежду «шудур», одежду «нигбарба», льняную одежду «улал», нитки «сугга», нитки «салаг», шлем бронзовый, гвозди бронзовые, предмет «рурра» бронзовый, кожу блестящую, крыло птицы «Ширбурги»[xx][20], «кумул»[xxi][21], билгише-одежду, козьей шерсти одежду все верховные жрецы в качестве взноса вносили.

5. Преступления против имущества вдовы бедняка.

Жрец снабжения[xxii][22] в саду матери[xxiii][23] бедняка[xxiv][24] деревья рубил, плоды собирал.

6. Чрезмерные поборы за похороны.

Покойник к гробнице положен – пива его 7 кувшинов, хлебов его 420 это, 1/2 меры зерна «хази», 1 одеяние, 1 козленка наилучшего, 1 ложе «кушу» (богини) Нинни[xxv][25], 1/4 меры зерна человек причитания[xxvi][26] уносил.

7. Чрезмерные поборы с тяжелобольного, получавшего оракул.

Если человек[xxvii][27] на тростник бога Энки[xxviii][28] был положен, пива его 7 кувшинов, хлебов его 420 это, 1/2 меры зерна, 1 одеяние, 1 ложе, 1 кресло «кушу» (богини) Нинни, 1/4 меры зерна человек причитания уносил.

8. Поборы с ремесленников.

Ремесленники (взнос) хлеба за руки освобождение[xxix][29] имели.

9. Повинность искусственного орошения, возложенная на свободных людей.

Двойки «молодцов»[xxx][30] (повинность) поднятия кувшинов воды в огородных бассейнах имели.

10. Владения бога Нин-Нгирсу и его семьи были захвачены энси и его семьей.

У дома [ эн ] си [xxxi][31], у поля [ эн ] си, у дома жены[xxxii][32], у поля дома жены, у дома детей[xxxiii][33], у поля детей контроль был установлен[xxxiv][34].

11. Установление контролеров суда на всей территории государства Лàгаш.

Начиная с границы бога Нин-[Н]гирсу[xxxv][35] вплоть до моря контролеры суда[xxxvi][36] пребывали.

12. Государственно-храмовой контроль воды колодца, вырытого на высоком поле.

Шуб-лугал [xxxvii][37] на высоте поля-груди[xxxviii][38] колодец свой соорудил, «глаз не поднимающий»[xxxix][39] (воду) устанавливал.

13. Государственно-храмовой контроль воды кяриза на высоком поле.

Воду кяриза[xl][40], который находился на поле-груди, «глаз не поднимающий» устанавливал.

 

III. Реформы, проведенные правителем Уруинимгиной

(1. Преамбула)

Божественный закон прежде стал осуществляться, когда бог Нин-[Н]гирсу, витязь бога Энлиля, Уру[иним]гине царство Лàгаша передал, из среды 36 000 мужей[xli][41] власть[xlii][42] его установил. Божественные решения прежние он (т.е. Уруинимгина) к ним (т.е. людям) приложил, слово, которое царь его Нин-[Н]гирсу ему сказал, он установил.

(2. Текст)

1. Освобождение от мытарей трудящихся на не освоенной государством территории.

От кораблей корабельщика-мытаря он устранил, от ослов, от овец пастухов-мытарей он устранил, от сетей рыбака-мытаря он устранил, от зерна за аренду жрецов- шутуг заведующего закромом[xliii][43] он устранил.

2. Отмена денежных поборов.

От обязательства уплачивания в серебре за [овцу белую, за ягненка-первинку контролеров[xliv][44] его он устранил.

3. Отмена поборов с верховных жрецов богов.

От взноса, который все верховные жрецы ко дворцу вносили, контролеров[xlv][45] его он устранил.

4. Восстановление права владения бога Нин-Нгирсу и его семьи.

В доме [ эн ] си, в поле [ эн ] си бога Нин-[Н]гирсу царем их поставил[xlvi][46], в доме дома жены, в поле дома жены богиню Баба владычицей их поставил; в доме детей, в поле детей[xlvii][47] бога Шугшаггана царем их поставил[xlviii][48].

5. Устранение контролеров суда на территории государства Лагаш.

Начиная с границы Нин-[Н]гирсу вплоть до моря контролеры[xlix][49] человеку не повелевали.

6. Уменьшение поборов за похороны.

Покойник к гробнице положен - пива его 3 кувшина, хлебов его 80 это, 1 ложе, 1 козленка наилучшего «кушу» (богини) Нинни, 1/8 меры зерна человек причитания уносил.

7. Уменьшение поборов с тяжелобольного, получавшего оракул.

Если человек на тростник бога Энки был положен, пива его 4 кувшина, хлебов его - это 240, 1/4 меры зерна «кушу» (богини) Нинни, 1/8 меры зерна человек причитания уносил.

8. Оплата государством действий лиц, связанных с тростником бога Энки [l] [50].

1 головной платок женский[li][51], 1 сила[lii][52] благовония превосходного верховная жрица[liii][53] уносила[liv][54] 420 хлебов сухих, хлеб, установленный[lv][55] это, 40 хлебов свежих (для) уст, установленный это, 10 хлебов свежих, хлеба жертвенного стола это[lvi][56], 5 хлебов человека вставания это[lvii][57], пива 2 «хубур»-сосуда, 1 садуг-кувшин[lviii][58] – (выдача) жреца-чтеца[lix][59] (квартала) Гирсу это. 490 хлебов[lx][60], 2 «хубур»-сосуда, 1 «садуг»-кувпшн – (выдача) жреца-чтеца Лагаша это. 406 хлебов, пива 1 «хубур»-сосуд, 1 «садуг»-кувшин - (выдача).жреца-чтеца[lxi][61] это. 250 хлебов, пива 1 «хубур»-сосуд - (выдача) плакальщиков[lxii][62] это. 180 хлебов, пива 1 «хубур»-сосуд (выдача) свидетельниц[lxiii][63] в Сираране. «Глаз не поднимающий»[lxiv][64], который убивал (жертвы), установленный[lxv][65], хлеб его (для) уст, установленный, 1 это, 5 хлебов черных месячины его, 1 хлеб белый жертвенной выдачи его, 6 хлебов черных выдачи «неба»[lxvi][66] его. 60 хлебов, пива 1 «хубур»-сосуд, 1/8 меры зерна - (выдача) человека (как) «сына»[lxvii][67], действующего это.

9. Отмена повинности искусственного орошения, возложенной на свободных людей.

(Повинность) поднятия кувшинов воды в огородных бассейнах двойками «молодцов»[lxviii][68] он отменил.

10. Отмена поборов с ремесленников.

(Взнос) хлеба за руки освобождение[lxix][69] ремесленников он отменил.

11. Запрет преступлений против имущества вдовы бедняка.

Жрец снабжения в сад матери бедняка не вхаживал[lxx][70].

12. Защита движимого имущества «шуб-лугал'я» («подчиненного правителя»),

Если «шуб-лугал'ю» («подчиненному царя»)[lxxi][71] осел хороший рождается (и) если надзиратель его «хочу у тебя купить» скажет, (то) если он (т.е. «шуб-лугал»), когда он ему (т. е. надзирателю) продает, «серебро для удовлетворения моего[lxxii][72] хорошее отвесь мне» ему скажет, (или же) когда он ему не продает, надзиратель в гневе из-за этого пусть его не избивает!

13. Защита усадьбы «шуб-лугал'я» («подчиненного царя»).

К дому человека большого дом «шуб-лугал'я» граничит, (и) если человек большой этот «хочу у тебя купить» скажет, (то) если он (т. е. «шуб-лугал»), когда он ему (т. е. человеку большому) продает, «серебро для удовлетворения моего хорошее отвесь мне! Дом мой принадлежащее кадастру[lxxiii][73] это. Относительно зерна будь для меня здесь заслуживающим доверия!»[lxxiv][74] ему скажет, (или же) когда он ему не продает, человек, большой в гневе из-за этого пусть его не избивает!

14. Законы, защищающие имущество и личность граждан государства Лагаша.

Он приказал детей Лагаша от подати жизни[lxxv][75], меры установленной[lxxvi][76], зерна усушенного[lxxvii][77], грабежа, убийства, разрушения дома[lxxviii][78] освободить (букв. «очистить»), право[lxxix][79] их создал. Чтобы сирота (и) вдова мужу, силу[lxxx][80] имеющему, не предавались с богом Нингирсу Урукагина слово это установил.

 

(3. Заключение-датировка)

В середине года этого канал маленький, который (квартал) Гирсу имеет, для бога Нин-[Н]гирсу (вновь) вырыл[lxxxi][81]. Имя прежнее его снова за ним закрепил: «Канал "Бог Нин-[Н]гирсу из Ниппура герой"» Уру[иним]гина имя для него назвал «Канал (в) Сираран текущий»[lxxxii][82] дли него здесь связал. Канал священный это, поток[lxxxiii][83] его чистый это. Богиня Нанше воду проточную пусть для него приносит.

[10][*] Основной текст печатается по изданию: Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г.Редера. М., 1963. С.177-182.

Законы Ур-Нàмму (2112-2094/2093 годы пр.) и его сына и соправителя Шульгù

После Законов Уруинимгùны известны Законы Ур-Нàмму, основателя III-й династии Ура (2112-2094/2093 годы пр.), составленные с участием сына и соправителя Ур-Нàмму – Шульгù (2093-2046 г.до н.э.) – это первый дошедший до нас текст законов (а не их изложение). Традиционное их название – «Законы Ур-Нàмму» (однако недавно было установлено, что их действительным «автором» является сын Ур-Нàмму – его соправитель и преемник по имени Шульгù). В это время в стране сложились социально-политические отношения, требовавшие законодательного регулирования, так как нормы традиционного обычного права общин переставали удовлетворять новым условиям. С одной стороны, появились сравнительно устойчивые индивидуальные семейные хозяйства – отчасти вместо большесемейных хозяйств, отчасти наряду с ними, и некоторые из них начали богатеть (в частности, замечается усиление частнорабовладельческого уклада); с другой – сложились новые взаимоотношения между государством и территориальной общиной, при которых государство все более брало на себя ранее принадлежавшие общине функции, в том числе и судебные. Все это требовало создания новых общегосударственных законов и их письменной фиксации. Первые известные нам письменно сформулированные законы были изданы Ур-Намму (как мы помним, тексты установлений Уруинимгùны дают только общее изложение содержания его законов, а не их дословную формулировку). Этот сильно поврежденный текст состоял из «Пролога», за которым следовали конкретные правовые нормы. Имелся ли «Эпилог», сказать пока невозможно.

Законы Ур-Намму и Шульги

Пролог

... Ежемесячно он установил в качестве регулярного жертвоприношения своего 90 гур ячменя, 30 овец и 30 ка масла. После того как Ан и Энлиль передали Нанне царственность Ура, тогда Ур-Намму, сын, порожденный богиней Нинсун, для своей возлюбленной матери-родительницы, по справедливости и истинности его... семь... он воистину дал ему... Наммахани, энси Лàгаша воистину он убил.

Могуществом Нанны, владыки Града, он возвратил корабль Магана Нанны... дабы он стал славен в Уре. В те времена поля были обложены податью нискум, над торговым судоходством был поставлен начальник моряков, над пастухом был поставлен взиматель быков, взиматель овец, взиматель ослов...

Тогда Ур-Намму, могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада, могуществом Нанны, владыки Града, по праведному повелению Уту, воистину установил справедливость в Стране, воистину он изгнал зло, насилие и раздор. Он отстранил начальника моряков от торгового судоходства, взимателя быков, взимателя овец и взимателя ослов – от пастуха и тем установил свободу в Шумере и Аккаде.

В те времена он... Уммы, Марада и Казаллу... Он установил семь... Он сделал бронзовую меру в 1 ка, гирю в одну мину он утвердил, гирю в один сикль он утвердил (по отношению к) мине.

В те времена берега Тигра и Евфрата...... Старшего садовника он поставил. Сирота не был отдаваем во власть богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля не был отдаваем (во власть) человеку мины, …

(Несколько строк разрушено)

Статьи законов

§ 4. Если жена человека завлекла другого человека, и он спал с ней, он (т. е. муж) убьет эту женщину. В прелюбодеянии этом он (т. е. прелюбодей) будет свободен (от наказания).

§ 5. Если человек злонамеренно лишит невинности девственную рабыню другого человека, этот человек должен уплатить пять сиклей серебра.

§ 6. Если человек оставил свою жену, не бывшую прежде замужем, он должен уплатить одну мину серебра.

§ 7. Если он оставил (бывшую) вдову, он уплатит пол мины серебра.

§ 8. Если же он сожительствовал со вдовой без... брачного контракта, он не должен платить ей ничего...

§ 10. Если человек возвел на другого человека обвинение в... (колдовстве) и подверг его испытанию Рекой и бог Реки очистил его, то тот, кто подверг его испытанию, должен уплатить три сикля серебра.

§ 11. Если человек возвел на жену другого человека обвинение в прелюбодеянии, но бог Реки очистил ее, обвинитель должен уплатить одну треть мины серебра.

§ 12. Если (будущий) зять вошел в дом своего (будущего) тестя (с подарками), а затем тесть отдал его невесту другому человеку, он (тесть) вернет ему принесенные им дары вдвойне.

§ 13.... он уплатит ему два сикля серебра.

§ 14. Если раб или (?) рабыня сбежали (?) и пересекли пределы города, (а другой) человек вернул ее (их?), хозяин уплатит тому, кто вернул (их?) два (?) сикля серебра.

§ 15. Если человек другому человеку оружием (?) конечность повредил, он уплатит десять сиклей серебра.

§ 16. Если человек другому человеку сломал орудием кость, он уплатит одну мину серебра.

§ 17. Если человек другому человеку ножом (?) отрезал нос, он уплатит две трети мины серебра.

§ 18. Если пальцы (?) ему он отрезал... за каждый палец (?) он уплатит... сиклей серебра.

§ 19. Если зубы ему он выбил, он уплатит два сикля серебра (за каждый зуб?)...

§ 21.... он принесет. Если рабыни у него нет, он может уплатить десять сиклей серебра. Если серебра у него нет, он может уплатить любым имуществом.

§ 22. Если чья-либо рабыня сочла себя равной своей госпоже, бранила её, она (госпожа) натрет ей рот 1 ка соли.

§ 23. Если чья-либо рабыня сочла себя равной своей госпоже, ударила...

§ 25. Если человек выступил свидетелем (в суде) и уличен во лжи, он уплатит пятнадцать сиклей серебра...

§ 26. Если человек выступил свидетелем (в суде), но отказался принести клятву, он возместит спорную сумму.

§ 27. Если человек злонамеренно возделал поле, принадлежащее (другому) человеку, и он (собственник) возбудил против него судебное дело, но тот пренебрег, этот человек потеряет свои труды.

§ 28. Если человек поле другого человека воде дал затопить, он отмерит (хозяину поля) три гура ячменя за каждый ику поля.

§ 29. Если человек другому человеку отдал пахотное поле для возделывания, но тот поля не возделывал и превратил его в залежь, он отмерит (хозяину поля) три гура ячменя за каждый ику поля.

(Далее текст повреждён за исключением некоторых обрывков фраз)

Перевод сделан по изданиям: Cramer S.N. Ur-Nammu Law Code // Orientalia. 1954, 23; Gurney O.R. Cramer S. N. Two Fragments of Sumerian Laws // Assyriological Studies. 1965, №16; Finkelstein G.G. The Laws of Ur-Nammu // Journal of Cuneiform Studies. 1969, XXII, №3-4. Русский перевод см.: Афанасьева В.К. Фрагменты Законов Ур-Намму / Перевод и комментарии В.А.Якобсона // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963. С.188 и сл.

 

«Пролог» Законов Ур-Нàмму составлен под явным влиянием надписей Уруинимгùны (или аналогичных, но не дошедших до нас). Здесь содержатся слова о защите сироты и вдовы, слабого против сильного, бедного против богатого – уверения, которые мы впервые встречаем еще в тексте установлений Уруинимгùны. Было бы ошибкой видеть в них только социальную демагогию. Правитель в Месопотамии был обязан заботиться о сирых и убогих. Таким его воспринимало массовое сознание, так понимал свой долг и он сам. Была тут, разумеется, и политическая необходимость: общество не может существовать без некоего минимума справедливости. В «Прологе» говорится о прекращении произвольных поборов, взимавшихся «главным мореходом» с морской торговли, «главным пастухом» со скота и ослов, и сбора нùскум с (частных?) полей, а также о победе над Наммахани, о переводе маганской торговли в порт `Ура и учреждении единой системы мер и весов; другие части текста введения повреждены и пока не могут быть прочитаны, кроме места, содержащего стандартные заверения относительно заботы монарха о сиротах и вдовах. Из правовых норм, входивших в Законы Ур-Намму–Шульги, сохранилось (иногда не полностью) менее трех десятков[11]. Собственно сборник законов состоит из 30-35 положений, часть которых из-за разрушения текста не дошла до нас.

Сохранившиеся положения регулируют: наказание за прелюбодеяние (§ 4: если замужняя женщина по доброй воле отдастся любовнику, муж вправе убить её, но не любовника), правила развода (§ 6-8: в случае заключения брачного договора – устного или письменного? – муж, если захочет развестись, должен уплатить жене 1 мину[12] серебра – если она замужем впервые, и 1/2 мины – если она замужем вторично; но не обязан ничего платить, если имело место лишь фактическое сожительство без договора), узаконения касательно брака (§ 12-13; §12: в случае уплаты женихом брачного дара будущий тесть, если он отдаст свою дочь другому лицу, должен вернуть жениху цену дара вдвойне).

Устанавливались наказания за ложное обвинение (§ 10-11) и за лжесвидетельство (§ 26-27: лжесвидетели облагаются различными высокими штрафами), за нанесение телесных повреждениях (§ 15-19: случаи членовредительства в драке карается не по принципу талиона, а штрафом, исчисляемым в серебре). Отметим, что в Законах Ур-Нàмму, по-видимому, не было санкций против обычного убийства свободного или простой кражи у него; очевидно, эти дела решались общинным судом на основе норм обычного права, которые не собирались изменять. Основной вид наказания по Законам Ур-Нàмму–Шульги – денежная компенсация (принцип частной композиции), которую виновный уплачивает потерпевшему. В Законах Ур-Нàмму не закреплён принцип талиона («око за око, зуб за зуб»).

Особый интерес представляют нормы, касающиеся рабов: об изнасиловании чужой рабыни (§ 5: за изнасилование девушки–рабыни её хозяину платится возмещение в сумме 5 сиклей серебра); о возвращении беглых (§ 14: хозяин беглой рабыни [и раба?] обязан уплатить 2 [?] сикля серебра нашедшему и вернувшему беглых); о наказании за хищение и умерщвление чужих рабов (§ 21: за похищение [?] или умерщвление [?] чужой рабыни виновный должен возместить другую рабыню или заплатить 10 сиклей серебра; если у него нет средств, то никакое возмещение не взимается [и, вероятно, виновный сам отдаётся в рабство?]); и о рабыне, которая «сочла себя равной своей госпоже» (§ 22-23; § 22: рабыня, позволившая себе равняться с госпожой [например, на том основании, что она родила господину сына?] и проклинать её, должна «промыть рот одной мерой соли» [око. килограмма]). Из юридических документов той эпохи видно, что в случае сомнения – является человек рабом или нет, эти люди могли оспаривать свое рабское состояние в суде (впрочем, как правило, когда был доказан рабский статус человека, процесс они проигрывали).

Параграфы 27-29 посвящены защите землевладельца от противоправных действий других лиц, а также от недобросовестного арендатора. Эти статьи наиболее интересны, так как аграрные Законы Ур-Нàмму явно касаются частных, а не государственных полей (§ 27: конфискация доходов и штраф в сумме производственных затрат взимался с лица, незаконно захватившего чужое поле; § 28: за затопление чужого поля [по небрежности] возмещение в 3 гура [около 900 л ] ячменя за 1 ику [0,3 га ] поля; § 29: то же возмещение, если арендатор не возделает арендованное поле и оно превратится в пустошь).

Законы Липит-`Иштара (1934—1924 годы до н.э. пр.)

Следующий из сохранившихся законодательных памятников относится к периоду царствования 5-го правителя I династии `Иссина по имени Липит-`Иштар (1934-1924) – он более всего известен составленными при нем законами (Законы Липит-Иштара – ЗЛИ). Издание их свидетельствует о дальнейших сдвигах в общественном развитии Двуречья, о всё большем значении, которое приобретали частные хозяйства, и о необходимости правового регулирования как этих отношений, так и в особенности взаимоотношений частных лиц с государством. Дошедший до нас со значительными повреждениями текст на шумерском языке (возможно, существовал аккадский оригинал) состоит из «Пролога», примерно 43 статей, и «Эпилога».

Законы Липит-Иштара начинаются кратким введением («Прологом»), впоследствии довольно точно повторенном при составлении знаменитых Законов Хаммурапи. Из него мы узнаем, что бог Áну, отец всех богов, и бог `Энлиль, хозяин всех стран, отдали богине Нин-Инсине `Иссин и царскую власть над Шумером и Аккадом (Ки-Ури) и затем поручили эту монархическую власть Липит-Иштару для искоренения зла и пороков; что Липит-Иштар, государь Шумéра и Аккàда, исполнял обязанности культового вождя в территориальных общинах (“номах”) Нùппура, `Ура, Эреду, `Урука и Иссина; что он установил «справедливость», заключавшуюся в том, что граждане и гражданки Нùппура, Ура, Иссина и всего Шумера и Аккада, попавшие в рабство, были освобождены. Липит-Иштар сообщает, что он установил «освобождение» от повинностей и, возможно, от долгов для «сыновей и дочерей» (т.е. граждан) Нùппура, Ура и Иссина, а также для (всех?) «сыновей и дочерей» Шумера и Аккада. Из дальнейшего текста видно, что «освобождение» было лишь частичным и состояло в сокращении сроков несения повинностей – согласно давнему обычаю он установил ответственность родичей в пределах каждого «дома» (э) за несение повинностей: «Раньше „дом отца" и „дом (неразделенных) [братьев]" (т. е. хозяйство большой семьи до и после смерти главы семьи – И. Д.) целиком несли повинность, я же, Липит-Иштар (так приказал): в „доме отца" и в „доме (неразделенных) братьев" 70 (человеко-дней в году) пусть несут повинность, а в доме, где только один мужчина, месяц (и) 10 дней[13] – пусть несет повинность». К сожалению, не вполне ясно, относится ли это постановление к царским людям или к гражданам общин, но, судя по общему контексту, скорее к последним. Норма не слишком высока, учитывая непременную необходимость для жизни в стране поддерживать ежегодной копкой проходимость каналов для воды. Любопытно, что для государевых людей (мушкенумов) норма общегосударственной повинности была установлена значительно меньше – всего 48 дней в год на семью что оставляло больше времени для работы на собственные нужды и на нужды дворца. Правда, неизвестно, при ком именно из правителей Иссина такая норма была установлена – возможно, несколько позже, уже при Бур-Сине II (после 1896 г. до н. э.).

Вслед за введением в Законах Липит-Иштара излагались 43 статьи[14] законов (не все из них сохранились) и, наконец, следовало заключение, в котором говорится, что по велению богов эти законы были высечены на каменной стеле (до нас дошли только фрагменты их копий на глиняных плитках), и призываются проклятия на голову возможного разрушителя надписи.

 

Нумерация статей отличается от ныне принятой

Свод законов Липит-Иштара

Пролог

Когда великий Ан, отец богов, (и) Энлиль, царь всех земель, владыка, который устанавливает решения,...Нинисинне. дочери Ана,... за ее... радость... за ее ясное чело; когда ей дали царство Шумера и Аккада (и) благосклонное правление в её (городе) Исине,... установленном Аном. Когда Ан (и) Энлиль призвали Липит-Иштара, то Липит-Иштар, мудрый пастырь, чье имя было произнесено Нунамнир, на царство страной, чтобы установить справедливость в стране, устранить жалобы, дать отпор врагу (и) предупредить восстания силой оружия, (и) принести благоденствие шумерам и аккадцам, тогда я, Липит-Иштар, скромный пастух Ниппура, добропорядочный фермер Ура, что не покидает Эриду, достойный быть владыкой Эреха, царем Исина, царем Шумера и Аккада, который дорог сердцу Инанны, установил справедливость в Шумере и Аккаде в соответствии со словом Энлиля. Истинно, в те дни я позаботился... свободе сынов и дочерей Исина, сынов и дочерей Шумера и Аккада, на которых... узы рабства...были наложены. Истинно, в соответствии с... я сделал отца опорой детям, (и) детей опорой отца; я повелел отцу стоять рядом с детьми (и) детям стоять рядом с отцом; в доме отца (и) в доме брата я.... Истинно, я, Липит-Иштар, сын Энлиля, привел семьдесят в дом отца (и) в дом брата; в дом холостяка я привел... за десять месяцев... жена мужа,... дитя мужа....

 

Законы

1.... что был учрежден...

2....

3.... собственность из дома отца от его...

4.... сын государственного чиновника. сын дворцового чиновника, сын попечителя...

5.... корабль... ему следует...

6. Если человек наследует судно (и) снаряжает его в плавание от его...

7.... дар... ему следует...

8. Если он отдал свой сад садовнику, чтобы тот ухаживал за ним... (и) садовник... владельцу сада...

9. Если муж дал пустошь (другому) человеку, чтобы тот насадил фруктовый сад, (и последний) не насадил сад на всей пустоши, то он должен человеку, который сажал сад, отдать часть неосвоенной пустоши, которая им не освоена, в качестве части его доли.

10. Если человек вошел в сад (другого) человека (и) был схвачен там за кражу, он должен уплатить 10 шекелей серебром.

11. Если человек срубил дерево в саду (другого) человека, он должен уплатить 1/2 мины серебром.

12. Если примыкающая к дому человека пустошь (другого) человека не освоена. и хозяин дома сказал владельцу пустоши:"Из-за того, что земля не освоена, кто-нибудь может вломиться ко мне в дом; укрепи свой дом", (и) соглашение это им подтверждено, то владелец пустоши должен будет возместить владельцу дома любое утраченное имущество.

13. Если рабыня или раб человека сбежал и укрылся в центре города, (и) если подтвердилось то, что он (или она) нашли прибежище в доме (другого) человека в течение месяца, он должен отдать раба за раба.

14. Если у него нет раба он должен будет заплатить 15 шекелей серебром.

15. Если раб человека отработал свое рабство своему хозяину (и) если это подтверждено (что тот отработал) хозяином дважды, тот раб может получить свободу.

16. Если миктум является подарком царя, он не подлежит отчуждению.

17. Если миктум пришел к человеку по своей собственной воле, тот человек не смеет удерживать его; он волен идти куда пожелает.

18. Если человек без разрешения принудил (другого) человека к тому, в чем (последний) ничего не смыслит, то тот человек не заслуживает одобрения; он (первый человек) должен нести наказание за то дело, к которому он принуждал его.

19. Если владелец имения или владелица имения не выплатил налог на имение (и) его выплатил другой человек, то в течение трех лет запрещается выселять человека из имения. (После этого) человек, уплативший налог на имение, становится владельцем имения, (и) прежний владелец поместья не может оспаривать его право.

20. Если владелец имения...

21. Если человек из наследников захватил...

22. Если... дом отца... он женился, то дом отца, полученный ею в дар от отца, он получит, как ее наследник.

23. Если отец жив, его дочь, независимо от того, кто она, ниндигир, или лукур, или храмовая прислужница, будет проживать в его доме в качестве наследницы.

24. Если дочь в доме своего здравствующего отца...

25. Если вторая жена, на которой он женат, родила ему детей, то приданое, которое она принесла из дома своего отца, принадлежит ее детям; дети же от его первой жены и дети от второй жены поровну поделят имущество своего отца.

26. Если человек женился и его жена родила ему детей, и эти дети живы, и рабыня также родила детей своему хозяину, (но) хозяин даровал свободу рабыне и ее детям, то дети рабыни не имеют права делить имение с детьми своего (прежнего) хозяина.

27. Если его первая жена умерла и после ее смерти он берет в жены рабыню, то дети от его первой жены являются его первыми наследниками; дети, рожденные рабыней своему хозяину, будут, как... и его дом они,...

28. Если жена человека не родила ему детей, (а) гетера с публичной площади родила ему детей. он должен обепечить гетеру зерном, маслом и одеждой; дети, которых родила ему гетера, станут его наследниками, но покуда жива его жена, гетера не может прожива

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...